О живописи в прошлом и о недостатках современных живописцев
Эта и следующая главы менее объемные, и в них содержатся поучения и методологические советы Леонардо для художника.
«Первая картина состояла из одной-единственной линии, которая окружала тень человека, отброшенную солнцем на стену.»
Да Винчи говорит о том, что ни в коем случае нельзя подражать манере другого, ведь если природные вещи существуют в столь великом изобилии, то скорее хочется прибегнуть к ней, чем к мастерам, которые научились у нее. Живопись из века в век склоняется к упадку и теряется, когда у живописцев нет иного вдохновения, кроме живописи уже сделанной.
Каким должен быть живописец
«Живописец спорит и соревнуется с природой.»
В данной главе Леонардо выстраивает свою теорию о том, каким должен быть настоящий живописец. Так, его ум должен быть подобен зеркалу, который превращается в цвет того, что оно имеет в качестве объекта, и наполняется столькими образами, сколько существует предметов, ему противоположных.
Мастер говорит о том, что настоящего живописца отличает любовь к живописи и к Богу, а великая любовь порождается великим знанием предмета, который ты любишь, поэтому живописец должен проводить все время, свободное от живописи за познанием предметов. Так же автор не признает жажды к славе и деньгам, потому что это влечет за собой расторопность и незаконченность картин, которые, конечно же, не могут называться великим произведением.
Хорошего мастера отличает не то, что он может рисовать одну деталь бесконечно прекрасно, а то, сколько таких деталей он сможет так нарисовать. Ведь не будет заслуживать похвалы тот живописец, кто умеет превосходно рисовать тело, но совершенно не умеет рисовать лица. Следовательно, тот не будет универсальным, кто не любит одинаково все вещи, содержащиеся в живописи.
После этого Леонардо говорит о том, что тот мастер продвигается к совершенству, произведения искусства которого превзойдены суждениями. Тут имеется ввиду то, что прежде чем создать произведение, сначала в уме мастера должно быть суждение о нем. Под суждением Леонардо понимает вышеназванные 10 суждений, которыми оперирует живописец.
Когда суждение превосходит произведение, то это произведение никогда не перестанет совершенствоваться, если только скупость не помешает этому. Когда произведение наравне с суждением, то это печальный знак для такого суждения.
Что предшествует суждению? Душа. Она, правящая и управляющая каждым телом, есть то, что образует наше суждение еще до того, как она станет нашим собственным суждением.
Подводя итог рассуждениям о том, каким должен быть живописец, Мастер выделяет четыре необходимых условия:
Математика, относящаяся к этой живописи;
Отсутствие товарищей, чуждающихся своих занятий;
Мозг, способный изменяться от разнообразия предметов, перед ним находящихся;
Удаленность от других забот.
Обучение живописца
«Жалок тот ученик, который не превосходит своего учителя.»
В этой главе Леонардо объясняет, в какой последовательности следует обучать будущего живописца. Сначала его необходимо обучить правилам перспективы. Затем обучить его мере, далее ему следует показывать рисунки хорошего мастера, чтобы он из них понял, как правильно рисовать простые вещи. Потом ему следует попрактиковаться, срисовывая с натуры. Следующий этап — рассматривание различных мастеров и уже на последнем этапе задача ученика — привыкнуть к практическому осуществлению и работе в искусстве.
Между тем, Да Винчи отмечает, что сначала нужно научиться прилежанию, а уже затем быстроте.
О живописи и перспективе
В последующих главах Леонардо делится знанием о том, как правильно заниматься живописью.
Живопись, говорит он, распространяется на все 10 обязанностей глаза (суждений).
В природе существует три вида перспективы:
Уменьшение фигур тел — зависит от глаза;
Уменьшение величин тел — зависит от воздуха между глазом и предметом;
Уменьшение цветов тел — тоже зависит от воздуха между глазом и предметом.
Второе в живописи — подходящие позы, изменяющиеся от телосложения. Первое — рельеф, а вовсе не краски, как это считается.
«Не всегда хорошо то, что красиво — это любовь к краскам, а не к рельефу.»
Глаз посылает через воздух свое подобие всем противостоящим ему объектам и получает их на себя, то есть на свою поверхность, откуда общее чувство их рассматривает и то, что нравится ему, посылает памяти.