Пятая позиция ног, вторая позиция рук
Сомкнутая стойка правая нога перед левой ногой, носки наружу, правая пятка сомкнута с носком левой. Руки в стороны, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонью вперед, большой палец внутрь.
Пятая позиция ног, третья позиция рук
Пор де бра вперед. Руки в третьей позиции (наклон туловища вперед, руки вверх, округленные в локтевом и лучезапястном суставах).
Пятая позиция ног, первая позиция рук
Сомкнутая стойка правая нога перед левой ногой, носки наружу, правая пятка сомкнута с носком левой. Руки вперед, округленные в локтевом и лучезапястном суставах ладонями внутрь.
Пор де бра назад, третья позиция рук
Наклон туловища назад, руки вверх, округленные в локтевом и лучезапястном суставах, поворот головы направо (наклон туловища назад выполнять только плечами назад, не расслабляя мышцы поясничного отдела).
Выполнять упражнение плавно, соблюдая точные позиции рук, сопровождая их движение взглядом и поворотам головы.
Рекомендуемые классические прыжки
Малая группа прыжков
Средняя группа прыжков
Большая группа прыжков
Малая группа прыжков
Прыжки разучиваются лицом к опоре при выполнении прыжка в сторону, боком к опоре при выполнении прыжка вперед и назад. По мере усвоения выполняются на середине по трем направлениям – вперед, в сторону, назад; затем в повороте на 90, 180 и 360 градусов и в сочетании с различными элементами экзерсиса. Следить за осанкой, за фазой приземления и фиксацией стопы на полу. Руки во время прыжков из подготовительной позиции поднимаются в первую, затем в третью и опускаются через вторую позицию в подготовительную.
Saute (Соте)- прыжок с двух ног на две. Выполняется по всем позициям ног.
Обучение производится лицом к опоре, толчком ногами и толчком руками от рейки, выполнять затяжной прыжок вверх с подтянутыми мышцами туловища и ног, затем по мере усвоения выполняется на середине.
Подводящие упражнения: Исходное положение – первая, вторая и пятая позиции ног
Changement de pied (Шажман де пье)- прыжок с двух ног на две со сменой положения ног в пятой позиции
Подводящие упражнения к выполнению данного прыжка применять аналогично соте.
Echappe (Эшапе)- прыжок с двух ног на две из пятой позиции во вторую и обратно
Подводящие упражнения: пятая позиция ног.
Glissade (Глиссад) - прыжок с двух ног на две (скольжением, продвижением вперед, в сторону, назад) из пятой позиции в пятую и обратно
Подводящие упражнения: Исходное положение – пятая позиция ног
Pas jete (Па жете) –прыжок вверх с одной ноги на одну в положение sur le cou de pied выполняется на месте, с продвижением вперед или назад
Pas de basque (Па де баск) –прыжок с двух ног на две из пятой позиции ног в пятую. Выполняется вперед и по дуге вправо и влево.
Обучение проводится боком к опоре, по мере усвоения выполняется на середине в сочетании с другими прыжками и элементами экзерсиса.
Soubresat (Субрисо) –прыжок из пятой в пятую с двух ног на две
Assamble (Ассамбле) –прыжок из пятой в пятую позицию с двух ног на две
Разучивается лицом к опоре, сначала выполняя схему прыжка без подскока, затем сам прыжок. После освоения выполняется на середине отдельно и в сочетании с другими прыжками.
Средняя группа прыжков
Sissonne ferme (Сиссон ферме) – прыжок из пятой позиции ног в пятую, с двух ног на две в продвижении вперед, в сторону, назад
Аналогично выполняется в любом из трех направлений. Разучивается боком у опоры, в сочетании с гранд батман на середине с элементами экзерсиса.
Sissonne tombe (Сиссон томбе) –прыжок с двух ног на одну из пятой позиции ног в выпад по трем направлениям – вперед, в сторону, назад
Разучивается боком у опоры с элементами экзерсиса, по мере освоения выполняется на середине. В процессе совершенствования прыжка выполняется в повороте на 180 и 360 градусов.
Sissonne ouverte (Сиссон увер) –прыжок с двух ног на две с выполнением по трем направлениям вперед, в сторону, назад и en tournant (ан турпан) в повороте на 180 и 360 градусов.
Разучивание боком и лицом к опоре, применяя освоенные ранее элементы passé (пассе), developpe (девелопе) и прыжок soute (соте) и assamble (ассамбле) в сочетании с элементами экзерсиса, по мере усвоения выполняется на середине.
Большая группа прыжков
Sisson ne outer (Сиссон фуэте) –прыжок с одной ноги на одну с поворотом на 180 градусов
Разучивается боком у опоры в сочетании с батман жете, гранд батман жете. По мере усвоения выполняется с поддержкой партнера, затем самостоятельно, на середине с левой или с правой ноги, поочередно или в соединении с pas chasse (па шассе или шагом галопа).
Entrelese (Ентрелесе – «перекидной») –прыжок с одной ноги на одну с поворотом на 180 градусов со сменой положения ног сзади
Разучивается «перекидной» боком у опоры, обозначая сначала только взмахами схему прыжка, продвигаясь вдоль опоры, затем в прыжке и в дальнейшем в сочетании с гранд батман, по мере усвоения – с поддержкой партнера или самостоятельно на середине из различных положений с разбега, с шага галопа, с одного шага.
Подводящее упражнение: Исходное положение – стоя левым боком у опоры.
Sout de basque (Сотбаск) –прыжок с одной ноги на другую ногу
Прыжок разучивается боком у опоры, выполняя схему прыжка шагами и взмахами, затем в подскоке у опоры, при необходимости с помощью партнера или самостоятельно на середине выполняется с разбега, с шага галопа, с одного шага.
Grand jete (Гранд жете) –прыжок из пятой позиции с одной ноги на одну ногу (в шпагат)
Методика обучения: прыжок шагом.
1) Стоя лицом к опоре, взмахи назад; стоя спиной к опоре, взмахи вперед.
2) Стоя на гимнастической рейке (5-6 снизу), амплитудные взмахи назад до положения в шпагат.
3) Взмахи вперед и назад в продвижении от одной границы зала к другой, по диагонали, по кругу.
4) Прыжок через «ориентир».
5) Выполнение прыжка шагом с помощью товарища или вдоль гимнастической стенки или станка с опорой на рейку или станок.
6) Самостоятельное выполнение прыжка с 2-3 шагов разбега с шага 1) галопа (па шассе), с одного шага.
Разучивается прыжок при наличии шпагата, - сначала боком у опоры выполняются взмахи вперед и назад, по мере усвоения перешагивание через ориентир, затем перепрыгивание. На гимнастической стенке, стоя в упоре на согнутой правой на 4 или 6 рейке снизу, взмах левой назад, выпрямляя опорную ногу в положение шпагат в воздухе, выполнение прыжка на середине с помощью партнера и самостоятельно с разбега, с шага галопа или с одного шага.
Grand jete en tournant (Гранд жете ан турнан) – прыжок из пятой позиции в пятую с двух ног на одну в повороте на 360 градусов в шпагат
Разучивается при выполнении качественного прыжка в шпагат. Поворот разучивается отдельно, затем в соединении с прыжком. Возможно выполнение прыжка с дополнительными шагами после поворота.
Grand soubresat (Субрисо) –прыжок из пятой позиции ног в пятую с двух ног на две
Jete renverse (Жете ренверсе) –прыжок из пятой позиции ног с двух ног на одну
Сначала разучивается продвижение по дуге шагами, затем в прыжке с малой амплитудой в медленном темпе. По мере усвоения выполняется с фазой полета в быстром темпе. Этот же прыжок можно выполнять в положение аттитюд или в кольцо.
5. Заключение:
Прыжок – это сложный и последовательный процесс. В связи с этим необходимо тщательно соблюдать методику исполнения и проучивания.
Прыжок состоит собственно из двух важных элементов: элевации и баллона. Элевация есть взлет: человек отделяется от земли и делает прыжок в воздухе, но не акробатический и бессодержательный, а танцевальный. Танцевальность прыжку придает баллон. Под баллоном имеется ввиду способность танцовщика замирать в воздухе в определенной позе. И вот, когда мы имеем дело с прыжком, соединенным с баллоном, когда речь идет о классической танцевальной элевации. Она развивается целым рядом движений: для развития прыжка, оканчивающего на две ноги, служит changement de pied, для развития прыжка трамплинного типа с движением вперед, назад и в сторону служит pas ballonne. Необходимо во время толчка и взлета правильно согласовать движения ног, головы, рук и корпуса. И если исполнитель не может воспроизвести это, то его нельзя считать виртуозом.
Однако для осуществления, действительно зрелищных прыжков, требуется не только большая сила и скорость. Одним из главных требований, является вера в свои силы. Поверьте, в свой высокий прыжок и тогда вы сможете летать.
6. Список литературы:
1. Шипилина И. Хореография в спорте: учебник для студентов, 2004
2. Захаров Р. Беседы о танце, М., 1976
3. Захаров Р. Записки балетмейстера, М., Искусство, 1976
4. Карп П. Младшая муза, М., Современник, 1997
5. Русский балет: Энциклопедия, М., 1997
6. Сергеев К. Сборник статей, М., Искусство, 1978
7.Тарасов Н. Классический танец, М., Искусство, 1981