История дизайна науки и техники. 1. Дизайн, его специфика, содержание цели, возможности

1. Дизайн, его специфика, содержание цели, возможности. Виды дизайна.

Предметный мир в эпоху ремесленного производства. Зарождение ремесла.

2. Предметный мир Древнеегипетской цивилизации. Изобретение мебели.

3. Отражение классических принципов искусства в предметном мире Древней Греции. Сооружения. Ордерная система.

4. Интерьер Римского жилья. Стремление к красоте и комфорту.

5. Интерьер византийских храмов. Особенности романского стиля.

6. Замки средневековой эпохи, жилой дом и крепость. Значение витража в создании специфической атмосферы готического храма и дворца.

7. Ремесла как способ производства в эпоху средневековья.

8. Интерьер и предметы быта итальянского Возрождения.

9. Проявление пышности и декоративности стиля барокко в европейском интерьере XVII-XVIII вв.

10. Рококо - «золотой век» искусства создания предметов обихода. Значение украшений и цветовой гаммы в интерьере периода рококо.

11. Возрождение к строгим канонам красоты в эпоху классицизма.

12. Влияние промышленной революции на изменение образа жизни и быта европейцев XVIII - XIX вв. Мода на «технику» в творчестве английских мастеров.

13. Ампир, эпохи директории, ее стилевые особенности. Проявление идей государственного могущества в интерьерах дворцов.

14. Бидермайер, стилизация, псевдохудожественные стили, эклектика в интерьерах и предметах мебели конца XIX в.

15. Противоборство сторонников рукотворного и промышленного производства на рубеже XIX-XX вв. Стиль модерн.

16. Возникновение промышленного дизайна.

17. «Векбунд» и первый дизайнер Питер Беренс.

18. Творчество Мутезеуса и Ван де Вольде.

19. Дизайн первой трети XX в. В Западной Европе и США.

20. Развитие дизайна, первые школы художественного конструирования.

21. Развитие художественного конструирования в России. Теоретические концепции отечественного дизайна.

22. Развитие дизайна в капиталистических странах Теоретически концепции западного дизайна.

23. «Баухауз» - – первая универсальная школа дизайна в Европе.

24. Теоретические взгляды Д. Рескина и У. Морриса.

25. Г. Земпер как один из первых теоретиков дизайна.

26. Дизайн предвоенного периода.

27. Дизайн послевоенного периода ВНИИТЭ.

28. Роль Вхутемас в развитии дизайна в России.

29. Дизайн послесоветского периода.

30. Дизайн на современном этапе. Его роль в формировании материальной среды.

· Основы композиции в дизайне среды

4. Понятие композиции в дизайне среды. Структурные элементы композиции: доминанта, акценты, фон. Понятие композиционного центра и композиционных осей.

5. Основные виды композиции: фронтальные, объемные, пространственные. Понятия, характеристики.

6. Художественные графические средства построения композиции

Точка, линия, пятно, цвет. Основные характеристики.

4. Композиционные задачи, выполняемые графическими средствами.

5. Композиционное и физическое понятие цвета.

6. Три характеристики цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность.

7. Цветовой круг. Структура. Основные и дополнительные цвета. Распределение контрастных и родственных цветов, холодных и теплых тонов.

8. Понятие хроматических и ахроматических цветов.

9. Специфика зрительного восприятия цвета. Физиологическое воздействие цвета на человека.

10. Физические ассоциации (весовые, температурные, фактурные, акустические, пространственные).

11. Эмоциональные ассоциации (позитивные, негативные, сентиментальные, нейтральные).

12. Излучаемые и отражаемые цвета. Факторы, влияющие на восприятие цвета в среде.

13. Виды форм и их характеристики (линейно-пластические, плоскостные, объемные).

14. Художественные пластические средства построения композиции. Понятия «текстура», «фактура» как характеристики формы. Принципиальная разница между понятиями «текстура» и «фактура».

15. Основные разновидности текстуры. Роль текстуры как художественного средства в композиции.

16. Основные разновидности фактуры. Роль фактуры как художественного средства в композиции.

17. Свет как художественное средство композиции. Типология света (естественный, искусственный).

18. Виды освещения (рассеянное, направленное, акцентное, декоративное).

19. Роль света в моделировании формы.

20. Роль света в моделировании внутреннего пространства.

21. Средства гармонизации композиции.

22. Тождество – нюанс - контраст.

23. Симметрия- асимметрия.

24. Статика-динамика.

25. Метр-ритм.

26. Пропорции. Золотое сечение

27. Размер-масштаб. Понятие «модуль» и его роль в дизайн-проектировании средовых объектов.

28. Интерьер как объемно-пространственная композиция. Специфика формирования объемно-пространственных композиций.

29. Понятия рациональности и органичности объемно-пространственной композиции.

30. Понятия целостности и образности объемно-пространственной композиции.

Шрифт

• Графика в рекламе.

· Организация проектной деятельности.

1. Шрифты. Определение. Назначение.

2. Содержание и форма шрифта.

3. Образность шрифта. Пиктографическое письмо.

4. Цвет - средство художественной выразительности шрифта.

5. Целостность, композиционная слаженность текстов.

6. Плакат. Связь шрифта и изображения. Удобочитаемость шрифта.

7. Закономерности цветовых гармоний в шрифтовой работе и их виды.

8. Методы построения шрифтов. Элементы шрифта.

9. Виды шрифтов. Брусковый шрифт. Гражданский шрифт. Рубленый шрифт (гротеск).

10. Понятие монограмма, каллиграмма.

11. Маюскул, минускул, графема. Унциал.

12. Древнегреческий алфавит.

13. Квадратное письмо.

14. Шрифт и реклама.

15. Анализ концептуальных вариантов дизайнерского решения и

метод отсеивания идей.

16. Анализ возможностей технической реализации дизайн -проекта.

17. Форма и содержание в дизайне как отражение соотношения художественного замысла и технических предпосылок.

18. Рациональные и субъективные мотивации в формировании дизайн-концепции.

19. Жанры и формы рекламы.

20. Роль Федерального закона «О рекламе» в организации и управления рекламной деятельностью.

21. Реклама в СМИ.

22. Особенности визуализации рекламной идеи в прессе.

23. Цели, задачи, функции рекламной деятельности.

24. Основные принципы разработки рекламного объявления.

25. Рекламное объявление и иллюстрация.

26. Принципы организации творческого коллектива в дизайн-проектировании.

27. Визуальные коммуникации, системы ориентации (навигационные и иные пиктограммы).

28. Роль упаковки в рекламе. Визуальные решения для упаковок продукции.

29. Задачи веб-дизайна в рекламе.

30. Фотографика в рекламе. Понятие. Приемы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная

1. Буткевич Л.М. История орнамента: Учебное пособие. - М.: Владос,

2005.

2. Грашин А.А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды: Учебное пособие. -М.: Архитектура-С, 2004.

3. Ефимов А.В., Лазарева М.В., Шимко В.Т.. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Специальное оборудование интерьера: Учебное пособие. -М.: Архитектура-С, 2008.

4. Ковешникова Н.А. Дизайн: история и теория: Учебное пособие. - М.:

Омега-Л, 2007.

5. Кудряшев К.В. Графика: Учебное пособие. - М.: Архитектура-С, 2007.

6. Лаврентьев А.Н., История дизайна. Учебное пособие. - М.: Гардарики,

2007.

7. Рожкова Н.Г. Графический дизайн и реклама на компьютере: Краткое

руководство. -М.: Вильяме, 2006.

8. Рунге В.Ф.. История дизайна, науки и техники. Книга вторая: Учебное пособие - М.: Архитектура-С, 2007.

9. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П.. Эргономика в дизайне среды: Учебное пособие. - М.: Архитектура-С, 2007.

10. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мировая художественная культура: Учеб. пособ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. Гриф МО РФ

11. Соколова М.В. Мировая культура и искусство: учеб.пособ. - М.: Издательский центр "Академия", 2006. Гриф УМО.

12. Терри Ли Стоун, Син Адаме и Норин Мориока. Дизайн цвета практикум. Практическое руководство по применению цвета в графическом дизайне. Издательский дом РИП-ХОЛДИНГ.

13. Устин В.Б. Композиция в дизайне: учеб. пособие— М.: Аст. Астрель, 2007.

14. Даглдиян К. Т. Декоративная композиция: учеб. пособие — Ростов н / Д: Феникс, 2011.

15. Ткачёв В.Н. Архитектурный дизайн (функциональные и художе­ственные основы проектирования): учеб. пособие— М.: Архитектура-С, 2006. — 352 .

16. Степанов, Объемно-пространственная композиция. Учеб. для вузов – М.: «Архитектура-С», 2007.

17. Михайлов С.М. История дизайна. Том 1,2: Учеб. для вузов. — Москва: Союз Дизайнеров России, 2004

18. Михайлов С.М, Михайлова А. С.. История дизайна. Краткий курс. Учеб. для вузов. — Москва: Союз Дизайнеров России, 2004

19. Рунге В. Ф. История дизайна, науки и техники. — Москва: Архитектура-С, 2006

20. Лаврентьев А. Н. История дизайна. Учеб. пособие для вузов. — М.: ГАРДАРИКИ, 2007 г.

21. Вячеслав Глазычев Дизайн как он есть - М.: Европа, 2006 г. ISBN 5-9739-0066-5

Дополнительная

23. Кликушин Г.Ф. Декоративные шрифты: Учебное пособие. - М.: Архитектура-С, 2005.

24. Ефимов А.В. и др. Дизайн архитектурной среды: Учебник. - М.: Архитектура-С, 2006.

25. Бердник Т.О. Основы художественного проектирования и эскизной графики: -Рс.-на-Д.: Феникс, 2005.

26. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник /Г.Б. Миневрин, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов и др. – М.: Архитектура-С, 2004.

27. Голубева О. Л. Основы композиции: учебник — М.: «Искусство», 2004.

28. Устин В.Б. Художечственное проектирование интерьеров: учеб. пособие— М.: Аст. Астрель, 2010.

Зав. кафедрой КГиП Мирзоева М.С.

Наши рекомендации