Государство – как субъект частно-правовых отношений
В системе международных отношений одним из субъектов является государство. Оно выступает, с одной стороны, субъектом международных отношений, а с другой стороны, субъектом национального права.
При этом государство может выступать и в тех и в других отношениях как субъект публично-правовых отношений (в силу властной природы) либо как субъект частноправовых отношений (независимость, равноправие сторон, свобода воли, неприкосновенность частной собственности).
Как субъект публично-правовых отношений в области международного права к наиболее важным признакам государства относятся: суверенитет, территория, население, власть. В каких бы отношениях ни выступали правительство государства и иные его органы, они всегда действуют от имени государства. Государство в международно-правовом смысле понимается как единство власти и суверенитета.
В качестве субъектов международного права могут выступать государства, различные по форме устройства (унитарные, федерации, конфедерации.
Главные особенности государства:
- обладают правом полного государственного суверенитета
- обладает иммунитетами
- совпадает правоспособность и дееспособность
- универсальная правосубъектность (ничем не ограничены в рамках международного публичного права)
Однако государство часто становится участником частноправовых отношений.
В области трансграничных частноправовых отношений также государство может выступать субъектом (аренда или покупка земли для дипломатической миссии либо иных нужд, фрахт иностранного судна, договор подряда с иностранной организацией, наследник, хранение денег в иностранных банках). С развитием и усложнением международных экономических связей, с процессом интернационализации и тенденций к глобализации экономической жизни происходит значительное увеличение роли государства в управлении экономическими процессами, а вместе с тем увеличивается непосредственное участие государства в международных частноправовых отношениях. Появляются новые формы участия государства (облигационные займы за рубежом, концессионные соглашения, соглашения о разделе продукции.
Они на втором месте среди субъектов МЧП. Только в том случае, когда выступает с одной стороны государство, а с другой – юридические лица или физические лица и когда государство добровольно отказываются от своего иммунитета.
Однако государство на территории иностранного государства, совершая сделки, пользуется особым правовым режимом, согласно которому государство, его собственность, сделки с его участием не подчиняются власти этого иностранного государства, т.е. его юрисдикции (иммунитет от иностранной юрисдикции). Это особенность правового положения государства как участника международных частноправовых отношений.
Государство на территории иностранного государства должно соблюдать законодательство государства, на территории которого осуществляется его деятельность. Это прямо вытекает из Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 года. Неподчинение государства юрисдикции иностранного государства не означает, что иностранное государство отказывается от своей юрисдикции. Это означает, что иностранное государство в отношении другого государства не может применить принудительные меры (по принудительному применению закона, по принудительному привлечению к суду и т.д.).
Иммунитетвключает в себя лишь неприменение принудительных мер по осуществлению законов, административных распоряжений, судебных распоряжений и решений. Иммунитет распространяется на государство, его правительственные органы, а также иные учреждения, но только в той мере, в которой они правомочны осуществлять государственную власть.
Иммунитет – это:
- право государство на частичное освобождение от юрисдикции другого государства (право на неприменении к нему принудительных мер со стороны судебных, административных и иных органов другого государства)
- частичный отказ государства от осуществления своей территориальной юрисдикции (отказ от применения принудительных мер своими судебными, административными и другими органами в отношении иностранного государства).
Далеко не всегда государство обладает правом на иммунитет. Вопрос об иммунитете возникает только в связи с иностранной территориальной юрисдикцией.
Эти три конвенции (Брюссельская, Европейская, ООН) по-разному определяют объем иммунитетата, условия его пользования, но все подтверждают право государство на иммунитет от иностранной юрисдикции в качестве общепризнанного начала как в МПП, так и в МЧП.
РФ признает право иностранного государства на иммунитет от юрисдикции российских правоприменительных органов, но пределы отказа от территориальной юрисдикции, условия отказа и последствия должны быть урегулированы в специальном законе.
Иммунитет государства состоит из нескольких элементов(содержание иммунитета):
1) судебный иммунитет – юрисдикционный иммунитет в узком смысле слова как неподсудность государства суду иностранного государства.
Это означает, что ни один иностранный суд не вправе принудительно осуществлять свою юрисдикцию по отношению к другому государству. В то же время ни один иностранный суд не вправе отказать ему в юрисдикции, а ответчиком только с согласия)
2) иммунитет от применения мер по предварительному обеспечению иска
Суд, рассматривающий частноправовой спор с участием иностранного государства, не вправе применять любые меры по принудительному предварительному обеспенчению иска.
3) иммунитет от принудительного исполнения судебного решения
В отношении государства и его собственности не могут быть приняты какие-либо меры по исполнению иностранного судебного решения любыми органами этого или другого государства. Даже если государство приняло участие в иностранном судебном процессе, решение может быть выполнено им тоько добровольно.
4) иммунитет собственности государства
Он означает правовой режим неприкосновенности государственной собственности на территории иностранного государства. Вышеназванные иммунитеты прямо направлены на обеспечение этого иммунитета. Иммунитет собственности однако действует независимо от судебного разбирательства, и даже, если находится во владении лица, которое не обладает иммунитетом. Если имущество находится во владении государства, то никакие органы иностранного государства не могут проверить правомерность факта его принадлежности.
5) иммунитет от применения иностранного права (иммунитет сделок с участием государства)
Он чаще всего возникает именно по поводу обязательств, вытекающих из сделок. Сделки с участием государства должны регулироваться правом этого государства, если стороны не договорились о применении иностранного для государства права. Это связано со ст.1204 ГК РФ к гражданско-правовым отношениям, осложненным иностранным элементом, с участием государства правила настоящего раздела применяются на общих основаниях, если иное не установлено законом.
Волова еще называет иммунитет от различных юрисдикционных действий. Здесь есть риск юридических лиц и физических лиц неудовлетворения долгов государством (швейцарская фирма «Нога» пыталась отобрать судно, хотела наложить арест, но не вышло).