Американское направление развития дизайна «Коммерческий дизайн».
Предпосылки возникновения американского дизайна: Быстрый технический прогресс, развитие массового производства + отсутствие глубоких национальных культурных традиций. Один из двигателей американского дизайна - реклама, рекламный плакат. Развитие американского дизайна связано прежде всего с желанием продать товар (стайлинг - чисто внешнее облагораживание предмета).
Дизайн США вывезен из Европы (Парижская выставка, 1925 г.) - стиль Ар Деко.
В США , которые первыми ощутили кризис перепроизводства в конце 20-х гг., дизайн начал развиваться как коммерческая служба. С его помощью потребителя вынуждают покупать новые часы, хотя ещеработают старые и т.д. Тогда это было необходимо. Коммерческий дизайн – это прежде всего создание потребительской ценности товара. Дизайнеры умеют делать это благодаря вкусу, знанию рынка, образованию. И не в последнюю очередь реклме. Лучшим примером здесь является деятельность Раймонда Лоуи, который символизирует все это, являясь пионером коммерческого дизайна.
Раймонд Лоуи. Получил литературное и инженерное образование, начинал как иллюстратор в журналах мод. Проектировал бытовую технику, локомотивы, автомобили, фирменные стили (Лаки Страйк, Кока-Кола). Бывал в России, участвовал в создании дизайна автомобиля Москвич, фотоаппарата Зенит.
7. Особенности развития формообразования в странах Западной Европы и США (60-70-ых гг. XX в.): поп-арт, оп-арт, радикальный дизайн.
К концу 60-х – началу 70-х гг. в сообществе дизайнеров наступил перелом. Новые социальные, политические и эклогические проблемы, накопившееся к этому периоду, пробудили дизайнеров к пересмотру своего проф.положения в обществе.
Борьба против авторитетов привела даже к революции в стиле: молодые дизайнеры стали черпать вдохновение в самых крайних элементах массовой культуры – комиксах, архитектурных формах придорожных закусочных, автомобилях. Когда страсти утихли, оказалось, что они способствовали расширению сферы дизайна.
Поп-арт, Название происходит от сокращения слов popular art, то есть популярное (массовое) искусство. Отличительной чертой этого стиля является то, что в нем в ранг произведения искусства возведены обычные, бытовые предметы из окружающего нас повседневного мира, изображения людей, чаще всего знаменитостей. Излюбленные приемы художников и дизайнеров при работе над интерьером и мебелью в стиле поп-арт являются копирование объекта, изменение его масштабов и пропорций. Цветовая гамма отличается от прообраза реального предмета, она яркая, сочная. Излюбленной техникой является коллаж, трафарет и копирование.
Стиль поп арт, самым известным представителем которого считается Энди Уорхол, – это реакция художников на современную им массовую культуру общества потребления.
"Поп" означало соответствовать времени и быть модным.
Термин «оп-арт» (сокращение от optical art — «оптическое искусство»), возникший гораздо позднее, в 1964 году, восходит к тому самому абстракционизму, с которым, по сути, боролся поп-арт. основоположник оп-арта Виктор Вазарели создал произведение «Зебра», считающееся первой оп-артистской работой, еще в 1938 году.
Это искусство оптических иллюзий, в котором плоское кажется объемным, а неподвижное — движущимся. Сам Вазарели называл свои картины «вечным двигателем-обманкой». Посещение большой выставки оп-арта способно вызвать настоящие приступы головокружения. И оп-арт, и поп-арт в равной степени стремились поколебать ощущение реальности, изменить сознание зрителя. Оп-арт своими оптическими фокусами вызывал головокружение подлинное. Поп-арт — головокружение ментальное, доводя до галлюцинаторной, почти нестерпимой яркости и ясности самые банальные образы повседневности.
«Радикальный дизайн» или «Антидизайн» возник в конце 60-х, выражая своеобразную реакцию на господствующий в то время «Хороший дизайн». В Италии в конце 60-х гг. новое поколение архитекторов и дизайнеров, не желая больше проектировать элегантные изделия, выступали против ориентированного на потребителя «бел-дизайна». Новые эстетические требования привели к использованию новых материалов в интерьерах для дома и офиса, таких как: сталь, хром, пластик, стеклянные волокна, благодаря чему итальянская мебель стала воплощением эксклюзивных решений и технологий.Радикально настроенная молодежь искала всё новые и новые альтернативные формы. В итоге она предпочла делать «дизайн без предметов» – дизайн поведения, отказавшись от канонов проектирования, заменяя его игрой. Всем известным и классическим образцом «Антидизайна» является кресло-мешок, оболочка которого не туго набита пластмассовыми гранулами, что позволяет легко принимать форму сидящего, меняя её для следующего.
С точки зрения выполнения главной функции – удобства, кресло-мешок - безупречен. Антидизайн - это не просто игнорирование или незнание законов дизайна. Это сознательное их несоблюдение, цель которых намеренно запутать человека. Создаваемые «радикальными дизайнерами» рисунки, фотомонтажи, чертежи утопических проектов выражали протест против существующего дизайна, а конкретные объекты были редкостью, а если и создавались, то носили ироничный или провокационный характер.
Одним из основоположников «радикального дизайна» считается Эторе Соттсасс.