Как здорово, что все мы здесь

(особенности и этапы развития временного детского коллектива)

Свою воспитательную деятельность пе­дагог-вожатый может грамотно организовать и реализовать, если будет учитывать особенности разви­тия детского коллектива.

Руководить детьми достаточно сложно, и если в пер­вые дни смены вожатый не сумеет завоевать авторитет у детей, проявить способность к руководству, то у него с этим будут проблемы в течение всех последующих дней смены.

Поэтому важно, чтобы воспитатель-вожатый имел правильное представление о том, что значит руководить временным детским коллективом.

В условиях смены (временного промежутка) мы рассматриваем процесс развития временногодетского коллектива.

Итак, временный детский коллектив - это не стихийно возникающая общность, а педагогически управляемое явление, внутри которой межличностные отношения опосредуются содержанием совместной деятельности и специально организованного общения, одновременно отражающие и общественно, и личностно значимые цели и ценности.

Одной из отличительных черт кратковременного детского коллектива в условиях детского лагеря является то, что он (коллектив) имеет четкие «границы» своего развития. «Нулевая точка» - заезд детей, комплектование отрядов, далее организация деятельности и поступательное развитие межличностных отношений в коллективе, и «конечная остановка» - разъезд.

Создаваемый в ДОЛе временный детский коллектив наряду с общими признаками, характерными для всех коллективов, обладает специфическими чертами:

1) кратковременный срок совместной жизнедеятельности (срок смены);

2) специфичность состава (дети приехали из различных функционирующих постоянных коллективов семья, двор, школа, класс, секции и т.д.);

3) замкнутый характер организации жизни (времен­ная «изоляция» детей от непосредственного влияния постоянных коллективов);

4) круглосуточный контроль отрядных вожатых.

Современные исследования временного коллектива отмечают быстрое его возникновение и плодотворное влияние на личность ребенка. Быстрота возникновения объясняется высокой контактностью детей в течение су­ток, многоплановостью деятельности, интенсивностью общения, сходной направленностью интересов, а также высокой активностью, связанной с переменой основно­го вида деятельности - учебы. Все эти положительные ас­пекты временного детского коллектива возможны только при условии напряженной работы педагогического кол­лектива, мобилизации всех его творческих сил, создания деловой атмосферы и целеустремленности, строгого кон­троля за деятельностью всех служб лагеря с начала и до завершения каждого периода смены, систематического анализа проделанной работы.

Отрядным вожатым необходимо знать и учитывать при планировании работы отряда разносторонние интересы детей, дать возможность членам нового коллектива уча­ствовать в выработке норм поведения в лагере, в опреде­лении содержания своей деятельности. Не стоит экспери­ментировать и испытывать проверенную временем и опы­том аксиому временного детского коллектива: есливсе заранее придумано взрослыми и навязано детям, то с первых дней смены возникает неудовлетворенность жиз­нью в лагере, появляются предпосылки конфликтного поведения.

Работая в лагере, вожатые отмечают, что характер­ной чертой временного детского коллектива является ежедневная максимальная самоотдача, как взрослых, так и детей. Разнообразие форм работы помогает каждому реализовать себя в течение дня. Индивидуальные интере­сы и способности не идут в разрез с коллективными де­лами. Важно, чтобы каждый в многообразии дел почув­ствовал себя необходимым коллективу.

На пути своего формирования коллектив может проходить ряд качественно отличных этапов (периодов). Периоды развития временного детского коллектива- это периоды доминирующего психологического состояния, в соответствии с которыми строится деятельность и общение в отряде в течение смены.

- период адаптации, информационного поиска (оргпериод);

- период делового сотрудничества;

- период скрытых внутренних конфликтов;

- период морально-волевого напряжения;

- период творческого союза;

- период гуманистических отношений.

Смена доминирующей потребностиговорит о смене уровня отношений, психологического состояния, и, следовательно, требует соответствующих задач, деятельности, реализующей эти задачи, специальной методики и, конечно, выделяет в многофункциональной работе педагога его основную функцию.

Приступая к работе с детьми, каждому педагогу-организатору (вожатому)необходимо в первую очередь освоить закономерности развития временного детского коллектива (роста межличностных отношений), овладеть приемами и методикой создания особого воспитательного пространствав условиях ДОЛ.

Наши рекомендации