По мотивам сказок Гофмана «Орех Кракатук»

Цель:приобщать детей дошкольного возраста к классике мировой детской литературы.

Задачи:

1. Познакомить детей с творчеством немецкого писателя сказочника Э. Т. А. Гофмана.

2. Закрепить понятие «музыкально-театральный жанр» на примере балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

3. Развивать у детей дошкольного возраста художественно-эстетический вкус в процессе музыкально-театрализованной деятельности.

Предварительная работа:

ü чтение сказок Гофмана «Орех Кракатук», «Щелкунчик и мышиный король»;

ü беседы с детьми по содержанию сказок;

ü рассматривание иллюстраций к сказкам;

ü выставка рисунков (совместные коллективные и семейные работы);

ü видео-просмотр балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», обсуждение, анализ;

ü разыгрывание миниатюр;

ü разучивание танцевальных композиций.

Дети заходят в музыкальный зал.

Его декорации имитируют дворцовое убранство.

Волшебник:Мы побываем с вами в сказке про волшебный орех Кракатук. Слышите? Это звуки старинного танца. Сегодня у короля и королевы бал по случаю рождения дочери, маленькой принцессы. Она такая хорошенькая, что Король и Королева просто счастливы!

Дети танцуют менуэт.

Заходят Король и Королева. Несут ребенка.

Королева:Она чудесна, как лепесток розы!

Король:Она нежна и прекрасна, как все цветы нашего королевства! (влюбленно смотрят друг на друга, радуются, играют в ладоши).

Звучит тревожная музыка из балета П. И. Чайковского, в зале появляется Мышильда, с нею мыши. Они смеются, передразнивают короля с королевой. Некоторые падают на пол, держатся за живот и болтают от смеха «лапками».

Мыши:Она прекрасна, как лепесток розы! Ха-ха-ха! Она нежна и прекрасна, как все цветы нашего королевства! Хи-хи-хи!

Мышильда:Она будет безобразна, как маленькое страшилище! Терпеть не могу человеческих детенышей! Они таскают моих мышат за хвостики и ловят их в мышеловку! (мыши пищат, жмутся к Мышильде, жалуются). Я заколдую эту противную девчонку! (стучит трезубцем).

Танец мышей.

Во время танца свет приглушается.

Когда свет снова загорается, Король и Королева смотрят на младенца.

Королева падает в обморок.

Волшебник:Много мудрецов, лекарей и знахарей съехалось во дворец, но никто не сумел вылечить маленькую принцессу. И тогда король решил позвать во дворец придворного звездочёта. Может быть, он сумеет предсказать судьбу маленькой принцессы и хоть немного успокоит её родителей.

Звучит музыка из балета «Щелкунчик.

Появляется Звездочёт.

Он смотрит на небо в подзорную трубу.

Танец звёздочек.

Звездочёт:Далеко за морями, лесами, горами, в королевстве сластей у Орехового Короля есть волшебный орех Кракатук. Пройдёт много лет, прежде чем один смелый принц добудет его. И как только принцесса попробует его волшебную мякоть, она снова станет здоровой и красивой.

Звездочёт раскланивается, уходит.

Король с королевой тяжело вздыхают и уходят тоже.

Волшебник:Прошло 15 лет, а принц всё не приходил. Отчаявшиеся родители потеряли всякую надежду на выздоровление дочери, но скажу вам по секрету, что слова звездочёта сбылись. Такой принц есть! Он смел и отважен, красив и силён. Да вот он, смотрите сами!

Танец принца «Битва с драконом».

Принц:Я обошёл весь свет в поисках волшебного ореха. Много бед и лишений встретилось на моём пути, но нигде, нигде его нет. Ах, кто-нибудь подскажет мне, где его искать?

Танец Феи Драже и конфет.

Фея Драже:Кто ты чужестранец?

Принц:Я принц из далекого королевства. А вы кто?

Фея:Я Фея, а это мои подданные конфетки. Мы очень рады, когда в нашем королевстве бывают гости. Хочешь, мы угостим тебя сладостями? (конфетки подбегают к принцу, предлагают ему разные угощения).

Принц:Спасибо, милая Фея, вы так добры, но мне нужен только волшебный орех Кракатук, чтобы вылечить принцессу от уродства. Её заколдовала злая Мышильда.

Фея:Ах, какое несчастье! Я совсем не знаю, где этот волшебный орех… Но возможно об этом знает мой сосед – Ореховый король? Но он такой вредный и упрямый! Всё время хвастается своим деревянным лбом… Мне совсем не хочется с ним разговаривать. Но тебя мне так жалко, ты так устал. Сейчас я позову своих подданных, и они немного тебя развеселят.

Фея хлопает в ладоши.

Дети танцуют под музыку из балета «Щелкунчик».

Восточный танец.

Китайский танец.

Фея:Я вижу грусть твою ничем не развеять. Иди к Ореховому королю. Может быть, он тебе и поможет.

В зале появляется Ореховый король со своей свитой.

Танец Орехового короля и орешков.

Ореховый король:Кто ты, чужестранец? И что ты делаешь в моих владениях?

Принц:Приветствую тебя, славный король! Я ищу орех Кракатук. Только его волшебная мякоть может спасти от уродства принцессу. Её родители так несчастны. Нет ли его у тебя?

Ореховый король(обращается к зрителям.): Если я скажу, что есть, мне придётся отдать орех этому несчастному принцу. А если я скажу, что нет, он уберется отсюда и не будет мне докучать (крутит пальцами «сказать – не сказать»). Нет у меня никакого ореха! Я сам – орех. Смотри, какой у меня замечательный деревянный лоб! Можешь щелкнуть по нему. Я уверяю тебя, что мне ни капельки не больно!

Принц:Ваше величество, сдаётся мне, что вы хотите меня обмануть…

Ореховый король:Да как ты смеешь со мной так разговаривать?! Даже если он у меня и есть, я тебе его всё равно не отдам. Ведь он достался мне от дедушки Арахиса, а ему от дядюшки Фундука, а тому, в свою очередь…

Принц:Дорогой волшебник, что же мне делать? Как выпросить у этого упрямца волшебный орех?

Волшебник:Его величество очень любит загадки. Попробуй поиграть с ним…

Принц:Ваше величество, я знаю три загадки! Уверен, что вы ни за что их не отгадаете!

Ореховый король:Я знаю все загадки в мире! Я их щелкаю как орехи!

Принц:Если отгадаете, я уйду с пустыми руками, ну, а если не отгадаете, то отдадите мне волшебный орех…

Принц загадывает загадки Королю.

С первыми двумя Король быстро справляется, а вот последнюю загадку отгадать не может.

Он обращается к детям.

Принц:Так нечестно! Вам помогали! Орех мой!

Ореховый Король:Всё равно не отдам! Не отдам, и не проси!

Принц:Какой же вы вредный, упрямый! Одним словом, деревянный! У вас совсем нет сердца!

Король:А ты что, очень любишь принцессу?

Принц:Я видел ее, когда она была совсем маленькая. Но уже тогда она была прекрасна, как лепесток розы, нежна и чудесна, как все цветы королевства!

Король:Ладно, забирай орех, но обещай, что еще немножко со мной поиграешь.

В игре участвуют и дети. В конце игры Принц прощается с Королем. Под звуки праздничного марша (П. И. Чайковский, балет «Щелкунчик») принц садится на своего боевого коня и уезжает. Король, всплакнув, машет ему платком на прощание.

Волшебник:Вот и настал день, когда принц прибыл во дворец. Он торжественно преподнёс орех Кракатук Королю и Королеве. И как только принцесса попробовала его волшебную мякоть, она снова превратилась в красавицу, и все цветы королевства преклонили головы перед её красотой!

Девочки с принцессой танцуют «Вальс цветов»

Волшебник:Вы, наверное, догадались, что Принц и Принцесса полюбили друг друга? И вскоре сыграли пышную свадьбу!

Свадебный танец. В нём участвуют дети, Принц и Принцесса, а также и другие герои сказки.

Волшебник:Ну что, ребята, понравилась вам моя сказка? А теперь мне пора. До свиданья! Абра-кадабра-бумбулябра!

Свет гаснет, волшебник исчезает.

Девяшина С. Г.,

музыкальный руководитель

МАДОУ «Детство» детский сад №190

г. Нижний Тагил

Наши рекомендации