Как здорово, что все мы здесь. . .
(особенности и этапы развития временного детского коллектива)
Свою воспитательную деятельность педагог-вожатый может грамотно организовать и реализовать, если будет учитывать особенности развития детского коллектива.
Руководить детьми достаточно сложно, и если в первые дни смены вожатый не сумеет завоевать авторитет у детей, проявить способность к руководству, то у него с этим будут проблемы в течение всех последующих дней смены.
Поэтому важно, чтобы воспитатель-вожатый имел правильное представление о том, что значит руководить временным детским коллективом.
В условиях смены (временного промежутка) мы рассматриваем процесс развития временногодетского коллектива.
Итак, временный детский коллектив - это не стихийно возникающая общность, а педагогически управляемое явление, внутри которой межличностные отношения опосредуются содержанием совместной деятельности и специально организованного общения, одновременно отражающие и общественно, и личностно значимые цели и ценности.
Одной из отличительных черт кратковременного детского коллектива в условиях детского лагеря является то, что он (коллектив) имеет четкие «границы» своего развития. «Нулевая точка» - заезд детей, комплектование отрядов, далее организация деятельности и поступательное развитие межличностных отношений в коллективе, и «конечная остановка» - разъезд.
Создаваемый в ДОЛе временный детский коллектив наряду с общими признаками, характерными для всех коллективов, обладает специфическими чертами:
1) кратковременный срок совместной жизнедеятельности (срок смены);
2) специфичность состава (дети приехали из различных функционирующих постоянных коллективов семья, двор, школа, класс, секции и т.д.);
3) замкнутый характер организации жизни (временная «изоляция» детей от непосредственного влияния постоянных коллективов);
4) круглосуточный контроль отрядных вожатых.
Современные исследования временного коллектива отмечают быстрое его возникновение и плодотворное влияние на личность ребенка. Быстрота возникновения объясняется высокой контактностью детей в течение суток, многоплановостью деятельности, интенсивностью общения, сходной направленностью интересов, а также высокой активностью, связанной с переменой основного вида деятельности - учебы. Все эти положительные аспекты временного детского коллектива возможны только при условии напряженной работы педагогического коллектива, мобилизации всех его творческих сил, создания деловой атмосферы и целеустремленности, строгого контроля за деятельностью всех служб лагеря с начала и до завершения каждого периода смены, систематического анализа проделанной работы.
Отрядным вожатым необходимо знать и учитывать при планировании работы отряда разносторонние интересы детей, дать возможность членам нового коллектива участвовать в выработке норм поведения в лагере, в определении содержания своей деятельности. Не стоит экспериментировать и испытывать проверенную временем и опытом аксиому временного детского коллектива: есливсе заранее придумано взрослыми и навязано детям, то с первых дней смены возникает неудовлетворенность жизнью в лагере, появляются предпосылки конфликтного поведения.
Работая в лагере, вожатые отмечают, что характерной чертой временного детского коллектива является ежедневная максимальная самоотдача, как взрослых, так и детей. Разнообразие форм работы помогает каждому реализовать себя в течение дня. Индивидуальные интересы и способности не идут в разрез с коллективными делами. Важно, чтобы каждый в многообразии дел почувствовал себя необходимым коллективу.
На пути своего формирования коллектив может проходить ряд качественно отличных этапов (периодов). Периоды развития временного детского коллектива- это периоды доминирующего психологического состояния, в соответствии с которыми строится деятельность и общение в отряде в течение смены.
- период адаптации, информационного поиска (оргпериод);
- период делового сотрудничества;
- период скрытых внутренних конфликтов;
- период морально-волевого напряжения;
- период творческого союза;
- период гуманистических отношений.
Смена доминирующей потребностиговорит о смене уровня отношений, психологического состояния, и, следовательно, требует соответствующих задач, деятельности, реализующей эти задачи, специальной методики и, конечно, выделяет в многофункциональной работе педагога его основную функцию.
Приступая к работе с детьми, каждому педагогу-организатору (вожатому)необходимо в первую очередь освоить закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений), овладеть приемами и методикой создания особого воспитательного пространствав условиях ДОЛ.