Тема 14. Методика руководства иллюстративным рисованием по мотивам русских (чувашских) сказок в старшей (выпускной) группе

План

1.Введение.

2. Задачи ознакомления с книжной графикой в современных альтернативных программах.

3. Методы и приемы ознакомления с книжной иллюстрацией перед занятием рисованием.

4. Руководство иллюстративным рисованием на занятии.

5. Практическая часть.

6. Выводы.

Литература

1. Пожильцова Г.В. Развитие изобразительного творчества под влиянием волшебных сказок // Художественное творчество в детском саду. – М., 1974.

2. Саккулина Н.П., Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.- М., 1982.

3. Синева Е. Сказочные образы в рисунках детей // Художественное творчество в детском саду. – М., 1974.

4. Эстетическое воспитание в детском саду / Под ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1985.

Рекомендации к выполнению практической части

В первой части предложите детям нарисовать иллюстрацию к их любимой русской (чувашской) сказке. Анализируя детские рисунки, обратите внимание, по мотивам какой сказки чаще всего создаются иллюстрации, какие герои чаще всего изображаются, какими выразительными средствами пользуется ребенок и насколько они соответствуют характеру образа или сюжета. В беседе выясните, почему ребенок выбрал именно эту сказку, этот эпизод или этого героя и почему так изобразил. Ответы детей запишите и проанализируйте. Сделайте выводы по полученным результатам, объясните их.

Во второй части предусмотрите различные соответствующие возрасту детей формы и методы ознакомления с иллюстрациями к сказке на этапе предварительной работы, а также в процессе занятий иллюстративным рисованием. Опишите и проанализируйте их использование.

В заключительной части проведите контрольное рисование на тему «Рисуем любимую сказку» и проанализируйте детские рисунки и ответы детей в той же последовательности и по тем показателям, что и в первой части. На основании полученных данных сделайте вывод об эффективности проделанной работы.

Приложение

Ответы детей на вопросы; конспекты занятий рисованием и ознакомления с книжной графикой; детские рисунки.

Тема 15. Формирование у детей среднего (старшего) дошкольного возраста творческих способностей

В конструировании из бумаги

План

1. Введение.

2. Особенности творческих проявление детей в конструировании из бумаги.

3. Задачи обучения конструированию из бумаги в средней (старшей, выпускной) группе.

4. Методика формирования творческого конструирования из бумаги в средней (старшей, выпускной) группе.

5. Практическая часть.

6. Выводы.

Литература

1. Богатеева З.А. Чудесные поделки из бумаги. – М., 1992.

2. Куцакова Л. Конструируем терема, палаты, соборы // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 9.

3. Лиштван З.В. Конструирование. – М., 1981.

4. Михайленко Л., Романова Л. Оригамские сказки //Дошкольное воспитание. – 2000. - № 3.

5. Парамонова Л.А. Детское творческое конструирование. – М., 1999.

6. Парамонова Л. Творческое конструирование: психологические и педагогические основы его формирования // Дошкольное воспитание. – 2000. - № 11.

7. Простякова Н., Кузнецова О. Игры – сказки в обучении детей оригами // Дошкольное воспитание. – 1997. - № 5.

8. Сафонова О.А. Принципы формирования самостоятельного конструирования // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 1.

9. Тарловская Н.Ф., Топоркова Л.А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. – М., 1994.

Рекомендации к выполнению практической части

В первой части предложите детям сложить любую знакомую им поделку из бумаги. Проанализируйте поделки детей по следующим показателям и данные занесите в таблицу:

Имя, фамилия ребенка Показатели
Новизна тематики и конструкции (повторил освоенную ранее на занятии; внес некоторые изменения в знакомую конструкцию; оригинальная конструкция) Качество исполнения поделки (поделка качественная, прочная в целом; в поделке отдельные детали прикреплены некачественно; поделка непрочная, некачественная) Выразительность образа в поделке (цвет, материал, фактура соответствуют образу, выбраны осмысленно; цвет, материал, фактура не соответствуют образу, выбраны случайно) Эмоциональное отношение к процессу и результату (положительное; равнодушное; негативное)

Проанализируйте по каждому ребенку, насколько сформированы у него навыки конструирования из бумаги и соответствуют ли они программным требованиям. Сделайте сравнительный анализ по показателям: в каком из них детьми получены наиболее высокие оценки, в каком – самые низкие. Объясните полученные данные.

Проведите 5-6 обучающих занятий конструированием, используя разнообразные методы и приемы, направленные как на формирование замысла, так и на повышение качества, оригинальности и выразительности создаваемых поделок. Описывая формирующий этап, обратите внимание на анализ соответствия задач обучения и используемых при этом методов и приемов, характеристику результативности занятий.

В заключительно части проведите контрольное занятие на свободную тему или используйте детские поделки, выполненные ими самостоятельно, и проанализируйте их по тем же показателям, что и в первой части. Результаты занесите в таблицу. Сравните полученные данные. Отметьте, какие позитивные изменения произошли в поделках детей, какие трудности сохранились. В каком показателе сохранились самые низкие оценки. Объясните с чет это связано.

Приложение

Конспекты занятий; детские поделки.

Наши рекомендации