Б1 В9. О недостатках неудовлетворенности

Строфа 35

О благородный, страданий будет столько же,

Сколько у тебя имущества.

Если желания скромны, то и страданий будет мало.

Чем больше голов у королей нагое,

Тем больше у них страданий.

Если не имеешь богатства удовлетворенности, у тебя будет столько же страданий, сколько имущества. Поскольку обращение «благородный» связано с дисциплиной, то здесь (к королю) обращаются как к тому, кто по натуре благороден и в совершенстве овладел дисциплиной. Тот, кому недостает удовлетворенности, может иметь много имущества. Но, обладая богатствами, он страдает сначала от того, что их трудно обрести и оберегать; потом от того, что они не приносят настоящего удовлетворения; наконец, оскудение богатства и его потеря тоже весьма болезненны. Удовлетворенный человек, имеющий мало желаний, не будет много страдать. Как говорится, чем больше голов у королей нагов – существ, обитающих под землей или в океане, – тем больше у них страданий.

Б2. Развитие высшего сосредоточения в медитации

А. Основы сосредоточения в медитации22.

Б. Сущность сосредоточения в медитации.

Б2 А. Основы сосредоточения в медитации

1. Связывание врат чувств.

2. Умеренность в потреблении пищи.

3. Усилия в йоге бодрствования.

Б2 А1. Связывание врат чувств

А. Наставление мирянам: не следует иметь плохую жену, создающую препятствия для сосредоточения в медитации и продвижения по пути Освобождения.

Б. Наставление мирянам: имея хорошую жену, обладающую противоположными качествами, следует уважать ее и почитать как божество.

Б1 В9. О недостатках неудовлетворенности - student2.ru

Джецюн Рендава

Б2 А1 А. Наставление мирянам: не следует иметь плохую жену, создающую препятствия для сосредоточения в медитации и продвижения по пути Освобождения

Строфа 36

Та, что враждебна к тебе, как палач,

Та, что не уважает мужа, как важная дама,

Та, что крадет даже мелочи, как вор, —

Этих трех разновидностей жен следует избегать.

Плохая жена, злая и враждебная, которая относится к тебе как к врагу, заводит отношения с другими мужчинами, разрушает ваш брак, наносит тебе ущерб и создает проблемы телом, речью и умом, подобна палачу. Та, что не почтительна к мужу и не уважает его, как королева или важная дама, подобна человеку очень властному. Та, что крадет даже мелочи, вещи, почти не имеющие ценности, не говоря уже о крупных, подобна вору. Все эти три разновидности жен неблагоприятны, если хочешь жить добродетельно. С ними трудно иметь дело. Их следует избегать и не доверять им.

Б2 А1 Б. Совет уважать хорошую жену, обладающую противоположными качествами, и почитать ее как божество

Строфа 37

Ту, что пребывает с тобой в согласии, как сестра,

Заботится о тебе, как ближайший друг,

Желает тебе блага, как мать, и помогает,

Как лучший слуга, следует почитать

подобно семейному божеству.

Есть четыре разновидности хороших жен, живя с которыми ты увеличишь добродетель, радость и счастье, поэтому на них нужно полагаться:

• та, что подобна сестреили брату – не создает трудностей, с любовью относится к мужу и находится в согласиис ним телом, речью и умом;

• та, что, как ближайший друг,любящий и приносящий радость, заботитсяо муже;

• та, что, подобно матери,облегчающей страдания сына и выполняющей его желания, устраняет невзгоды супруга и желаетприносить ему благо;

• та, что помогаетмужу, как лучший слуга;выполняет пожелания и поддерживает его.

Если у тебя такая спутница жизни, это не даст твоему уму впасть в распутство из-за ее презрения к тебе, недостатка любви и близости. Подобно семейному божеству,на которое ты полагаешься, которому приносишь дары и оказываешь почтение, она заслуживает подношений пищи, одежды и украшений. Ее нужно почитать.

Б1 А2. Совет мирянам и монахам соблюдать умеренность в еде

Строфа 38

С пониманием, что еда подобна лекарству,

Принимай ее без желания и отвращения,

Не для того, чтобы набить живот, без гордости

И тщеславия, но исключительно

для поддержания тела.

Если соблюдать умеренность в еде, не возникнет препятствий в медитации. Едаи напитки утоляют голод и жажду и поддерживают здоровым тело, обладающее свободами и благоприятными обстоятельствами. Зная это и понимая,что еда подобна лекарству,относись к ней без мотивации желания и отвращения.С таким отношением не попадешь под влияние трех мешающих эмоций желания в отношении тела, не станешь стремиться просто набить животили хорошо питаться из гордостии заносчивости, желая превзойти других, или из тщеславия,находя удовольствие в укреплении своего тела. Рассматривай еду только как средство поддержания тела– основы полезной деятельности на благо себе и другим. Это поучения для монахов и мирян Великой колесницы.

Однако йогинам, соблюдающим обеты тайной мантры и имеющим правильную мотивацию, уместно принимать много хорошей пищи для соблюдения «самайи еды» и укрепления ваджрного тела23.

Б2 АЗ. Совет монахам и мирянам прилагать усилия в йоге бодрствования

Строфа 39

О благоразумный, повторяй Учение до конца дня,

А также в первую и последнюю часть ночи.

Затем в промежутке спи осознанно,

Чтобы даже сон не был бесплодным.

Чтобы в медитации не возникло препятствия сонливости, нужно соблюдать умеренность во сне. Благоразумный,как называют короля, должен до конца дняусердно совершать различные полезные дела и сосредоточенно медитировать. Затем, в течение ночи,которая разделена на три части между закатом и рассветом, первую и последнюю частьпосвятить повторению ученийили медитации. В промежуточную часть ночи нужно спать, по возможности приняв «позу льва», когда ты лежишь на правом боку, одна нога поверх другой, правая рука под щекой, а левая вытянута вдоль бедра. Для того чтобы даже сон не былнейтральным или вредным, т. е. приносил пользу, следует размышлять так: «Вскоре я должен встать и снова с усердием совершать полезные дела, в частности, сосредоточенно медитировать». Помня об этом, спи в промежуточныйпериод.

Во время сна, спишь ли ты сидя или лежа, нужно выполнять йогу сна в соответствии с той духовной Колесницей, которую практикуешь. Те, кто следует Великой колеснице, должны выполнять практику тонглен, принимая и отдавая свет в процессе засыпания, и сохранять осознанность, насколько это позволяют индивидуальные способности. Применять методы преобразования сна в полезную деятельность очень важно.

Наши рекомендации