Драматургия и режиссура массовых зрелищ

Заключение

В результате проведенного исследования установлено, что массовое зрелище по своей сути и форме явление коллективное. Оно в отличие от многих других видов жизнедеятельности человека всегда и непременно – коллективное действо, коллективное переживание, обязательно требующее присутствия и непосредственного участия группы людей. Массовые зрелища возникают только там, где существуют духовные связи между людьми. В жизни каждого народа массовые зрелища занимают свое особое место. Примечательна весьма важная социологическая особенность зрелищ, заключающаяся в том, что народ здесь имеет удачную возможность раскрыть и творчески выразить себя как исторический субъект, непосредственно участвующий в зрелищах.

В прошлом массовые зрелища были одним из главных источников творчества, двигателем культуры. Будний день, даже при наилучшей его организации, врядли может вполне заменить эту творческую функцию зрелища. В человеке постоянно живет потребность в зрелищах. И не случайны многочисленные стремления трансформировать и обновлять зрелища в тех обществах, особенно в больших городах, которые по той или иной причине стали безразличными к ним. Мы считаем, что массовые зрелища в будущем будут представлять собой фундаментальный институт человеческой культуры, а празднование – одну из основных и любимых форм коллективного поведения людей. Весь предшествующий опыт истории человеческой культуры подтверждает то, что потребность в массовых зрелищах является в жизни общества всеобщей и постоянной, при всей изменчивости их форм.

Акцентируя внимание на многоликости массовых зрелищ, в ходе научного исследования, мы определили их характерные черты:

Непрерывность, постоянная живая эстафета праздничности, начиная с древности и до нашего времени.

Связь зрелищ с закономерными ритмическими явлениями жизни: с ритмом природы, с мифологическим временем, с ходом истории, то есть относительная устойчивость массовых зрелищ и постоянное внутреннее изменение их содержания и формы.

Коллективный характер празднеств, отражающий не просто факт участия в них некой массы, а наличие вполне определенной единой общности, считающей зрелища своим достоянием и органичным способом выражения своих ценностей.

Культурная ценность массовых зрелищ, которую хранят, оберегают и передают из поколения в поколение.

В ходе исследования была раскрыта суть массовых зрелищ, она, на наш взгляд, сводиться к следующему:

Эволюция крупномасштабных зрительных образов, то есть категория сценографическая, творческое содружество сценариста, режиссера и художника приобретает крайне специфические формы. Как правило, художник вступает в работу на самых ранних стадиях - он задумывает праздник вместе со сценаристом и режиссером, являясь их полноправным соавтором.

Чем больше масштаб мероприятия, тем больше фактор зрелищности превалирует в нем над многими незаменимыми в театре средствами выражения идеи и сюжета произведения, иногда почти полностью вытесняя их.

Практически теряют свое значение такие привычные индивидуальные средства актерской выразительности, как нюансы мимики, интонации, жеста. Поэтому вообще вся система образов массовых форм зрелищ принципиально другая, нежели в обычном театре.

Действие развивается не как результат взаимоотношений «персонажей», воплощаемых отдельными актерами, а как результат столкновения обобщающих понятий, облеченных в зрелищную форму динамических символических образов. Это связано с особыми условиями массовых постановок, особыми повышенными требованиями к организации зрительского внимания.

Для того чтобы удержать в состоянии сопереживания зрителя, удаленного от места действия на многие десятки, а иногда и сотни метров, необходимы особые художественные приемы, доходчивые, зрелищные по своей сути.

Используя комплексный подход в соединении сравнительно-описательного анализа с искусствоведческим художественно-стилистическим и историко-культурным анализом, в данном исследовании осуществлена попытка комплексного исследование массовых зрелищ со времен возникновения и до настоящего времени.

На основе анализа, обобщения и систематизации исследуемого материала, была изучена и проанализирована литература по данной теме. Сформулировано понятие «массовое зрелище», что помогло в дальнейшем изучении проблемы. Рассмотрены истоки и основные тенденции становления и развития массовых зрелищ, а также специфика каждого из этапов. Выявлены основные аспекты массовых зрелищ и особенности драматургии и режиссуры массовых зрелищ, а также методика организации и подготовки массовых зрелищ. Полученные результаты научного исследования определили практическое значение предложенного материала. В связи с этим, материалы, полученные во время работы, подлежат использованию при изложении учебного материала по курсу «Режиссура эстрады и массовых зрелищ» в высших учебных заведениях.

Список литературы

Айзенштадт В.Н. Режиссура и организация массовых зрелищ /

В. Н. Айзенштадт. - Харьков.: ХГИК, 1973 – 136 с.

Белоусов Я. П. Праздники старые и новые / Я.П. Белоусов. – Алма-Ата, 1974.

Бенифанд А. В. Праздники: сущность, история, современность /

А.В. Бенифанд. – Красноярск, 1986.

Беспятов Е. Театр под открытым небом / Е. Беспятов // Народный театр. – 1943. - № 3. – С. 12-15.

Большая советская энциклопедия. – М., 1933. - Т. 27. – С. 254

Борщ В. А. Специфика подготовки режиссера массовых зрелищ / Виктория Борщ // Информационно-культурологическое и искусствоведческое образование в контексте болонского процесса: Материалы научной конференции 13-14 декабря 2005г. – Х.: ХГАК. – С. 186-187.

Борщ В. А. Эволюция массовых зрелищ как составная часть развития общества / Виктория Борщ // Культура и информационное общество ХХI столетия: Материалы конференции молодых ученых, 25-26 апреля 2006г. – Х.: ХГАК. – С. 186-187.

Бояджиев Г. От Софокла до Брехта за 40 театральных вечеров /Г. Бояджиев. – М.: Просвещение, 1969. – 336 с.

Бояджиева Л.В. Макс Рейнхардт / Л.В. Бояджиева. – Л.: Искусство, 1987, - 222 с.

Брабич В.М. Зрелища Древнего Мира / В.М. Брабич и Г.С. Плетнева. – Л.: Искусство, 1977. – 79 с.

Варнеке Б. Очерки из истории древнеримского театра / Б. Варнеке. – СПб., 1903. – С. 18-19.

Венедиктов Н. О праздниках улиц / Н. Венедиктов // Культурно-просветительская работа. - 1967. - № 1. - С. 15-16.

Виппер Р. Психология театра / Р. Виппер // Мир божий. – 1902. - № 2. – С. 11-18.

Волков Н. Искусство массового действа / Н. Волков. – Современный театр. - 1929. - №36.

Галеев Б. Театрализованные представления «Звук и свет» под открытым небом» / Б. Галеев. – Казань.: 1991. – 227 с.

Галеев Б. М. Содружество чувств и синтез искусств / Б.М. Галеев. – М.: Знание, 1982.

Гвоздев А. История европейского театра / А. Гвоздев, А. Пиотровский. – М., Л.: 1931. – 313 с.

Генкин Д.М. Театрализованные формы работы клуба / Д.М. Генкин. - Л.: ЛГИК, 1972.

Генкин Д.М. Массовые праздники / Д.М. Генкин. - Учебное пособие для институтов культуры. - М.: Просвещение, 1975. – 140 с.

Генкин Д.М. Сценарное мастерство культпросветработника /Д.М. Генкин, А.А. Конович. - М., 1984. – 127 с.

Гершуни Е.П. Массовые праздники и народные представления /Е.П. Гершуни. – Л., 1962.

Глан Б. Н. Массовые праздники и зрелища / Б.Н. Глан. – М., 1961.

Глан Б. Н. Праздник всегда с нами / Б.Н. Глан. – М.: СТД, 1988.

Глан Б. Н. Театрализованные праздники и зрелища / Б.Н. Глан. – М.: Искусство, 1976. – 176 с.

Головня В. В. История античного театра / В.В. Головня. – М.: Искусство. - 1972.

Гордеев С. I. Методика органiзацii масових свят / С.I. Гордеев. – Х.: ХДАК. – 2003. – 9 с.

Гордеев С. I. Режисура свят та обрядiв / С.I. Гордеев. – Х.: ХДАК. – 1999. – 36 с.

Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / В. Даль. - М.: 1955. - Т. 1.

Данилов С. С. Очерки по истории русского драматического театра /С.С. Данилов. – М., Л.: Искусство. – 1948. – 588 с.

Ершов П. М. Режиссура как практическая психология / П.М. Ершов. – М.: 1971.

Жигульский К. Праздник и культура / К. Жигульский. – М.: Прогресс, 1985. – 336 с.

Житницький А. З. Драматургiя масових театралiзованих заходiв / А.З. Житницький. – Х.: Тимченко. – 2005. – 128 с.

Зайцев В. П. Режисура естрады и масовых видовищ / В.П. Зайцев. – К.: Дакор, 2003. – 304 с.

История зарубежного театра (под редакцией Г.Н. Бояджиева). – М.: Просвещение, 1981.

Кинословарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1966. - Т. 1.

Клитин С.С. Эстрада: Проблемы теории, истории и методики /С.С. Клитин. - Л.: 1987. – 190 с.

Колязин В. Вокруг уличного театра / В. Колязин // Театр. - 1971. - № 12. - С. 143 -152.

Конович А. А. Театрализованные праздники и обряды в СССР /А.А. Конович. - М.: Высшая школа, 1990. – 208 с.

Кузнецов Е.М. Под открытым небом / Е.М. Кузнецов // Вестник театра. – 1920. - № 71. – С. 12-16.

Луначарский А. В. О массовых праздниках, эстраде, цирке /А.В. Луначарский. - М.: Искусство, 1981. - 424 с.

Мазаев А. И. Праздник как социально-художественное явление /А.И. Мазаев. - М.: Наука, 1978. – 392 с.

Мальков А. Театр под открытым небом / А. Мальков. – М.: Сов. художник. - 1990. – 400 с.

Мосина М. Театр под открытым небом / М. Мосина // Декоративное искусство СССР. - 1983. - № 6. – С. 4-5.

Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: конец ХУШ – начало XX века / А.Ф. Некрылова. – М.: Искусство. - 1984. – 191 с.

Немиро О. В. В город приходит праздник / О.В. Немиро. – Л., 1973. – 260 с.

Немиро О. В. Праздничный город / О.В. Немиро. – Л.: Художник РСФСР, 1987. – 232 с.

Обертинская А.Л. Пути повышения эффективности массового праздника как форма культурно-просветительской работы / А.Л. Обертинская. – Л.: 1976. – 174 с.

Орлов О. Л. Праздничная культура России / О.Л. Орлов. - СПб., 2001. – 160 с.

Пави П. Словарь театра / П. Пави. – М.: Прогресс. - 1991. – 504 с.

Петербургские гуляния // Декоративное искусство. – 1986. - № 8. – С. 34-35.

Петров Н. В. Режиссура массовых спортивно-художественных представлений / Н.В. Петров. – Л., 1987.

Петров Н. В. 50 и 500 / Н.В. Петров. – М., 1960.

Пискатор Э. Политический театр / Э. Пискатор. - М., 1939.

Платонова Н. Театральный карнавал на улицах Москвы / Н. Платонова // Юный художник. – 2001. - № 11. - С. 8-9.

Политический театр в массовой культурно-просветительной работе. - Л., 1987.

Радлов С.Э. Театр площадей и набережных / С.Э Радлов // Рабочий театр. – 1936. - №8.

Ратнер Я.В. Эстетические проблемы зрелищных искусств / Я.В. Ратнер. – М., 1979. - 135 с.

Розовский М. Театр живой газеты / М. Розовский. - М., 1970.

Ростоцкий Б.И. О режиссерском творчестве В.Э. Мейерхольда / Б.И. Ростоцкий. – М.: ВТО, 1960. - 100 с.

Рюмин Е. Н. Массовые празднества / Е.Н. Рюмин. – М., Л., 1972.

Сегал М.Д. Физкультурные праздники и зрелища / М.Д. Сегал. - М., 1977.

Силин А.Д. Площади - наши палитры / А.Д. Силин. – М., 1982.

Силин А.Д. Специфика работы режиссера при постановке массового театрализованного представления под открытым небом и на нетрадиционных сценических площадках / А.Д Силин. - М., 1987. - 117 с.

Силин А.Д. Театр на улицах мира / А.Д. Силин // Декоративное искусство. – 1990. - № 6. - С. 9-12.

Синицына В. Г Массовые праздники и зрелища / В.Г. Синицына. - М.: Политиздат, 1977. – 168 с.

Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды / И.М. Снегирев. – М.: Сов. Россия, 1990. – 170 с.

Солдаткин С. Сомкнулась связь времен / С. Солдаткин // Праздник. – 2000. - № 9. - С. 22-23.

Театральная энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 1963. - Т. 2.

Тихомиров Д.В. Беседы о режиссуре театрализованных представлений /Д.В. Тихомиров. - М.: Сов. Россия 1977. - 126 с.

Толстых А.В. Психология юного зрителя / А.В. Толстых. – М.: Знание, 1986. - 80 с.

Триадский В.А. Основы режиссуры театрализованных представлений /А.В. Триадский. - М.: МГИК, 1985. - 73 с.

Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР /Л.А. Тульцева. – М., 1985. – 235 с.

Туманов И.М Режиссура массового праздника и театрализованного концерта / И.М. Туманов. –Л., 1974. - 95 с.

Устинов Б. Театр и пространство / Б. Устинов // Декоративное искусство. - 1986. - № 7. – С. 20-21.

Хмелев К. Театр на площади / К. Хмелев // Сов. Искусство. – 1937. - № 8. – С. 22-27.

Ходасевич В. Город – театр, народ – актер: [Об оформлении массовых театрализованных зрелищ 20-х годов. Из воспоминаний художницы] /В. Ходасевич // Декоративное искусство СССР. – 1979. - № 11. - С. 34-37.

Ходасевич В. Массовые действа, зрелища и представления /В. Ходасевич // Театр. - 1967. - № 4. - С. 12-19.

Хренов Н.А. Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики / Н.А. Хренов. – М., 1981.

Цыганенко Г. П. Этимологический словарь русского языка /Г.П. Цыганенко. – К.: Рад. Школа, 1989. – 551 с.

Черняк Ю.М. Режиссура праздников и зрелищ / Ю.М. Черняк. – Мн.: Тетра Системс, 2004. – 224 с.

Чечетин А.И. История массовых народных празднеств и представлений: / А.И. Чечетин. - М.: МГИК, 1976. – 117 с.

Чечетин А.И. Искусство театрализованных представлений / А.И. Чечетин. – М.: Сов. Россия, 1988. – 136 с.

Чечетин А.И. Основы драматургии театрализованных представлений / А.И. Чечетин. - М.: Просвещение, 1981. – 102 с.

Шароев И.Г. Драматургия массового действа / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1979. - 105 с.

Шароев И.Г. Режиссура эстрады и массовых представлений / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1992. – 480 с.

Шароев И.Г. Театр народных масс / И.Г. Шароев. - М.: ГИТИС, 1978. – 196 с.

Шубина И. Б. Организация досуга и шоу-программ / И.Б. Шубина. – Ростов – на – Дону.: Феникс, 2003.

Щукин Ю. Оформление массового празднества и демонстраций / Ю. Щукин, А. Магидеон. – М., 1932.

Энциклопедический словарь Ф. Брокгауз и И. Ефрон / (под редакцией К.К. Арсеньева, Е.Е. Петрушевского). – СПб.: Типо-литография. - 1894. - Т. 12. – 960 с.

Энциклопедический словарь Ф. Брокгауз и И. Ефрон / (под редакцией К.К. Арсеньева, Е.Е. Петрушевского). – СПб.: Типо-литография. - 1898. – Т. 47. – 474 с.

Энциклопедический словарь / (под редакцией Б.А. Введенского). - М.: Советская энциклопедия. - 1963.

Энциклопедический словарь русского языка (под редакцией С.И. Ожегова). – М.: Сов. энциклопедия. – 1975. – 846 с.

Энциклопедический словарь. – М.: Издательство товарищества «Братьев А. и И. Гранат». – 1913. - Т. 33. - 688 с.

Драматургия и режиссура массовых зрелищ

Специфические особенности драматургии массовых зрелищ

Специфика, драматургии массового зрелища, на наш взгляд, в документальности. Драматургия массового зрелища, как правило, основана на конкретных фактах, на их осмыслении. Это не означает, что они лишены художественного вымысла, что в сценарии праздника, театрализованного концерта, массового зрелища не может быть обобщенных образов героев прошлого, настоящего, будущего. Напротив. Именно, сочетание двух линий - документальной публицистичности и художественной образности - придает сценарию масштабность, выразительность и глубину, их нельзя противопоставлять друг другу или взаимоисключать, как это подчас еще делают некоторые драматурги и режиссеры. Документальность, разумеется, не является особенностью только лишь массовых форм. Сценарий, основанный на документах, письмах, дневниках, сегодня чрезвычайно распространен в театре, кино, на телевидении и радио. Однако документальность наиболее присуща именно массовому зрелищу, происходящему на площадях и в парках культуры и отдыха, на улицах.

Использовать конкретные факты, положить их в основу сценариев массовых зрелищ - это значит, прежде всего, изучать и хорошо знать жизнь конкретной человеческой общности, черпать из нее темы и сюжеты, рассказывать о реальных, жизненных событиях. Без такого жизненного материала немыслим любой праздник. Разумеется, степень документальности в различных массовых зрелищах может быть разной: от театрализованного представления или вечера-портрета по биографии героя до символического действия на площади, ассоциирующегося с реальным событием.

Фактический материал нужен сценаристу и режиссеру массового зрелища не как самоцель, а для того, чтобы на этом доходчивом, близком людям материале раскрыть важнейшие общеполитические вопросы, сделать доходчивей и понятнее задачи. Именно отражение общих процессов в реальных делах интересных людей своего предприятия, села, города, района, области есть основное содержание документальной драматургии массового действа, предстающее в известном смысле в качестве специфического образного способа обработки социальной информации. Только образное решение превращает документальный материал в произведение искусства. Документ может быть основой, отталкиваясь от которой драматург и режиссер создают новый образ. Однако возможности театрализации позволяют показать в документальном действии реальных, а не вымышленных героев. Знание живых прототипов тех образов, что воплощены в театрализованном представлении, или показ самих героев неизмеримо усиливает в зрителях активное начало «сотворчества» с происходящим, делает более полноценным само эстетическое восприятие.

По своей художественной природе массовый театрализованный праздник суть высокая идея, выраженная в яркой, образной форме. Именно образность делает массовый праздник явлением искусства, его массовой формой. Система образов в документальной драматургии массового театрализованного зрелища не ограничивается лишь таким символическим, ассоциативным стержневым образом. Применительно к ней необходимо говорить также и о герое массового зрелища. Анализ массовых зрелищ еще раз подтверждает, что особенно удаются они там, где в центре театрализации яркие образы ветеранов, героев войны. Создание ярких образов реальных героев на общем фоне конкретных исторических событий очень важно. Благодаря этому становится возможным глубже почувствовать историческую ретроспективу, лучше понять борьбу страстей вокруг тех или иных свершений. Путь образного решения в театрализации всегда идет от предельной конкретизации героев сценария, особенно в каждом из его эпизодов, к обобщенному собирательному образу сценарно-режиссерской разработки, наиболее адекватному идее празднично-обрядового действия. Причем эту образность подсказывают именно реальный материал, жизненный путь героев театрализации, положенные в основу сценарно-режиссерского хода. Диалектика общего и частного, собирательного и конкретизированного чрезвычайно характерна для театрализации, составляет ее сценарное ядро.

Сущность театрализации выдвигает важнейшее методическое требование: в сценарной разработке любой, даже самый всеобщий, праздник, знаменательное событие, торжественная дата должны быть конкретизированы до уровня той общности людей, в которой отмечаются. А это значит, что в первую очередь необходимо точно подобрать героев театрализации. Их судьбы, их жизнь, трудовая деятельность должны перекликаться с празднуемым событием, быть созвучны ему. Именно в показе таких людей, в воздействии образа современника, его яркого положительного примера - воспитательная суть театрализации, которую необходимо максимально использовать. Поиски героя всегда были главной задачей писателя, драматурга, художника, определяли судьбу будущих произведений литературы и искусства. Если мы хотим поднять художественный уровень театрализации, то поиски героя должны быть законом ее сценарно-режиссерской разработки.

Каковы же основные требования, которые должны быть учтены при выборе реального героя массового театрализованного зрелища?

Прежде всего, это должен быть всегда конкретный человек - участник того или иного события, выдающийся современник. Казалось бы, это элементарная истина, продиктованная социальными функциями театрализации. Однако очень часто в практике проведения театрализованных праздников участие реальных людей, создание персонифицированных образов современников подменяются сценической композицией с героями, взятыми из литературы и искусства. Работа режиссера и сценариста с реальным героем театрализации необычайно сложна, требует продуманной художественно-педагогической программы, умения и такта. Ведь здесь приходится иметь дело, во-первых, каждый раз с новыми людьми, их индивидуальностью, а во-вторых, с героями, которые не являются профессиональными актерами, зачастую не умеющими выступать публично, теряющимися при появлении в качестве объекта внимания большой аудитории. Мастерство режиссера театрализованного действия заключается, поэтому не только в том, чтобы в рамках задуманного сценарно-режиссерского решения создать тот или иной эпизод, но и в том, чтобы вызвать у реального героя органичную потребность выйти к аудитории. Здесь нет и не может быть взаимоотношения режиссер — актер, как и вообще не может быть никакой аналогии между реальным героем театрализации и актером. Сценарно-режиссерская работа с героями, участвующими в театрализованном действии, должна строиться таким образом, чтобы у людей постепенно зарождалось чувство необходимости и органичности действий, мизансцен, текстов, которые им предложены, как будто это их собственный замысел.

При этом организаторам важно учитывать такие личностные качества реального героя, как черты характера, темперамент, память, уровень эмоционально-образного отражения и сохранения общественно-исторического опыта, переключение внимания, умение мобилизоваться и, конечно, речевые особенности, язык как средство коммуникации. Ведущими чертами коммуникации в сфере общения для реального героя выступают: умение «взять» внимание, компетентность, демократичность, смелость суждений, сильная воля, импровизация и быстрота реакции, эмоциональность. Конечно, в полном объеме такой комплекс редок, но сила сценариста и режиссера при работе с реальным героем заключается как раз в умении подчеркнуть у него наиболее выигрышные черты, выявляющие общность ситуативного настроя героя с участниками праздника, располагающие аудиторию к совместному действию.

Драматургия массовых театрализованных зрелищ отделилась от драматургии театра. Она возникла впоследствии применения в массовом зрелищном искусстве приемов театрализации, что позволили донести в художественной форме конкретную идею массовому зрителю. Относительно массовых зрелищ термин театрализация означает органическое соединение материала не театрального, а жизненного, непосредственно связанного с ежедневной практикой и бытом, и материала художественного, образного. В литературе посвященной массовым празднествам и театрализованным представлениям нет единой терминологии, и это осложняет понимание ряда проблем, связанных с драматургией и режиссурой театрализованных зрелищ и празднеств. Когда говорят о театрализации, то всегда имеют в виду явление, принадлежащее области искусства, связанное с образным решением. Имеют в виду обращение к эмоциональной сфере человеческого восприятия, так как эмоции – важнейший принцип, важнейшее качество именно художественного творчества. Театрализация предполагает возможность преподнесения в художественной форме и именно театральными средствами той или иной идеи. А в применении к представлениям вида предвыборной агитации, тематических концертов, массовых зрелищ, праздников слово театрализация может означать лишь органическое сочетание нетеатрального, жизненного, непосредственно связанного с производственной практикой и бытом людей материала и материала художественного, образного; это сочетание, этот сплав документального и художественного создается с целью определенного воздействия на публику. Такое соединение публицистичного, документального и художественного необходимо для достижения эстетического эффекта и влияния на публику. Иначе говоря, «начало художественно-образное сливается здесь воедино с началом утилитарным (дидактическим, агитационным, пропагандистским) и ему подчиняется».

Документальная образность драматургии и режиссуры массового зрелища рождает свою символику. Символическими образами становятся те или иные реальные исторические здания и памятники, реальные места исторических событий, как бы оживающие в памяти народной. Как правило, они несут определенную ассоциативно-документальную нагрузку. Все чаще и чаще в праздничных представлениях с помощью звука и света «оживают» здания, улицы, площади, которые «рассказывают» собравшимся свою историю, становясь центральным образом сценария. Думается, что и сценарную драматургию подобных представлений на современном этапе целесообразно называть широким и достаточно точным в искусствоведческом плане термином драматургии театрализованных представлений.

Театрализованные зрелища - это многогранное общественное явление, отражающее жизнь каждого человека и общества в целом. Являясь неотрывной частью социальной жизни, они соизмеряют с ней жизнь личности и выступают как особый вид человеческой деятельности, выражающей гармонию человека и общества или стремление к ней. Театрализация реального зрелищного действа выступает как его организация по законам театра. Это не иллюстрация тех или иных фактов, документов, мыслей и идей отрывками из спектаклей, песнями, танцами, стихотворениями, кинофрагментами, как подчас понимают театрализацию, а именно синтез художественного вымысла и действительности, рождающий новое, неповторимое документально-художественное действие. Появившаяся на рубеже 1970-х годов двадцатого века страсть к «тотальной» театрализации была рождена довольно поверхностным пониманием социальных потребностей человека, его отношения к художественно-эстетическим критериям организации общественного досуга. Театрализация такого рода, когда погромче и почаще звучала музыка, к месту и не к месту, с пафосом читались стихи, вставным дивертисментом вклинивались выступления артистов и художественной самодеятельности, - самый примитивный путь организации массовых праздников, лишающий их социально-педагогической глубины. В дальнейшем театрализация заняла ведущее место в зрелищной культуре. Организуя эмоционально-художественную деятельность трудящихся, она способствовала созданию атмосферы оптимизма, быстрейшему усвоению личностью ценностей общества.

На наш взгляд, сегодня настало время, учитывая накопленный опыт, еще раз серьезно осмыслить особенности метода театрализации. И в первую очередь следует понять, что театрализация может быть применена не всегда, не в любых, а только в особых условиях, соотносящих то или иное реально отмечаемое событие, к которому причастна конкретная аудитория, как с созданным ею образом этого события, так и с его художественной интерпретацией. Такая двойственная функция театрализации, синтезирующей реальную и художественную деятельность, связана с конкретными моментами в жизни людей, требующими осмысления необыденного значения того или иного события, выражения и закрепления своих чувств по отношению к нему. В этих условиях особенно сильна тяга к художественному усилению действия, к символической обобщающей образности, к организации деятельности масс по законам театра. Тем самым театрализация предстает не как обычный прием педагогического воздействия на массы, который можно использовать везде и всюду, а как сложный творческий метод, имеющий глубокое социально-психологическое обоснование и наиболее близко стоящий к искусству. Благодаря своей социально-педагогической и художественной бифункциональности, театрализация выступает одновременно и как художественная обработка жизненного материала, и как особая организация поведения и действия массы людей.

Театрализация всегда ситуативна, вызывается определенными социальными потребностями личности, которые должны быть реализованы организаторами в ходе праздника. Человек приходит на праздник, движимый своим отношением к реальному событию, которому он посвящен, и обязательно должен проявить свое активное отношение к этому событию. А для этого ему нужно почувствовать себя одним из героев-участников. Если же мы предложим пришедшим людям спектакль, композицию, а не театрализованное действие, то оставим неудовлетворенными те потребности, которые вызвали к жизни театрализацию.

Еще одна отличительная особенность драматургии массовых праздников состоит в том, что они построены на действиях массы людей. Человек в ситуации массового праздника должен быть участником, а не зрителем, поэтому в сценарной и режиссерской разработке нужно предусмотреть пути его активизации, каналы, по которым может развиваться активная деятельность каждого участника во время зрелища. Стремление предоставить возможность действовать как можно большей группе людей превращает массовое зрелище в комплекс разнообразных культурных и художественных акций. Специфичность драматургии и режиссуры массового зрелища, обусловленная их активным характером, заключается в том, что они представляют собой не только и не столько организацию действия на сценической площадке, сколько организацию действия аудитории, самой массы участников. Очень эффективной является такая разработка театрализованного действия, при которой масса людей или отдельные наиболее характерные для данной праздничной ситуации группы становятся главным, коллективным героем праздника.

Другая результативная возможность заключается во внесении в массовое зрелище элементов импровизационной творческой игры, психологическая потребность в которой присуща людям всех возрастов. С помощью игры, как мы уже отмечали выше, можно подготовить человека к восприятию, можно включить его в массовое действо, сделать участником тех или иных эпизодов. Особенно удачно можно использовать элементы игры в шествиях, праздниках, фестивалях, народных гуляньях.

Важной специфической чертой драматургии массового праздника является их синтетический, комплексный характер, при котором универсальным методом создания любого вида театрализованного массового зрелища выступает синтез. Режиссура и драматургия используют часто синтез различного рода единовременных акций, различных типов действия, синтез документа и искусства, разнообразных выразительных средств.

Массовый праздник обычно использует несколько разных площадок, которые действуют одновременно или поочередно. На них проходят разного рода действия: выступления хоров, оркестров, спортивных и хореографических коллективов. Причем все это не механическое объединение нескольких разнообразных действий, а действие единое, скрепленное одним замыслом, подчиняющееся единой теме массового праздника, тщательно разработанное в одном сценарии, нашедшее единое художественно-образное воплощение. Что касается синтеза документа и искусства, а также разнообразных выразительных средств, то на основе творческого монтажа этих компонентов, на основе единой авторской мысли, единой сюжетной линии создается произведение совершенно нового комплексного жанра. Цель состоит в том, чтобы создать оригинальное художественно-публицистическое произведение, использующее документальные выступления, церемонии, стихи, песни, фрагменты из спектаклей и кинофильмов. Искусство составления такого рода композиций из разнообразного художественного и документального материала есть особый род творческого мышления и одновременно синтетический метод организации массового театрализованного действия. Каждое массовое театрализованное действие отличается своей индивидуальностью, неповторимым решением, так как происходит только один раз. Поэтому тут большое внимание уделяется сценарию. Работу над созданием драматургии зрелища в большинстве случаев выполняет сам режиссер-постановщик. Сценарист и режиссер массового зрелища – это всегда психолог и педагог, решающий в первую очередь проблему активизации его участников организации не спектакля, а именно массового действия, в котором художественная образность выступает в качестве эффективного побудительного стимула. По своей художественной природе театрализованное празднично-обрядовое действо воплощает высокую идею в яркой образной форме. При этом образное решение, являющееся сутью театрализации и выступающее в качестве сценарно-режиссерского хода, превращает зрелище в специфический способ обработки социальной информации. Сценарий – это подобранная литературно режиссерская разработка театрализованного праздничного действия. Сценарий - это не просто организационный план зрелища, в нем сосредоточенно и выражено образное видение темы, идеи, сверхзадачи воплощения. Сценарий – это доскональный литературный вклад содержания будущего театрализованного зрелища.

Независимо от жанра массового зрелища, а также от сложности и масштаба его проведения, различают несколько видов сценариев:

Авторский сценарий – полностью оригинальный по содержанию и форме, он не повторяет ни один драматургический образец, создается одним или несколькими авторами (сценарной группой).

Авторский – компилятивный сценарий – соединение авторской текста с фрагментами других сценариев.

Компилятивный сценарий – соединение фрагментов разных известных драматургических сюжетов.

Независимо от жанра массового зрелища, сценарий включает в себя:

описание места действия (сценической площадки, если их много, то каждую в отдельности);

изложение содержания сценического действия;

последовательное изложение всех действий, которые происходили на сцене или стадионе до основного действия и какие будут происходить после него;

текст для ведущих, связки между номерами и эпизодами и монологи;

тексты для каждого исполнителя;

изложение содержания всех эпизодов;

описание световых, шумовых, кино - и звукоэффектов;

описание и графическое изображение мизансцен, особенно массовых, переходов и связок между ними;

разработка художественного оформления;

изложение предполагаемых приемов для привлечения зрителя.

Написание сценария массового зрелища предполагает определение:

жанровых особенностей массового зрелища;

главной идеи мероприятия;

основных драматургических «ходов»;

органичного соединения художественных и документальных материалов;

соединение слова, музыки, песни, танца, изобразительного искусства, света, киноматериала, пластики;

общего темпоритма зрелища;

содержания отдельных эпизодов;

соединение эпизодов в единую драматургическую структуру.

Все эти компоненты (они и составляют собственно сценарий), способы монтажа должны быть выстроены в четкое сюжетное действие, каждый элемент которого связан с другим.

Рассмотрим основные этапы работы над сценарием театрализованного массового действия. Оно начинается с определения темы и идеи будущего сценария.

Тема – это круг жизненных явлений, отобранных и освещенных сценаристом и режиссером.

Идея – это основной вывод, основная мысль, авторская оценка изображаемых событий.

Тема и идея неразрывно связаны друг с другом и вместе составляют идейно-тематическую основу сценария. Однако для создания сценария мало определить только тему и идею. Зачастую в сценариях массовых зрелищ не хватает конкретного сюжета, то есть основного, развивающегося по ходу действия события или цепи событий. Следовательно, поиски яркого, интересного сюжета – неотъемлемая часть работы над сценарием, важное драматургическое требование. Избрав сюжет, нужно организовать художественный и публицистический материал сценария так, чтобы он отвечал теме и идее. Сюжет должен быть воплощен от события к событию. Наиболее распространенными способами такого построения сюжета для массового зрелища является хронологический и ретроспективный.

Сюжетное действие только тогда называется действием, когда оно встречает противодействие и развивается в виде драматического конфликта. Конфликт – основа драматургического произведения. Конфликт в массовом действе очень часто строится на «театрализованной схватке», диалоге нескольких персонифицированных групп. Удачно найденный и разработанный конфликт помогает выстроить сюжет.

Говоря о драматургии массового празднества, режиссеры и теоретики единодушно выделяют в нем три важнейших момента единого действия: экспозицию (как открытие празднества), кульминацию и финал. Что касается понятий коллизия или развитие действия, то в массовом празднестве этот момент, в отличие от теат

Наши рекомендации