Особенности развития дизайна в постиндустриальном обществе.

Со временем роль дизайна изменилась. Вместе с архитектурой и ДПИ он отвечает за всю предметно-пространственную среду, имеет непосредственное отношение к учету национ.традиций. удовлетворению индивидульных потребностей и т.д. И все это в условиях постоянного научно-технического прогресса. И здесь все больше нарастают вызванные им социальные и экологичекие проблемы.

Экологическое начало проявляется в дизайне теперь не только в пересмотре материалов, технологий, сроке службы изделий, но прежде всего носит просветительскую функцию. Концепции и проекты, ориентированы на воспитание нового общественного отношения к природе. В области экологической эстетики разработки ведутся уже давно, и уже выработаны принципы: согласно им, продукты дизайна должны быть привлекательными, благоприятно воздействующими на психику человека, восприниматься органично, предоставлять человеку свободу самовыражения, выступать стимулятор экологического сознания.

10. Сущность, структура и функции дизайна. Дискуссия о возрасте дизайна. Определение дизайна, данное ИКСИД: критический анализ.

Генеральная функция неповторимую потребность культуры и человека в дизайне. Генеральной функцией дизайна - функция создания эстетически выразительных предметных форм, гармонизирующих жизнь человека в условиях крупного машинного производства. Это и будет сущность дизайна.

Функции:

- Гуманизирующая функция. У разных людей их среда обитания будет различна, поэтому дизайн работает на конкретного потребителя. Граница гуманизации проходит между формами, подтверждающими человека, и объектами опасными для него.

- Организующая функция. Наиболее наглядно это проявляется, когда работа ведется в больших масштабах - организация пространства выставки или супермаркета, создание целостной городской среды и т.п.

- Рационализирующая функция. В своих продуктах дизайн стремится органично сочетать выразительность и целесообразность.

- Экологическая функция. Вещь не только существует, но рано или поздно должна исчезнуть. Продукты дизайна ответственны за гармоничное отношение человека с природой.

Можно говорить о превой всемирной пром.выставке 1851 г., о Веркбунде и Баухаузе, но на мой взгляд именно в США в 20-е гг. зародился дизайн.

В США , которые первыми ощутили кризис перепроизводства в конце 20-х гг., дизайн начал развиваться как коммерческая служба. С его помощью потребителя вынуждают покупать новые часы, хотя еще работают старые и т.д. Тогда это было необходимо.

Дизайн - формотворческая деятельность, целью которой является определение формальных качеств промышленных изделий. Эти качества включают и внешние черты изделий, но главным образом структурные и функциональные связи, которые превращают изделия в единое целое как с точки зрения потребителя, так и с точки зрения изготовителя». ИКСИД (1964 г.)

В понимании М. Хайдеггера вещь это то, что лишено души и может раскрыть себя в процессе взаимодействия с человеком. Вещь не может быть автономна и самодостаточна. «Предмет» - это то, что отчуждено от человека, то, что нужно осваивать. Вещь становится для нас как что-то материальное, но не отличаемое от вещества природы, связанное с существованием человека и жизнью его в культуре. «Вещь» - одушевлена, «вещь» как освоенный предмет, «предмет» - неосвоенная вещь. 1. Вещь как совокупность её свойств и качеств. 2. Вещь как «единство многообразия, данного в чувствах». То есть познание вещи через чувства человека (зрение, слух, обоняние, осязание). 3. Вещь как сформированное вещество. То есть совокупность вещества и формы.

11. Понятие «смысл». Смысл вещи (по работам М. Эпштейна, В. Аронова, Г. Кнабе). Смысловая структура объекта дизайна. Значение учета смыслов в потреблении продуктов дизайна.

Смысл – значение объекта для человека.

Обычно вещь рассматривается с позиций человека как творца или потребителя. Не существует дисциплины, которая одновременно включала бы в себя не только сведения о физических, технических характеристиках вещи, но и знания о ее метафизических: символических, эстетических, культурных, антропологических смыслах. Попыткой создания подобной науки стала предложенная М.Н.Эпштейном «реалогия» (от лат. res - вещь) - дисциплина, смысл которой заключается в изучении вещи в соотношении с деятельностью и самосознанием человека. Важно провести терминологическое разграничение "предмета" и "вещи". Предмет превращается в вещь лишь по мере своего духовного освоения.

Г.С.Кнабе : В культуре соединяются два начала -духовное и материальное, и, следовательно, вещь как элемент культуры дуалистична, содержит и духовное и материальное начало. Духовные свойства вещи - свойства, созвучные духовным потребностям человека. Духовные и душевные свойства личности человека, его индивидуальность отражаются в его вещах. «Личная» вещь как атрибут «своего» пространства человека формирует его культуру. Вещь хранит миформацию о деятельности, поведении человека. Вещи создают предметную среду - вторую природу.

Дизайнер, следовательно, при создании вещи обязан думать о том, как вещь может повлиять на жизнь человека. Не будет ли это влияние для него негативным, губительным… Ведь дизайн по своему определению должен быть для человека.

12. Дизайн как эстетическая деятельность. Основные типы современного эстетического сознания и их учет в дизайн-проектировании.

Основными категориями эстетики являются - «прекрасное» и «безобразное».

Прекрасное - это высшая эстетическая ценность, которая рождается, когда окружающая нас реальность совпадает с нашими представлениями о совершенстве. Это нечто идеальное, лишенное какой-либо утилитарной цели и корысти.

Прекрасное - категория, выражающая единство красоты и добра. Внешняя гармоничность объекта проявляется только в свете нравственного содержания, благожелательного расположения к человеку.

Безобразное - антипод, противоположность прекрасного. Безобразно либо по форме, либо по содержанию.

Различают внешнее проявление безобразного - гниение, болезнь, распад - и внутреннее. Относительно человека - это моральное разложение, моральная деградация.

Безобразное, или не имеющее образа, формы, несоразмерное ни с чем, дисгармоничное выступает как отрицание эстетических ценностей, как уродливое, противоположное и враждебное добру и красоте. Именно потому, что безобразное есть антипод образа, следовательно, лишено человеческого содержания, оно антигуманно и зло. А если безобразное активно обращено против человека, подавляет и унижает его, то оно приобретает характер низменного.

Художественное проектирование - не только создание вещей. Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам, дизайнер формирует окружение человека, которое будет влиять на него. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества.

13. Понятие «форма» и его значение для осмысления дизайнерской деятельности. Форма и содержание. Форма и материал. Форма и структура. Представления об активности формы в практике дизайна XX века.

Форма есть то, благодаря чему данная вещь именно та, которой она является. Отсутствие формы - это отсутствие вещи. Именно по форме вещи мы понимаем, зачем эта вещь создана, понимаем ее назначение и выполняемые ей (либо с ее помощью) функции. Форма не существует без функции, она определяется ею. Форма сама по себе активна. Без формы мы уже не воспринимаем вещь, без формы она перестает быть вещью и становится веществом, из которого ранее была создана.

Присутствие содержания в форме, обуславливает его эстетическую ценность, что важно для продуктов дизайна. В эстетике отсутствие содержания в форме безобразно – различные образы смерти.

Форма учитывает и проявляет свойства материала, а материал соответствует при этом не только форме как таковой, но идее, замыслу.

14. Нравственно-эстетический аспект потребления и дизайн. Характерные черты и противоречия коммерческого дизайна.

Мы живем в оществе потребления. Покупая вещь, человек удовлетворяет свои потребности. Вещи в современном конкурентном мире взывают к тому, чтобы быть приобретенными, и действительно приобретаются, зачастую без особой необходимости и формируют пространство вокруг себя как бы помимо участия человека. При этом каждый современный человек стремится быть индивидуальным, но столкнувшись с огромным выбором может потеряться. Обживание вещи возможно при условии, когда она „нашла" своего владельца, способного постичь ее смысловую глубину. За успешный результат во многом ответственен дизайнер, создающий тот или иной продукт.Стремление к индивидуальности заложено в человеке природой. От рождения он чувствует и ощущает красоту, и из этого вытекает желание окружать себя соответствующими вещами. Внешний образ отражает наш внутренний мир. А он в первую очередь должен быть гармоничным. Генеральная функция дизайна - создание эстетически-выразительных предметных форм и систем, гармонизирующих и индивидуализирующих жизнь человека.

Наши рекомендации