Тема №2. Специфика фольклора. Русские народные сказки. Виды русских народных сказок

Лекция . 2 час.

Программное содержание

Определение понятия «фольклор». Специфика фольклора; анонимность, устность, вариативность, коллективность.

Народная сказка: определение понятия. История бытования и изучения. «Бродячий сюжет». Классификация. Видовые особенности сказок. Типы героев. «Урок молодцу» как смысловой стержень сказки. Влияние сказки на развитие личности ребёнка.

Самостоятельная работа. 4 час.

Программное содержание

Сказки о животных, их своеобразие. Формы вымысла, отражение в них древних верований человека. Кумулятивные и этиологические сказки как разновидность сказок о животных. Особенности поэтики.

Волшебные сказки. Их отличия от других видов сказок. Формы вымысла. Общечеловеческая значимость содержания. Особенности поэтики.

Бытовые и авантюрные сказки: их сходство и различия. Форма вымысла. Особенности поэтики.

Докучные сказки. Художественные особенности вида.

Вопросы для обсуждения

  1. Видовые различия и их влияние на содержание и поэтику народных сказок.
  2. Типы героев: древнее и вечное в обрисовке типа.
  3. Анализ художественных текстов всех видов.

Задания

  1. Прочесть тексты народных сказок (Гриценко З. Практикум. – С. 13).
  2. Сделать устный анализ трёх сказок (по выбору студента) и письменный анализ одного текста (по выбору студента). План анализа см.: Гриценко З. Практикум по детской литературе и методике приобщения детей к чтению – М.: Академия. – 2008. – С. 12-13. Далее: Гриценко З. Практикум, с указанием страниц.

Литература к теме

  1. Арзамасцева И. С. 46-52.
  2. Гриценко З. Учебник. – С. 28-39.

Тема №3. Поэтика русских народных сказок.

Практическое занятие. 2час.

Программное содержание

Понятие «поэтика». Художественное время и художественное пространство сказки. Архитектоника и её элементы. Связь эстетического плана построения сказки с устной формой её бытования.

Особенности художественного мира сказки: постоянные стилистические формулы, ретардация, портретные описания героев и их характеристика, интонация живого рассказа и др.

Вопросы для изучения

  1. Поэтика – элемент содержания или формы сказки?
  2. Существует ли связь между формой вымысла в сказке и их поэтикой?
  3. Почему докучная сказка отступает от общего эстетического плана построения содержания? Можно ли данное отступление считать обогащением поэтики жанра?

Самостоятельная работа. 2 час.

  1. Прочесть сказки Терёшечка», «Жар-птица и Василиса-царевна».
  2. Дать анализ содержанию и поэтике прочитанных сказок.
  3. Письменно ответить на вопрос, в чём заключается нестандартное построение сказок?

Литература к теме

  1. Гриценко З. Учебник. – С. 25 -28.
  2. Гриценко З. Практикум. – С. 11.

Тема №4. Детский фольклор: история и современное состояние.

Самостоятельная работа. 2 час.

Программное содержание

Понятие о детском фольклоре, его специфика. Жанровая система. Колыбельная песня: научное и образное определение жанра. История появления и бытования. Содержание колыбельных песен. Магические мотивы в колыбельных песнях. Идея смерти ребёнка и её научное исследование. Философия отношений взрослого мира к детям.

Художественные особенности колыбельных песен. Синкретический характер жанра.

Литературная колыбельная песня. Потребность в сохранении и передаче традиции исполнения колыбельных песен.

Современное состояние детского фольклора.

Вопросы для обсуждения

1 Современное состояние колыбельной песни как жанра. Сохранилась ли традиция жанра в его содержании, исполнении, передаче?

2. Психофизическое воздействие песни на младенца. Роль содержания и мелодии в нём.

  1. Современное состояние жанра колыбельной песни.

Задания

  1. На известных обучающимся Интернет-сайтах найти примеры современных жанровых форм детского фольклора (считалки, жеребьёвки, дразнилки, поддёвки, заклички, приговорки).

Литература к теме

  1. Гриценко З. Практикум. – С. 14.
  2. Гриценко з. Учебник. – 39 – 55.

Тема №5. Становление и развитие русской детской литературы.

Самостоятельная работа. 4 час.

Программное содержание

Древняя русская литература как особый вид литературы. Её значение в художественном развитии и воспитании детей. «Поучение» В. Мономаха.

Возникновение литературы для детей. Её педагогическая и методическая направленность, художественные особенности. Первые русские детские книги.

Детская литература ХУШ в. «Юности честное зерцало…» - художественный документ Петровской эпохи. Гипотетический круг детского чтения. Отражение в литературе для детей идей времени.

Журнал Н.И. Новикова Детское чтение для сердца и разума.

Задания

  1. Изучить предложенную литературу Какое из произведений литературы этого времени, анализ которого дан в учебниках, вызвало интерес у студента? Чем он объясняется?

Литература к теме.

  1. Гриценко З. Учебник. – С. 66-83.
  2. Сетин Ф. - С. 41-59; 118-119: 136 – 139.

Тема №6. Литературная сказка как явление культуры. А. Погорельский. «Чёрная курица или Подземные жители» - образец детской литературной сказки.

Лекция. 2 час.

Программное содержание

Литературная (авторская) сказка – ведущий жанр детской литературы. Определение понятия. История возникновения и развития, современное состояние жанра. Проблемы классификации. Тематика и проблематика сказок для дошкольников. Поэтика. Фольклорные и литературные традиции. Традиции зарубежной авторской сказки в творчестве русских писателей. Анализ художественных произведений.

Самостоятельная работа. 1 час.

1. Сказка Е. Шварца «Два брата»: сведения об авторе, вопросы для анализа произведения см.: Практикум. С. 22-25

Наши рекомендации