Место и роль дизайнера в цепочке полиграфического производства.

Этапы допечатной подготовки:

- Разработка дизайна или общей концепции конечного полиграфического изделия.

- Изготовление электронного макета изделия с использованием программного обеспечения (программы верстки).

- Внесение необходимых коррекций в макет с учетом особенностей печатного и послепечатного оборудования (цветокоррекция, расстановка треппинга и т. д.).

- Изготовление цветопробы (цветной образец конечного изделия)

- Изготовление электронного спуска полос с учетом последующей послепечатной обработки изделия (биговка, фальцовка, резка и т. д.).

- вывод пленок или отправка электронных спусков полос на устройство CTP для изготовления печатных форм.

- Изготовление печатных форм для печатного оборудования для последующей печати изделия.

Каждый этап включается в процесс или исключается из него в зависимости от производственной необходимости.

Для получения предсказуемого результата печати изделия, необходимо на стадии изготовления дизайна и допечатной подготовки изделия предоставлять полную информацию о конечном изделии. А именно: конечный размер изделия (обрезной формат), цветность (красочность), профиль печатного оборудования, на котором будет производиться печать изделия, а также необходимо описать всю цепочку послепечатной обработки изделия.

2. Макетирование полиграфического издания как единство технологического и художественного решений.

Макетирование
Процесс изготовления макета полиграфического издания. Утвержденный в производство макет - оригинал-макет.

Макет – процесс композиционного размещения соотносящихся друг с другом элементов.

Приступать к верстке книги нужно после того, как обдуманы ее общий вид и все основные элементы. Каждое издание представляет собой сложное сочетание элементов. При работе над оформлением издания требуется сочетание таких качеств, как воображение, гармоническое восприятие зрительных образов, восприятие печатного слова как средства коммуникации, хорошее знание полиграфических процессов.

Все элементы в издании должны гармонично сочетаться между собой: грамотно подобранный шрифт подходить под формат издания, полоса набора уравновешена размером полей, графические элементы не выбиваться из общей стилистики книги.

  1. Выбор способа печати как часть полиграфического дизайн-проекта.

Высо́кая печа́ть в полиграфии — способ печати, использующий формы, на которых печатающие элементы расположены выше пробельных. К ней относят флексографию (применение эластичных печатных форм) и печать с металлических печатных форм – металлографию.

Глубокая печать - способ печати с использованием печатной формы, на которой печатающие элементы утоплены по отношению к пробельным. Рельефность элементов изображения, которые выступают над поверхностью бумаги. Шершавость изображений ощущается при прикосновении. Рельефный эффект используется как дополнительный защитный элемент при печати банкнот, бланков ценных бумаг.

Офсет - технология печати, предусматривающая перенос краски с печатной формы на запечатываемый материал не напрямую, а через промежуточный офсетный цилиндр.

Трафаретная печать — метод воспроизведения текста и графических изображений при помощи трафарета — печатной формы, через которую типографская краска проникает на печатный материал. (Шелкография)

Струйная печать (печать баннеров, дом.принтер).

  1. Бумага как материал печатного издания. Основные группы бумаг.

При печати нужно учитывать такие параметры бумаги, как: Вес бумаги(от 45 г/м3 до 240 г/м3, все больше картон); Пухлость (см/г3) чем пухлее, тем не прозрачнее печать; Степень белизны, показывает какой % света отражается, приятные для глаза кремовые.; Структура и пористость, макропоритсые – дырки м/у волокнами (цвет более блеклый). Микропоры – капиляры в древ.волокнах (более яркий цвет); Покрытие (меловка); Фактура (глянец, матовость, теснение и т.д.)

Виды: Типогрфская (для выс.печати) – для текстовых и небольших штрих.иллюстраций; Офсетная (выс.степень проклейки 5-6р.) - №1 – улучшенного кач-ва ,№2 – пониж.цвет.диапазон; Спец.картогрфическая. можно исп-ть офсетную №1; Для глубокой печати – достаточно кач-ая; Газетная (масса 45 – 48, г/м3).

  1. Изобразительные оригиналы, полиграфические требования к ним.

Функции изобразительных материалов и иллюстраций: ориентирующая, акцентирующая, эстетическая.Виды иллюстраций: рисунки и фотографии.

Требования: достаточный размер, на оригиналах должны отсутствовать дефекты, мешающие воспроизведению изображения и искажающие его; Ретушь оригиналов должна быть минимальной. Цветовой тон и структура поверхности отретушированных участков оригинала не должны выделяться; должно быть градационно правильным, не должно быть потерь деталей в светах, тенях, полутенях.

  1. Компьютерные технологии в дизайне полиграфического издания.
  1. Управление цветом: модели цветовых пространств, цветоделение.

Цветоделение — процесс разложения полноцветного изображения на 3 плоскости RGB, 4 плоскости CMYK, или на большее число плоскостей.

Цвет модели: RGB – аддитивная(путм сложения получаются цвета), для мониторов, принтеров, меньший объем файла. CMYK – субтрактивная(путем вычитания), низкий цвет.охват, плохо выводится на экран. HSB – описывает цвет так, как его воспринимает человек; удобна для рисования, небольшой цвет.охват. Lab – описывает цвет так, как его воспринимает человек, огромный цвет.охват; используется PS для внутренних преобразований RGB – CMYK. Bit-map – для штриховых рисунков. Grayscale – (шкала серого) изображение в градациях серого. Pantone.

  1. Полноцветная печать. Трепинг и оверпринт.

Полноцветная печать – это печать с использованием нескольких красок, в результате смешения которых создаются все цвета, которые в состоянии различать человеческий глаз. В современной полиграфии чаще всего используются следующие цвета: голубой, маджента, желтый и черный.

Этот вид печати используется для изготовления календарей, буклетов, открыток, бланков, листовок, визиток. Основные преимущества многоцветной печати - это высокое качество изображения, устойчивость к выгоранию и агрессивным погодным условиям.

Полноцветная печать может быть цифровой, офсетной и широкоформатной.

Офсетная печать - это самый популярный способ изготовления полиграфической продукции высоких тиражей. Производится она с применением матриц, то есть перенос краски с печатной формы происходит через офсетный промежуточный цилиндр, а не напрямую. Поэтому, в отличие от других видов печати, офсетный дает не зеркальный, а прямой отпечаток.

Цифровая печать осуществляется с помощью цифровых принтеров. Она значительно превосходит офсетную по сроку изготовления, поэтому этот вид полиграфических услуг незаменим при необходимости печати небольших тиражей в сжатые сроки. К тому же процесс цифровой печати достаточно удобный и простой.

Трэппинг (маскирование) — совокупность мер, препятствующих образованию зазоров на границе двух цветовых областей при печати. В местах неточной приводки (из-за смещения пленок, печатных форм, незначительного изменения размеров бумаги при прохождении через печатный станок и множества других факторов) происходит просвечивание белой бумаги.

Этот эффект наиболее заметен при печати цветных плашек, линий и букв, особенно в тех случаях, когда они находятся на цветном фоне. Для компенсации неточной приводки применяют утолщение контуров плашек на некоторую заданную величину. Плашки незначительно перекрывают друг друга и несовмещение становится практически незаметным.

Оверпринт – печать поверх. Оверпринт — наложение одного цветного элемента на другой материала на допечатной стадии полиграфического процесса. Исп-ся для того же что и трепинг.

  1. Плашечные цвета и синтез неполноцветного изображения.

Пантон - система цветового охвата. Каждый вид печати обычно имеет свою пантонную раскладку, что позволяет точно определить соответствие желаемого цвета на макете и реального на отпечатке.

Spot Color - плашечный цвет - это цвет, заданный в программе верстки, который не будет проходить цветоделение, а будет в печати выведен как отдельный канал, печать которого производится тем цветом, который указан при регистрации Spot Color в программе.

Кроме того, возможно задать в программе верстки множество плашечных цветов, а затем превратить их в триадные уже прямо перед непосредственным цветоделением. Такой подход позволяет при необходимости быстро заменить один заказной цвет на другой, а потом конвертировать его при необходимости в триадный (т.е., проходящий цветоделение и сепарирующийся на несколько цветовых составляющих).

Плашечные цвета используются, когда нужна большая ровная плашка цвета, когда нужны металлизированные цвета, лакирование, когда меньше 4-х цветов (цифр.типографии не могут работать с Pantone.)

Печать неполноцветная - печать в 1–3 краски. Применяется, как правило, для изготовления бланков, листовок, визиток и т.п.

  1. Полиграфический растр как способ создания изображения.

Растр точечная структура графического изображения при полиграфической и цифровой печати. Из-за такого свойства различных методов печати, что в каждой точке листа можно нанести краску или не наносить её, для печати каждое графическое изображение должно быть преобразовано в совокупность точек. Эти точки, сливаясь на расстоянии, создают ощущение цветовых переходов. Различают регулярный растр и стохастический. При использовании способа глубокой печатирастр выполняет иную функцию — служит опорой для ракеля, удаляющего краску с пробельных элементов.

Способ печати для полутоновых из-й. 3 вида растрирования: - классичечкое – исп.ся в полиграфии (есьт сетка, к котрой привязываются точки разные по площади), - частотное – все точки одинакового размера, но стоят на разном расстоянии, - стохастика – все точки разные, на разном расстоянии (случайное распеределение). При растрировании возможен муар – узор повторяющихся структур, не имеющих ничего общего с из-ем. Муара не бывает у стохастикт и при глубокой печати. Чтобы его избежать можно понизить разрешение изображения до нужного значения.

  1. Акцидентная полиграфическая продукция и фирменный стиль.

По определению, акцидентная продукция – это полиграфическое воспроизведение малых форм, при изготовлении которых делается акцент не на их информативность, а на привлекательность, броскость, достигаемых путем оригинального художественного оформления. При изготовлении в типографии акциденции используют разнообразные декоративные и оформительские элементы, предметные и сюжетные украшения, тангирные сетки, орнаменты, рамки и т.п. Акцидентный типографский набор предполагает использование шрифтов разных начертаний, кеглей и гарнитур.

Фирменный (корпоративный) стиль - это «стилевая основа» современной компании. Это набор и удачное сочетание составляющих - графических объектов и шрифтовых решений, позволяющих создать узнаваемый образ в глазах потребителя.

  1. Послепечатная обработка полиграфического издания.

Послепечатная обработка (фальцовка/биговка, тиснение, ламинирование, лакирование, вырубка, резка).

Фальцовка в полиграфии, последовательное сгибание отпечатанных листов бумаги для образования тетрадей, из которых затем получают книги, журналы и т.п. Осуществляется на специальных машинах. Биговка - предварительное нанесение на печатный материал линий сгибов с помощью биговального оборудования. Тиснение - техника художественной обработки листа, для получения на поверхности рельефных изображений путём выдавливания. Вырубка – это процесс, при котором продукция разрезается по определенному шаблону.

Мало кто знает о том, сколько этапов обработки проходит печатная продукция до того, как сдается заказчику. Многие считают, что для получения книги или журнала достаточно напечатать и переплести издание. Однако послепечатная обработка полиграфической продукции гораздо более сложная: она заключается в резке отпечатанного тиража, фальцевании, сборке и обшивке. Следует отметить, что не все виды печатной продукции проходят названные процессы обработки. В частности, буклеты подвергаются лишь фальцеванию, а книги проходят полный цикл.

Послепечатная обработка – резка тиража

Ничего особо сложного в этом виде обработки нет. Разрезание на отдельные листы производится с помощью специальных гильотинных машин либо резаков с ручным управлением.

· Фальцевание

Этот вид обработки является ничем иным, как формированием продукции путем сгибания листов фальцевальными машинами в соответствии с задуманным дизайном. Существуют несколько видов фальцевания. Зависят они лишь от задумки дизайнера.

· Сборка

Часто сборка производится вручную, иногда автоматическим и полуавтоматическим способами. Это своего рода изготовление полиграфических полуфабрикатов. После сборки наступает очередь переплета.

· Обшивка

На этом этапе происходит скрепление продукции и обшивка в переплеты. Существуют несколько видов переплета. Они характеризуются различной прочностью и долговечностью. Вид переплета зависит от пожелания заказчика.

  1. Дизайн-проект и полиграфический заказ.

Если тираж меньше 200 экземпляров, нет смысла печатать офсетом, идет в цифровую печать, так же с целью экономии выбирается цифр.печать, т.к. не надо выводить пленки.

200-800 экз. – листовая офсет.машина (больше выбор бумаги, бумага плотнее, лучше выдерживает краску), 10-12 тыс. – ролевая офсет.машина, что дешевле и быстрее.

Баннерная печать – печать на клеенке – 1.5-3 м. на спец.принтере, своя цвет.модель – обычно к CMYK добавляют оранж.и др.цвета, некоторые цвета оч.плохо воспроизводит.

Этапы подготовки полигр.издания:

- постановка задач, работа с БРИФом

- концепция издания

- подготовка макета

- препресс, вывод пленок.

- печать, послепечатная подготовка

-сдача заказа.

Нужно представлять возможности послепечатной обработки, когда определили технолгии на основе их делать дизайн.

  1. Подготовка публикации к фотовыводу. Язык устройств печати Postscript и

Формат PDF.

Фотовывод представляет собой получение негатива или депозитива на прозрачной основе для дальнейшего его копирования. Выбираем ту типографию, которая удовлетворяет требованиям, там получаем сведения о файлах, в которых следует приносить проект, и можно получить драйвера, затем надо настроить под это свой компьютер, и делаем дизайн. Чтобы обеспечить вывод в PDF лучше пользоваться Acrobat distiller. PDF–файлы создаются путем конвертации из PostScript–файлов или функцией экспорта ряда программ. Формат первоначально проектировался как средство хранения электронной документации. Поэтому все данные в нем могут сжиматься, причем по-разному: JPEG, RLE, CCITT, ZIP. PDF может также сохранять всю информацию для выводного устройства, которая была в исходном PostScript-файле. EPS предназначен для передачи векторов и растра в издательские системы, создается почти всеми программами, работающими с графикой. Использовать его имеет смысл только тогда, когда вывод осуществляется на PostScript–устройстве. EPS поддерживает все необходимые для печати цветовые модели.

  1. Векторная и растровая графика. Трассировка изображений.

Растровое графика — изображение, представляющее собой сетку пикселей или цветных точек. Векторная графика – набор математических формул для описания каждой кривой.

Трассировка – автоматический перевод из растровой графики в векторную. Для этого сущ-ют спец.программы-трассировщики: большинство в общем пакете программы, но есть и внешние, например Corae Trace. Трассировка из-ий часто требует ручной доработки.

  1. Основные виды типографского брака и его предупреждение.
  1. Несоответствие цвет.модели, всегда CMYK.
  2. Прозрачности и градиенты преобразовывать в TIFF.
  3. Избыточное разрешение, чаще всего из-за чего-то лишнего.
  4. OLE- объекты: вставленные из одной программы в другую (могут поплыть).
  5. треппинг и оверпринт.
  6. Методы управления цветом, пусть это делает фотошоп, с правильно настроенным профилем. В программах верстки лexit отключить упр-е цветом.
  7. Проблема получения одинакового цвета в фотошоп и программах верстки. (в вект. цвет назначается прям в публикации, в растр. – ничего не сделать.)

Наши рекомендации