Рисовать формой, писать колоритом
Именно новое понимание света, цвета и колори-
та помогло П. П. Чистякову выработать свою ху-
дожественно-педагогическую систему и методику
обучения живописи. От утверждал, что в Академии
художеств в натурном классе ученики изучают ри-
сунок и лепку, а не колорит, что русская школа
живописи не существует, что русские пишут грязно
и черно. А в письме Третьякову в 1875 г. он зая-
вил, что искусства живописи в России нет, но бу-
дет. О какой живописи мечтал П. П. Чистяков?
Ответ на этот вопрос дает его педагогическая
практика. Он подготовил известных всему миру
художников-колористов: В. И. Сурикова, В. А. Се-
рова, М. А. Врубеля, В. Э. Борисова-Мусатова и
многих др. П. П. Чистяков учил: «...Изображай
совершающееся, как оно существует в натуре и как
действует на наш глаз, на душу в момент,—это
и есть полное, изящное, высокое искусство»'.
В. А. Суриков писал, что он в живописи изучал
только колоритную сторону, а П. П. Чистяков раз-
вивал его и указал путь истинного колорита. Чи-
стяковское «чувствовать, знать и уметь — полное
искусство» сродни сезанновскому «передавать в со-
вершенстве то, что чувствуешь — в этом вся суть».
Сезанн стремился теоретически обосновать резуль-
таты своих опытов.
Известен рассказ о том, как работал В. А. Се-
ров. Он всматривался в модель, выискивал в нату-
ре самое характерное, а затем в течение 10—15 ми-
нут работал на холсте. К натуре он обращался
только тогда, когда нужно было что-то уточнить.
К этому следует добавить, что во время учебы у
П. П. Чистякова практиковалось писание натурных
постановок, когда натура находилась в одной ком-
нате, а работали в другой. К натуре обращались
за справками. Это отучало от пассивного, прото-
кольного списывания натуры, приучало к выработке
суждения о ней на основе зрительного восприятия.
Думается, что при разговоре о системе П. П. Чи-
стякова нельзя забывать и такое обстоятельство,
что если бы он открыто, да еще и письменно, зая-
вил, что предмет цвета не имеет и что это — осно-
ва обучения живописи, ему пришлось бы уйти из
академии, ибо это противоречило академическому
методу обучения и всему духу академии того
времени.
1 Чистяков П. П. Письма, записные книжки, воспомина-
ния—М., 1953.—С. 307.
Глава пятая
Объяснимое и чувственное в живописи
О колорите
Когда речь идет о живописи, то нет более обще-
известного, понятного и часто употребляемого тер-
мина чем колорит. Но понятным он кажется только
на первый взгляд. Достаточно познакомиться с
несколькими критическими статьями, где речь идет
о живописи, с выступлениями художников, как
сразу становится ясным, что каждый автор толкует
его по-своему. Размышляя о колорите, народный
художник СССР С. А. Чуйков сетует, что не одни
теоретики толкуют колорит элементарно и непра-
вильно, что это имеет отношение и к художникам.
Характерны в этом отношении слова народного
художника СССР Е. А. Кибрика (1906—1978), где
он говорит о годах учебы: «Как построить коло-
рит?— Я вообще не понимал, что означает этот
термин, и только долгое время спустя наткнулся
у Джеймса Уистлера на идеальное определение
того, что такое колорит: «композиция цвета». Даже
такой большой мастер, как Кузьма Сергеевич Пет-
ров-Водкин, в Ленинградской Академии художеств,
туманно толковал о «цветосиле» и «светосиле», не
сумев объяснить, что это означает»1. И тут же
вспоминается И. Н. Крамской, который говорил:
«Чем дальше, тем больше я вижу, что собственно
о колорите я не имел ни малейшего понятия»2.
Устно и печатно ратовал за настоящую реали-
стическую живопись Н. П. Крымов. Но в своих
статьях он ни разу не употреблял слово «колорит»,
по-видимому, считая его неясным и трудно подда-
ющимся определению.
Нельзя сказать, что вопросам колорита у нас
не уделяется внимания. Достаточно перечислить
такие издания, как «Колорит в живописи» Г. Ше-
1 Кибрик Е. А. Всегда открытие//Новый мир.— 1980.—
№ 1.—С. 199.
2 Репин И. Е. и Крамской И. Н. Переписка.— М.; Л.,
1949.—С. 13.
Художник видит природу иначе, чем простые
смертные, потому что его возбужденное
чувство под внешним покровом воспринимает
внутреннюю правду.
Огюст Роден (1840—1917)
галя (1957), исследование теории колорита в кни-
ге Н. Волкова «Цвет в живописи» (1965), «Замет-
ки художника» С. Чуйкова (1967), «О колорите»
С. Алексеева (1974). Следует отдать должное изда-
тельству «Просвещение», которое за последние
годы выпустило в свет ряд учебных пособий по жи-
вописи. Среди них, на наш взгляд, наиболее пол-
ным является пособие «Живопись и ее изобрази-
тельные средства» (1977) автора Г. В. Беды.
Вопросам колорита посвящено и издание «Живо-
пись. Вопросы колорита» (1980) автора А. А. Ун-
ковского. Но во всех этих изданиях теория цвета
и колорита не получила должного завершения.
После прочтения этих книг остается чувство не-
удовлетворенности, как будто в изложении чего-то
недостает и хочется спросить: «Так все же — что
такое колорит?».