Ной культуры (ИНХУК). В группу входили А. Родченко, В. Степанова, А. Ган
братья Стенберги, О. Брик, Б. Арватов и др. ИНХУК был организован в 1920 го
ду в Москвепри отделе ИЗО Наркомпроса (в 1922 году был включен в состав
Российской академии художественных наук, закрыт к 1929). Его главная цель
заключалась в «создании науки, исследующей аналитически и синтетически основные элементы как отдельных искусств, так и искусства в целом». Он должен был объединить «деятелей изобразительных искусств, работающих над установлением методов и форм производственного искусства». Инициатором программы, создателем и первым председателем был В.В. Кандинский. Его деятельность тяготела к изучению отвлеченных теоретических вопросов формообразования, связанных с психологией зрительного восприятия, и совсем не согласовывалась с перспективами производственного искусства.
В результате бурных дискуссий, проходивших в Институте, в январе 1921 года Кандинский был забаллотирован и вышел из ИНХУКа, после чего уехал в Германию, где преподавал в Баухаузе. Началось активное формирование новой теоретической платформы, непримиримой к «чистому искусству», — программы конструктивизма.Организационное собрание рабочей группы конструктивистовсостоялось 18 марта 1921 года. К концу года двадцать пять мастеров левого искусства под «напором революционных условий современности» отказались от «чистого искусства» и составили новый костяк ИНХУКа. Председателями Института после Кандинского были А. Родченко, О. Брик, Б. Арватов.
29 декабря 1921 года Осип Максимович Брик (1888—1945), писатель, литературовед, возглавивший ИНХУК, сделал доклад о программе, тактике и организации Института, перед которым ставились три задачи, вытекающие из трех сторон его деятельности и из троякого состава его членов. «1. Задача теоретического порядка (искусствоведы, теоретики). 2. Задача практического порядка (художники-практики, перед которыми стоит эксперимент на заводе). 3. Задача политического порядка (пропаганда и политическая борьба в художественной жизни). Теоретическая работа должна быть распределена на: а) педагогическую; б) теоретико-производственную; в) на научную...».
Начав с «беспредметных» живописных и графических композиций из геометрических форм, фактур, цветов конструктивисты перешли к объемным композициям из реальных материалов (дерева, металла, стекла, проволоки) в реальном пространстве, а затем к проектированию вещей, полиграфической продукции,агитационному искусству.Заметную роль на этапах «от изображения — к конструкции» и «от конструкции — к производству» сыграли работы Г. Клуциса. На примере его деятельности четко прослеживается переход от рисунков отвлеченных конструкций к реальным пространственно-средовым объектам.Густав Густавович Клуцис (1895—1944) родился в Латвии, учился во Вторых Свободныххудожественных мастерских у К. Коровина, работал с К. Малевичем, окончил живописный факультет ВХУТЕМАСа (1921), преподавал в нем «Цвет» (1924—1930), активно работал как художникконструктивист, «плакатист», мастер фотомонтажа. В 1922 году к 5-ой годовщине революции и IV конгрессу Коминтерна Клуцис создал проекты агитационных установок для улиц и площадей — пространственных и динамических лозунгов, радиотрибун, кинофотостендов. В них обрели реальность принципы построения абстрактных плоскостных и объемно-пространственных структур раннего «аналитического периода» творчества художника. Во всех установках присутствовал момент трансформации: вращающиеся стенды-колеса, подвижные экраны (вертикальное или наклонное положение в зависимости от размера аудитории) и пр. Соответствующими времени предлагались самые доступные материалы для выполнения установок: дерево, канат, холст.Новый метод создания острых, агитационно-массовых форм искусства Клуцис видел также в фотомонтаже. «Само слово «фотомонтаж» выросло из индустриальной культуры — монтаж машин, монтаж турбин», — писал он (1932). Роль творчества Клуциса в раннем конструктивизме, а затем в полиграфии, близка роли Лисицкого по отношению к плоскостному супрематизму, а позднее также работе в полиграфии [11.5; 11.6].Парадоксальность ситуации тех лет состояла в том, отмечает Хан-Магоме- дов, что конструктивисты шли к индустриальным вещам не через освоение приемов формообразования инженерных изделий, а через, если можно так выразиться, «инженерную архитектуру». Они увидели художественные возможности новых строительных структур раньше архитекторов, которые даже не пытались использовать сборные металлические конструкции, железобетон с предварительно напряженной арматурой и другие новшества в художественно-образных целях. Конструктивисты, увидев эти возможности, сами начали создавать «инженерную архитектуру» (в основном, проекты) на базе широко известных и даже в чем-то устаревших конструкций типа простого каркаса и ажурных ферм.Лекция 11. Художественный авангард в России. Супрематизм. Конструктивизм.. 223Производственники и конструктивисты получили реальную базу для своего творчества с созданием ВХУТЕМАСа (Высших художественно-технических мастерских, 1920), о чем речь пойдет в Лекции 12. Пока же сделаем предварительные выводы о значении их деятельности. Прежде всего следует отдать дань уважения и восхищения их прозорливости и самопожертвованию в отстаивании новых идей. При этом надо помнить о труднейших хозяйственно-экономических условиях (гражданская война, разруха) и нараставшем идеологическом давлении в стране во второй половине 1920-х годов.Значение производственного искусства, как отмечает Н.В. Воронов, далеко выходит за рамки истории дизайна. Принципы этого направления в искусстве, его функциональное и рациональное отношение к материалу, к конструкции, к назначению вещи, «делание» представителями этого направления художественных произведений, понимание творчества как работы, были перенесены на другие формы искусства — на кино, поэзию, графику, театр и т.д. Такой подход оп
лодотворил искусство в целом, более того, он сделал производственное искусство и конструктивизмбольшим общекультурным явлением.Когда же речь заходит о практических итогах, то не надо забывать, что, не найдя контакта с промышленностью, «производственничество» в конечном счете стало художественно-прикладной сферой деятельности. Оно благотворно проявило себя в театре, рекламе, оформлении книги, экспозиционном и улично-агитационном искусстве, педагогике. Но непосредственно в промышленном производстве — в делании вещей — мало чего удалось добиться .Производственное искусство, теоретические исследования и практическая деятельность приверженцев этого движения и, прежде всего, конструктивистов были одним из главных направлений интеграции искусства и техники в послереволюционной России. На этапах становления (XIX век) и особенно с глобализацией машинного (промышленного) производства (первые десятилетия XX века) происходила последовательная смена форм объединения искусства и техники для воссоздания предметного мира. Как одна из этих форм возникает дизайн. Перечислим некоторые важные этапы его развития [5.1].
~ Первая половина—середина XIX века. Механическое сочетание технической формы и эстетической поверхности. Эпоха украшательства. «Создай удобную форму, а потом укрась ее» (О. Пьюджин, 1812—1852, — английский писатель и архитектор) — как практический принцип воссоздания предметного мира. Инженер создает форму вещи, а художник украшает или маскирует ее орнаментом. Причем эту последнюю функцию выполняет не художник, а ремесленник, наскоро обученный в школе промышленного искусства.
~ Вторая половина XIX века. Попытка восстановить допромышленные формы воссоздания предметного мира (У. Моррис и движение за обновление искусств и ремесел). Вещь создается художником и ремесленником без участия инженера. Этот вид интеграции нельзя считать новой формой — она основана на исключении техники из воссоздания предметного мира.224 История дизайна, науки и техники~ Конец XIX—начало XX века. Эстетизация технических форм. Профессиональный художник частично берет на себя функцию инженера: он осваивает машинные методы и промышленные материалы и создает на этой основе новые формы вещей. Появление тенденции к стилистическому единству предметного мира (стиль модерн, югенд-стиль, ар нуво и т.п.). Зарождение теории функционализма как практического принципа строительства (форма должна следовать функции).~ Начало XX века. История становления современного дизайна — это, с одной стороны, история того, как постепенно в промышленное производство втягивается художник, как он начинает осваивать его специфику и применять ее в процессе воссоздания предметного мира, а с другой — рождающиеся в этом содружестве формы предметного мира оцениваются общественным сознанием как эстетические. На каждом этапе машинного производства создаваемая им предметная форма была ориентирована одновременно на удовлетворение утилитарно-практических потребностей общества и на его эстетический вкус. Соотношение этих двух факторов, которое менялось на различных этапах машинного производства, в конечном счете, определяло характер этих форм.При всей внешней принципиальной разнице (на первый взгляд) две концепции формообразования (конструктивизм и супрематизм) дополняли друг друга. Быстрее всех это почувствовал и использовал на практике художник-авангар- дист, график, архитектор и теоретик Лазарь Маркович Лисицкий — Эль Лисиц-кий (1890—1941). Будучи вначале полностью и без остатка поглощен супрематизмом, он в 1919—1921 годах создает свои проуны (проекты утверждения нового) — аксонометрические изображения находящихся в равновесии различных по форме геометрических тел. Позднее он синтезировал концептуальные момен
ты конструктивизма, супрематизма и своих идей в практике полиграфии, выставочных экспозициях и дизайне предметов. Преподавал во ВХУТЕМАСе (1921 и 1925—1926). В докладе 1924 года Эль Лисицкий, в частности, указал, что «Черный квадрат» Малевича, символ русского художественного авангарда, не только знаменует предел реалистического направления живописи. С одной стороны, «Черный квадрат» — это люк сужающегося канала живописного творчества, эволюционировавшего от кубизма к супрематизму, к нулю формы, к концентрированному выражению плоскости, цвета, беспредметности, а с другой — плита фундамента для создания архитектурных и дизайнерских форм [11.7].Еще одной творческой личностью, впитавшей в себя новейшие веяния в искусстве, умевшей соединять в гармонии противоположности и идти своим путем, была художница-производственница Л. Попова.Любовь Сергеевна Попова (1889—1924), живописец, график, художник по тканям и росписи фарфора, преподавала во ВХУТЕМАСе. Ее новаторские поиски тесно соприкасались с классическими традициями (в противоположность большинству футуристов). От кубизма она пришла к беспредметной живописи, была близка супрематизму, но осталась в творчестве самостоятельной личностью. Ее композиции обращены как бы внутрь себя, а не улетают в пространство как у Малевича.Лекция 11. Художественный авангард в России. Супрематизм. Конструктивизм.., 225Будучи членом группы конструктивистов ИНХУКа, Попова создала конструктивную установку для спектакля «Великодушный рогоносец» (1922), за что была подвергнута «суду» единомышленников и признана «виновной», т.к. эта группа считала необходимой лабораторию, а выход в практику нашла преждевременным. Правда, «обвинители» вскоре вновь сами стали активно с ней сотрудничать [11.8]. Л. Попова в 1923—1924 годах работала на Первой ситценабивной фабрике в Москве вместе с Варварой Федоровной Степановой (1894— 1958), художником, модельером, дизайнером, женой и единомышленником А. Родченко. Текстильная промышленность наращивала выпуск тканей, и остро стоял вопрос об их художественном уровне. Творческий дуэт создал большое количество рисунков, многие из которых были реализованы. Используя достижения левого искусства (в т.ч. супрематизма), они создали новое направление в орнаментации тканей, отказавшись от изобразительных рисунков, варьируя только геометрические формы. Как отмечали современники, новые ткани, вопреки опасениям художниц, пошли нарасхват.Любовь Попова выполнила около 20-и эскизов платьев, каждый раз для определенного типа текстильного рисунка. Некоторые ее модели отличают деловитость, скромность, простота, хотя все они достаточно изысканны и далеко отстоят от суровой прозаичности рабочих костюмов, близких к театральному эскизу «Прозодежда».В. Степанова, продолжавшая работать на фабрике после кончины подруги, в1925 году вынуждена была прекратить разработку текстиля, т.к. ее эскизы уже не соответствовали новым запросам. Конструктивизм как «левое» течение изгонялся отовсюду. Вместо геометрических орнаментов на тканях опять появились фигуративные элементы. Соцреализм набирал скорость и силу. К началу 1930-х годов на прилавках магазинов появились ситцы с изображениями пропеллеров, тракторов, фабричных труб и т.д.