Специфика проектного мышления в дизайне. «Мера человеческого» в проекте. Методы проектирования. Концепция проекта.

Проектное мышление, отличается целостностью, системностью, образностью и инновационностью.

Отправной точкой проективной деятельности выступает человек. Понятие «мера человека» в современной культуре предполагает возрастающее внимание к индивидуальности и индивидуальным запросам заказчика. Здесь весомое значение имеет такая наука, как эргономика. Так же генеральной функцией дизайна является гармонизация, оптимизация среды окружающей человека.

Проектная работа дизайнера: сначала дизайнер видит наиболее общие признаки вещи, движется от общего к частному, но этим не ограничивается. Проект это не только видение вещи, ее смысла и функций, но и видение ее производства и гармоничное внедрение в среду.

Главные требования в подходе к проекту вещи в дизайне заключаются в: 1) осознанной соразмерности (мере) будущей вещи человеку, создании вещи для конкретно-исторического человека. 2) главное - эстетическое отношение, но нельзя забывать о функции.3) Вещь – это целое.

16. Сущность техники (по работам К. Ясперса, Н. А. Бердяева, М. Хайдеггера). Соотношение технического, эстетического и художественного в дизайн-проектировании.

К. Ясперс. Техника как средство: Использование техники дает человеку власть над природой. Господство человека достигается с помощью знания. Целями властвования над природой являются облегчение жизни человека, сокращение ежедневных усилий, затрачиваемых на существование, увеличение удобств. Смысл техники - состоит в освобождении от власти природы. Ее назначение - освободить человека как живое существо от подчинения природе с ее бедствами, угрозами, оковами. Но при этом возникает опасность того, что человек задохнется в той своей второй природе, которую он технически создает...Ясперс утверждает, что эпоха преобразований носит, прежде всего, разрушительный характер.

Н. А. Бердяев.Душа человека и техника. Он, как и К. Ясперс, видит в технике разрушительную силу. Прежде всего, для души человека, т.к. техника по своей сути антигуманна. Душа избежит этой гибели если она будет опираться на Бога. Бердяев понимал не только опасности, но и великие возможности технического прогресса: техника – служит доказательством силы человека, его господства в мире, однако эта власть может быть как благодетельной, так и разрушительной, и поэтому необходима этика техники. Она заключается в том, что люди начинают задумываться не столько над тем, какую личную пользу будут иметь от нее, сколько над тем, как избежать губительных последствий ее использования.

Хайдеггер..Немецкий философ отвергает тезис о том, что техника есть средство в руках человека. Напротив, именно человек «выдан» технике, «затребован» ею. В этом истоки опасности, которая подстерегает человека. В основе технической деятельности М. Хайдеггер видит присущее людям стремление к познанию. Он показал, что последствия вторжения техники многообразны и в отдаленной перспективе даже трудно предсказуемы. Вместе с тем обнаруживается и другая, «позитивная» тенденция. Техника оказывается не просто инструментом, она выражает в себе новое отношение человека к миру, новый способ раскрытия бытия.

Художественное проектирование - не только создание вещей. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам, дизайнер формирует окружение человека, которое будет влиять на него. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна. Проект это не только видение вещи, ее смысла и функций, но и видение ее производства и гармоничное внедрение в среду.

Вопросы в ГЭК по курсу «История графического дизайна и рекламы»

  1. Термин граф.дизайн и место его в системе дизайна. Становление и основные этапы развития графического дизайна в России и за рубежом.

Графический дизайн - представляет собой результат постепенного слияния двух направлений в художественной культуре. С одной стороны, популярного коммерческого искусство (афиши, реклама, газетные и журнальные иллюстрации). С другой стороны — современного изобразительного искусство, развивавшегося в Европе. Первоначально этот термин означал художественное расположение и монтаж на печатном листе текста с изображением в процессе создания зрительно-словесного ряда. В настоящее время сфера деятельности графиков-дизайнеров существенно расширилась.

Графический дизайн — интернациональное явление (одно из его современных названий «viscom» — «визуальный коммуникатор»), решающее такие комплексные задачи проектирования сложных структур, как выработка единых систем знаков, создание фирменных стилей, образа целых отраслей промышленности, обновление зрительно-информационного ряда учебников, создание визуальных комплексов для крупных мероприятий, выставок и т.д.

История: 1611г – Англия. Первый патент на создание инфо агенства.

1680 – первая иллюстрация в газете.

1789 – начало американской рекламы

1797 - Англия. Создание литографского станка Алоизом Зенефельдером.

Литография – многокрасочная печать.

1802 – Германия. Первое пособие «как писать рекламные объявления»

1898 – создание объединения Мир искусства: живопись, графика, сценография. Стиль Модерн. А. Бенуа, К. Сомов, Л. Бакст, Е. Лансере, М. Добужинский, С. Дягелев.

1918 - Первая промышленная выставка. «Постоянная промышленно-показательная выставка ВСНХ»

20г. 20в - ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН

Художники – «производственники» (экспозиции выставок, работы для театра, графика, реклама, одежда, ткани). Работы Б.И. Арватова (1896 – 1940) и других идеологов пролеткульта и производственного искусства.

1987 – Учреждение союза дизайнеров ссср

  1. Реклама: понятие, сущность. Цели, задачи, функции рекламы. Классификация видов, средств и форм рекламной деятельности.
  1. Особенности рекламного процесса в Англии конца 19-20в.
  1. Становление и развитие граф.дизайна в США. Особенности американского коммерческого дизайна.
  1. Французская реклама конца XIX – начала XX вв. А. Тулуз-Лотрек.

В Париже, как и в Лондоне обилие афиш и листовок., в связи с этим правительство создает спец.рекл.издание «афиши, анонсы и разнообр.сообщения, появление рекл.тумб. Лидерство в многоцвет журнале. В 19.в. в Париже возникают мастерские литографов. Плакатный бум заслонил развитие рекламы, «высокое иск-во в рекламе».

ТУЛУЗ-ЛОТРЕК, (1864-1901), французский живописец, рисовальщик, литограф. Принадлежал к одной из самых древних аристократических семей Франции. В отрочестве сломал обе ноги и остался калекой. Лишенный возможности вести традиционный для провинциального дворянина образ жизни, решил посвятить себя живописи. Лотреку нравились смелая, выразительная угловатость произведений Дега и уплощенная перспектива и линеарность японских гравюр; на основе этих источников он создал собственный оригинальный стиль.

В 1884-1885 Лотрек переехал на Монмартр, который был тогда центром парижской художественной жизни, где прожил практически до конца дней. Здесь он находил сюжеты для большинства работ: кабаре и танцзалы ("Мулен Руж"). Лотрек оставил после себя огромное наследие. Он создал множество цветных рисунков, посвященных цирку и циркачам, рисунки и литографии с изображениями велосипедистов, жокеев и других спортсменов, портреты выдающихся актеров и актрис, в том числе Сары Бернар, и знаменитую серию картин на темы, связанные с парижскими публичными домами и жизнью их обитательниц. Тулуз-Лотрек одним из первых серьезно занялся созданием афиш, он поднял жанр рекламного плаката до уровня высокого искусства.

С ранней молодости Тулуз-Лотрек много пил; беспутный образ жизни, напряженная, сосредоточенная работа и многие часы, проведенные без сна, быстро подорвали его и без того слабое здоровье. Умер Тулуз-Лотрек от паралича в одном из семейных поместий близ Бордо 9 сентября 1901.

  1. Графический дизайн в России дореволюционного периода XIX века. Стиль Модерн.

Связан с объективными переменами в обществ.жизни эпохи, и происходил практически одновременно в к-ре разных стран. У России свои специфические формы его развития: если на западе художники модерна черпали вдохновение в демонизме, эротизме женщины, то у нас в сказках.

В конце 19в. вся худ.жизнь подвластна новому сознанию – нов.стиль. Всемирная выставка Les Modernes – 1901г., вывела стиль модерн на пик моды, он возникал как демократический стиль, стремился внести иск-во в повседневную жизнь и быт. Важная идея – идея синтеза, нелбходимости целостности ансамблиевого решения любого объекта. Отрицание принципа историзма, обращение к природе: прир. цветочные мотивы (ирисы, лилии, хризантемы, орхидеи…), волны – морская стихия. Женский образ – утонченный, возвышенный, сказочный. Блеклые, приглушенные цвета.

  1. Создание худож.культуры книжного дела в эпоху «стиля модерн». Концпция проектирования книги как целостного организма: И. Билибин, А. П. Остроумова-Лебедева, Г. Нарбут.

Дизайн газет и журналов, как и любой другой дизайн, зависит от уровня развития технологий. Газеты появились одновременно с процессом книгопечатания. 100 лет назад статьи в газете печаталась в одну колонку. Материалы следовали друг за другом. Заголовки, как правило, были прямолинейные. Газеты были дешевым и удобным средством информирования и развлечения. Во время Первой мировом войны в газете Express благодаря появлению заголовков, занимающих несколько колонок, и заголовков на всю ширину полосы подача материала приобрела более презентабельный вид. 1930 г. - техническая сенсация - наконец была создана газета, выделявшаяся сильными заголовками, четкими формами и непривычным внешним видом. В 1933 году редактором Express был назначен Артур Кристиансен. Многие обозреватели считают его самым влиятельным редактором в сфере газетного дизайна. Его выбор шрифта и переход к более современным стилям заголовков превратили Express в одну из самых продаваемых ежедневных газет своего времени.

В 1934 году Гарри Бартоломью преобразовал Mirror'и Sunday Pictorial в таблоиды с крупными заголовками, набранными жирным гротеском, и с большими (по тем временам) иллюстративными разворотами.

Началом существования можно считать выставку русских и финляндских худ-ов 1898г. Был создан деятелями, отличавшимися необычайно высокой образованностью, культурой.

Разрабатывая свой стиль они исходят из двухмерности листа, согласовывают хар-р графики и шрифт.набора. Графику отличают: отсутствие иллюзорности, стилизованный рисунок, игра черного и белого, линии и пятна. Мотивы: виньетки, цветы, ленты, гирлянды, вазы. Соотносили свое ТВ-во со всем тем, что происходило в мир.ик-ве. Постепенно в графике и живописи начинают преобладать мотивы взятые из прошлого, ретроспективность – отличит.черта.

Били́бин — русский художник, книжный иллюстратор и театральный оформитель. Художественный талант Билибина ярко проявился в его иллюстрациях к русским сказкам и былинам, а также в работах над театральными постановками. Начиная работу над рисунком Билибин набрасывал эскиз будущей композиции. Чёрные орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии.

Бенуа́ — русский художник, историк искусства, художественный критик. Художником были созданы иллюстрации к поэме А. С. Пушкина «Медный всадник». В 1918 г. Бенуа возглавил Картинную галерею Эрмитажа, издал её новый каталог. Продолжал работу как книжный и театральный художник.

Остроумова. Известна главным образом как мастер пейзажа; положила начало возрождению русской оригинальной (в т. ч. цветной) ксилографии, работала также в технике литографии и акварели. Изображая в основном виды Петербурга, и его окрестностей, выявляя органическую слитность архитектуры с окружающей природой.

Нарбут - Автор первых украинских государственных знаков (банкнот и почтовых марок) и проекта герба Украинской державы. Его графика отличается декоративностью и чёткостью контурного рисунка.

Улья́нов Николай Павлович

(1875—1949), живописец и график, заслуженный деятель искусств РСФСР (1932), член-корреспондент АХ СССР (1949). Член «Мира искусства». Психологические портреты («К. С. Станиславский за работой», 1947), исторические картины, серия «Пушкин в жизни» (30-е гг.). Работал как театральный художник (оформление «Дней Турбиных» М. А. Булгакова во МХАТе, 1926). Государственная премия СССР (1948).

  1. Графический стиль участников в объединении «Мир искусства».
  2. Издательство Кнебель. Издательство Сытина (дизайн книг, книжная реклама).

Кнебель - создатель первого в России специализированного издательства по искусству. Выпущенные им около 700 изданий, отличаются хорошей подготовкой и художественным оформлением. Ряд изданий Кнебеля отмечен высшими наградами всероссийских и международных выставок книжного дела.

Сытин - московский издатель, книготорговец, к началу первой мировой войны выпускавший четвертую часть всей книжной продукции России. Издания И.Д. Сытина, владевшего двумя самыми крупными в Москве и хорошо оборудованными типографиями, отличались высоким уровнем полиграфического исполнения, выходили большими тиражами и стоили сравнительно дешево. Сытин сумел наладить выпуск не только книг и брошюр на любой вкус, но и чрезвычайно популярных периодических изданий, охватывающих интересы различных групп читателей. Среди них: газеты «Правда Божия», «Русское слово» и др.; журналы «Вокруг света», а также иллюстрированные приложения к журналу «Вокруг света».

  1. Рекламная графика первых лет советской власти. Маяковский. Промискусство и графический дизайн. Малевич, Родченко, Степанова.

Советский политический плакат появился после Октябрьской революции. Можно сказать, что это первая реклама нового государства. В 1920-е гг. агитационный плакат обогатился новой пролетарской тематикой и персонажами - рабочий, работница, пионер. Основным заказчиком рекламы в послереволюционнное время было государство, но все же доля рекламы доставалась и торговым объединениям. Крупнейший заказчик зтого периода -«Моссельпром». Советская социальная реклама периода НЭПа связующее звено правительства с народом. На помощь пришел конструктивизм.

А. Родченко был среди родоначальников конструктивизма. Черты: новаторское использование контрастной светотени, композиционное построение кадров - «перспектива Родченко» и «ложная перспектива Родченко». Увлечение А. Родченко творческим фотомонтажом позволило выступить первооткрывателем новой плакатной формы. (Реклама фильма «Киноглаз», ленгиз.)

"Окна РОСТА" , где работал Маяковский. Острые, сатирические плакаты с краткими, легко запоминающимися стихотворными текстами разоблачали врагов молодой Советской республики, освещали злободневные события. Плакаты, выполнялись и размножались с помощью трафарета до 150 и более экземпляров, затем выставлялись в витринах в Москве и др. городах. В "Окна РОСТА" широко использовались традиции лубка, отличались подчёркнутой простотой и лаконизмом изобразительных средств, раскраска в 2—3 цвета.

  1. Товарные знаки и малые формы рекламы в СССР в период с 1917 – 1990гг.

Наряду с плакатами в 20-е годы уделялось особое внимание малым рекламным формам: этикеткам, вкладышам, открыткам, упаковкам. На них нередко присутствовала одновременно и дореволюционная, и советская эмблематика, причина этому - популярность привычного оформления товаров для потребителя.

Во вновь разработанных этикетках и товарных знаках ведущими изображениями стали силуэты заводских корпусов, дымящие трубы, штабеля готовой продукции. Эта тенденция еще усилиться в период индустриализации 30-х годов.

В начале 30-х интерес правительства к проблеме товарного знака определялся главным образом задачами экспортной торговли. К началу 30-х Советский Союз заключил соглашения о взаимной регистрации знаков с Германией и рядом евр.стран. С 1935 правила создания, регистрации и охраны торговых знаков становятся актуальными для внутрисоюзной торговли, по мере расширения производственного и потребительского ассортиментов. Доминирующим стилистическим направлением в облике товарных знаков 30-х становится тяга к максимальной реалистичности и детализации изображений.

В 50–60-е годы значительный интерес у торговых организаций имели такие малые формы рекламы, как листовка, вкладыш, открытка, этикетка, ярлык. Во многих случаях их издание и распространение осуществляли крупные торговые предприятия: тресты, универмаги, гастрономы. К этому времени многие предприятия так и не обзавелись товарными знаками. Мастерам прикладной графики предстояло выполнить десятки тысяч товарных знаков... Наиболее плодотворной линией в развитии товарного знака оказалась та, ко­торая была связана с поисками символических образов, вызываю­щих ассоциации с продукцией. в 70-е годы появляется все больше предприятий, продвигающих свой фирменный стиль в этикетках, упаковке, в папках для бумаг (это требовала партия).

Наши рекомендации