Полезный совет. Начинающему резчику лучше выполнять контурную резьбу на древесине мягких пород – липе, осине, а совершенствовать технику – на более твердых.
Рис. 35. Эскизы для контурной резьбы: а – выполняемой стамеской-косяком; б – выполняемой полукруглыми стамесками: стрелки показывают порядок выполнения и направление резьбы
Резание стамеской-косяком. Контурную линию с полукруглой выемкой режут стамесками. Для этого заготовку с рисунком (рис. а) закрепляют на верстаке. Вертикальные линии розетки, расположенные поперек волокон, режут носком лезвия движением к себе. Сначала надрезают линию, наклонив стамеску вправо, затем подрезают ее, наклонив стамеску влево. Предварительный вертикальный надрез по средней линии контура в данном случае не делают.
Глубина реза при выполнении розетки неодинаковая: у края она максимальная, у центра сходит на нет. Концы лучей подрезают концом стамески с небольшим наклоном.
Линии, расположенные вдоль волокон, режут по направлению к центру розетки, наклоняя стамеску от себя и к себе.
Контур окружности прорезают в последнюю очередь. Сначала режут внешнюю грань, затем внутреннюю.
Резание полукруглыми стамесками. Для резания используют круглую, среднюю и отлогую стамески. Сначала круглой стамеской подрезают лепесток. Уголок лезвия ставят в начало линии и, нажимая на рукоятку, ведут его по кривой. Стамеску наклоняют к центру розетки. Продолжают надрез того же лепестка средней стамеской в направлении, показанном стрелкой. Заканчивают надрез контура отлогой стамеской. Так подрезают все лепестки розетки.
Срезание второй грани производят средней и отлогой стамесками. Сначала все лепестки подряд подрезают средней стамеской, а затем отлогой.
Освоив основные приемы выполнения контурной резьбы, можно приступать к резьбе орнаментальных или сюжетных композиций.
Резание орнаментов
Вначале обычно окрашивают заготовку, используя 2–3%-й раствор водорастворимых красителей для дерева. После высыхания слегка шлифуют и лакируют.
Рисунок орнамента переводят на кальку. Затем закрепляют ее на заготовке и острым твердым карандашом переводят рисунок на древесину. Полученный контур процарапывают шилом или обводят цветным карандашом.
Орнамент выполняют стамеской-косяком. Линии нужно резать плавно, не прерываясь, сначала с внешней стороны, потом с внутренней. На участках линий с малой кривизной пятку лезвия стамески приподнимают и режут носком.
Для большей выразительности крупные формы подчеркивают более глубокими и широкими линиями. Иногда надрез контура с внутренней стороны делают круто, а подрезку с внешней стороны – полого.
Отделка изделия
В зависимости от назначения предмета выбирают и вид отделки. Поверхности контурной резьбы можно отлакировать до блеска, можно, наоборот, сделать ее матовой, протирая резьбу жесткой кистью с жидко разведенным лаком. Перед прозрачным покрытием шлифованную поверхность резьбы можно затонировать, подкрашивая только фон или же и фон, и углубленные линии. Лак наносят на хорошо просохшую поверхность.
Геометрическая резьба
Этот вид резьбы по дереву наиболее простой и доступный многим умельцам. Геометрическая резьба представляет собой особые клинорезные выемки, различной направленности и глубины. Количество граней, в каждой отдельной выемки, также может быть различным. Но, наиболее распространённые – это с двумя и тремя выемками.
Трёхгранная резьба даёт наибольшее количество возможных узоров. Меньше композиций можно создать с помощью четырёхгранной резьбы, и она требует особого мастерства от резчика.
К геометрической резьбе можно и отнести скобчатую резьбу. Рисунок в ней изготавливается полукруглой стамеской, сначала под прямым углом, а затем, под острым. Для резьбы по дереву геометрической берут древесину липы, осины, хвойных пород. ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ,один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композиций. Главный инструмент резчика — резец со скошенным концом, так называемый «косячок».
Геометрическая резьба подразделяется на две основные разновидности: трехгранно-выемчатая резьба и ногтевидная (или скобчатая).
В основе первой лежит заглубленная внутрь трехгранная пирамидка, из которой формируются разнообразные орнаменты. Ногтевидная резьба получила свое название от полукруглого углубления — «ноготка», наносимого полукруглой стамеской. Сочетания «ноготков» дают более сложные узоры — листики, трилистники, глазки.
Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам. Например, один из наиболее распространенных элементов — розетка — был связан с культом солнца. Розетки и сияния присутствуют во всех композициях, выполненных в технике трехгранно-выемчатой резьбы. Геометрическая резьба использовалась в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок и различных предметов домашней утвари — вальков, рубелей, трепал. Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок 10-12 веков. Подобные орнаменты украшают изделия западноевропейских ремесленников, мастеров Средней Азии.
В конце 19 века, на гребне волны интереса к народному искусству, геометрическую резьбу вновь начинают широко применять в архитектуре, при оформлении мебели и деталей интерьера. Эту технику использовали столярные мастерские в Талашкине, Абрамцеве, Нижнем Новгороде, эскизы для орнамента делали профессиональные художники. Сегодня геометрическая резьба применяется главным образом при отделке мелких бытовых предметов и в сувенирном производстве.
Плоскорельефная и рельефная резьба
Плоскорельефная резьба так же очень распространена. Отличительной её особенностью является орнамент одинаковой высоты. Часто композиции создаются простым рисунком: геометрические фигуры, листья растений, изображения зверей и птиц.
Резьба по дереву такого вида потребует от мастера усидчивости, богатой фантазии и разнообразного инструмента: ножей, стамесок, чеканов, скребков, рашпилей и др.
Этот вид резьбы различают по подвидам:
§ подушечный фон;
§ подобранный фон;
§ заоваленный контур.
В рельефной резьбе рисунок заметно выделяется на общем фоне. В этом виде практически нет плоских поверхностей. Узор содержит точки различной высоты и формы. Рельефной резьбой украшают мебель, стены, делают изящные панно.
Рельефная резьба по дереву делиться на два подвида: барельефную и горельефную. Для резьбы выбирают твёрдое дерево: дуб, бук, кедр, пихту. ПЛОСКОРЕЛЬЕФНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ, один из наиболее распространенных видов резьбы. Относительно неглубокий рельеф (5-20 мм) сохраняет одинаковую высоту при равной глубине основного фона. Основные мотивы плоскорельефной резьбы — растительный орнамент, стилизованные изображения фигур людей и животных. Ее техника относительно проста. Резные украшения наносятся на заранее подготовленное изделие. Первоначально острым предметом прочерчивается контур рисунка, затем мастер долотом подсекает рисунок по контуру и выбирает стамесками фон. Рельеф часто обрабатывается дополнительными порезками, моделирующими изображение — прожилки листьев, гривы коней, мелкие детали. От сложности рисунка зависит набор инструмента, в некоторых случаях резчики используют до 60 резаков и стамесок разного профиля и размеров.
Плоскорельефная резьба подразделяется на разновидности: резьба с заоваленным контуром — края вырезанного по контуру рисунка слегка закругляются, а фон обычно не выбирается совсем; резьба с подушечным фоном — фон подрезается очень отлого, образуя полукруглую выпуклость, напоминающую взбитую подушку; резьба с подборным фоном — вокруг оконтуренного рисунка фон выбирается на равную глубину, что делает изображение более рельефным.
Плоскорельефная резьба применялась в первую очередь в домовом декоре и была известна на территории России с допетровского времени, получив распространение в Поволжье, на Русском Севере, на Урале. Большое влияние на развитие поволжской резьбы оказала «корабельная резь», на основе которой выработался особый барочный тип резьбы. В конце 19 в. в подмосковном Абрамцеве стараниями художников и коллекционеров возник промысел абрамцевско-кудринской резьбы, продолжающий древнерусские традиции рельефной резьбы.
Плоскорельефная резьба
Плоскорельефная резьба относится к самым распространенным видам резьбы. Основу ее составляет плоский одинаковой высоты рельеф орнамента. Такой вид позволяет создавать композиции с растительным узором, геометрическим орнаментом, с изображением людей, зверей, птиц и мифологических персонажей. Однако техника работы довольно трудоемка, требует определенного мастерства и опыта, а также наличия разнообразного резчицкого инструмента: ножей-косяков разной ширины и с разным углом скоса полотна, стамесок различного профиля и сечения, циклей, скребков, рашпилей, чеканов и т.д.
В плоскорельефной резьбе известны следующие подвиды: резьба с заоваленным контуром, подушечным фоном, подобранным фоном.