И режиссура массовых действ

Рассмотрим понятия «праздник» и «массовое представле­ние» любого вида.

Понятие «праздник» — более широкое, чем «представление». Праздник всегда отличается широким, активным и творческим участием масс. Он рассредоточен на обширной территории, не предусматривает локальной сценической площадки и по су­ществу не имеет границ. Представление же, в отличие от праздника, всегда вписывается в определенную сценическую площадку, локализуется четкими границами и предполагает разделение массы на исполнителей и зрителей.

Массовый праздник — одновременное возникновение сразу нескольких очагов художественного действия, и каждый из его участников должен сам выбрать себе объект внимания, тогда как представление этот объект внимания предопределяет.

Массовое представление может быть театрализованной частью праздника и занимать важное место в его структуре. Сложный характер массовых праздников требует от режис­сера высокого профессионализма и ставит перед ним ряд художественно-творческих проблем, которые должны найти свое отражение в драматургии праздника.

Драматургия праздника... Это, прежде всего, четкое пони­мание идеи праздника, осознание того, что этот праздник дол­жен утверждать, какую основную тему он должен поднять и для чего, каковы его задачи: призыв народа к новым победам, раскрытие величия того или иного события, стремление моби­лизовать людей на решение важного вопроса. В каждом празд­нике есть «сверхзадача», которую ставит перед собой режис­сер: для чего проходит, во имя чего создается, к чему стремится праздник.

Драматургия массового праздника зависит, кроме того, от целого ряда обстоятельств. Одно из них — место действия. Праздник по своему масштабу может быть и общегородским, и общенациональным. Он может проходить в городе, в сельской местности, на стадионе, в клубе, парке, на площади или улице.

Совершенно естественно, что надо знать те средства, кото­рыми вы располагаете, т. е. те художественные силы, возможно­сти, с помощью которых будет выражена идея праздника.

Итак, тема праздника, его место, масштаб, художественные средства—все это основа, без которой нельзя приступить к созданию драматургии праздника и его режиссерскому воп­лощению. Причем и драматургия и режиссура должны учиты­вать творческие возможности исполнителей, место действия, а не подчинять все это заранее созданным режиссерским за­мыслам.

Под словом «драматургия» чаще всего понимают пьесу. Конечно, в массовом празднестве это другая драматургия. В ней нет подробно разработанных взаимоотношений, углуб­ленного психологического развития образов. Драматургия массового праздника ближе к сценарию кинофильма, но и они су­щественно различны. Так, например, в киносценарии большое место отводится слову. Специфика же массового праздника требует чрезвычайно экономного использования его. Здесь нужны иные средства выразительности, иное воздействие на зрителей. Такие компоненты, как песня, танец, живая картинная композиция, заменяют в массовом представлении психологиче­ское обоснование поведения героев. Свойственная этому жанру эмоциональность предполагает мгновенное переключение вни­мания зрителей с одного объекта на другой без детализации и психологических мотивировок.

Иначе говоря, драматургия массового действия должна строиться так, чтобы во внешней форме подачи материала най­ти внутренний образ, соответствующий его идее, ритму, ды­ханию.

Конечно, было бы хорошо, если в создании праздника при­нимали участие драматург или сценарист — профессионалы, которые знают законы массовых праздников и предугадывают реакцию зрителей. Надо стремиться к той идеальной форме, когда создание сценария является совместной работой драма­турга и режиссера. Но, к сожалению, специально подготовлен­ных драматургов и сценаристов массовых праздников нет. По­этому пока режиссеру чаще всего приходится быть и драма­тургом. Во всяком случае, в настоящее время почти всегда ре­жиссерской группе вместе с художниками приходится самим создавать сценарный план массового праздника.

Создание сценария — это обязательный этап подготовки массового праздника. На практике же часто недооценивается значение четкого, активного сценария. Какой бы ни была тема, масштабы и границы проведения массового праздника, его со­держание непременно должно быть, прежде всего, выражено на бумаге в виде сценария.

Он определяет пути реализации темы, идеи, «сверхзадачи» массового праздника.

Создавая сценарий праздника, необходимо также решать вопрос индивидуализации каждого праздничного театрализо­ванного действия.

Опыт показывает, что однородные по идейно-тематической основе праздники могут быть по-разному решены режиссерски путем конкретизации документальной основы. Самым ярким примером тому могут быть совершенно различные сценарно-режиссерские решения одного и того же праздничного дейст­вия— торжественного открытия Всемирного фестиваля молоде­жи и студентов.

Автор этой книги принимал участие в качестве режиссера в подготовке и проведении семи фестивалей, проходивших в Бер­лине, Бухаресте, Москве, Варшаве, Хельсинки, Вене, Софии. И открытие каждого фестиваля не было повторением предше­ствующего. Новизну и своеобразие его определяли место дей­ствия, существующая в то время конкретная политическая об­становка, атмосфера вокруг фестиваля и т. д.

В 1951 г. фестиваль проходил в Берлине. Город носил еще следы разрушений.

Открывали фестиваль хозяева форума — молодежь Герман­ской Демократической Республики, подготовившие большую физкультурно-художественную пантомиму на музыку А. Алек­сандрова «Священная война», которая раскрывала тему борь­бы народов за свободу и независимость.

На поле вышли 10 тыс. гимнастов, одетых в костюмы бело­го, черного и желтого цветов. Центр поля заняли спортсмены в белом. Расправив плечи, расставив ноги, они властно стояли на земле. Вокруг них расположились, полусогнувшись, желтые, символизировавшие народы Азии, и на коленях — черные, — еще не проснувшаяся Африка. Но вот желтые расправляют спины, им помогает часть белых, черные поднимаются с колен и встают во весь рост... Конфликт развивался бурно. Свободо­любивая тема равноправия людей разных цветов кожи, несмот­ря на то, что была выражена специфическими средствами гим­настических упражнений, достигла огромной художественной выразительности. Она нашла пути эмоционального воздействия на многие тысячи зрителей.

А через два года — IV Всемирный фестиваль молодежи в Бухаресте. Только что кончилась война в Корее, кончилась именно в тот день, когда открылся фестиваль. Над стадионом летали белые голуби, а на поле ликующая молодежь приветст­вовала товарищей из Корейской Народной Республики. Все танцевали, всем было весело и радостно.

Наши рекомендации