Особенности пропедевтического курса
З.Н. НИКИТЕНКО
КНИГА
ДЛЯ ПЕДАГОГАУЧИТЕЛЯ
к учебному пособию
«ПЕРВЫЕ ШАГИ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕНачинаем изучать английский язык»»
2-е издание
МОСКВА
ПРОСВЕЩЕНИЕ
УДК 372.8:811.111
ББК 74.268.1Англ
Н62
Никитенко З. Н.
Н62 Первые шаги вНачинаем изучать английском языкеий язык : кн. дДля педагога учителя к учеб. пособию / З. Н. Никитенко. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 20153. — 353 с.
Учебно-методический комплект «Первые шаги в английском языкеНачинаем изучать английский язык» предназначен для детей 5—6 лет, овладевающих английским языком в дошкольных образовательных учреждениях любого типа и для учащихся 1 класса общеобразовательных школ, где английский язык изучается с 1 класса, а такжеили для детей 5—6 лет, изучающих английский язык в образовательных учреждениях любого типа в качестве пропедевтического курса.
В Книге для педагогаучителя к учебному пособию «Первые шаги в английском языкеНачинаем изучать английский язык» реализована технология развивающего иноязычного образования. Предлагаются подробные сценарии занятийуроков и дополнительный культуроведческийстрановедческий и методический материал.
УДК 372.8:811.111
ББК 74.268.1Англ
© Издательство «Просвещение», 2013
© Художественное оформление.
Издательство «Просвещение», 2013
Все права защищены
Ø «Главный критерия развития ребенка – движение вперед»
Ø Основа профессиональной работы с ребенком педагога и воспитателя – личностно-деятельностный подход, в основе которого лежит глубокое знание психологии и психофизиологии ребенка.
М.М. Безруких, директор института возрастной физиологии РАО, доктор биологических наук, профессор, академик РАО.
Содержание
Предисловие…………………………………………………………………5
Особенности пропедевтического курса «Первые шаги в английском языкеНачинаем изучать английский язык»..…………………............... …………….............................................................................6
Принципы и цели курса………………………………………………….…8
Практические задачи по видам речевой деятельности……………….15
Технология развития у детей способности к иноязычному общению…………………………………………………….………обучения английскому…………….19 языку…………………..…………. 19
Овладение детьми языковыми средствами иноязычного общенияОбучение средствам иноязычного общения ……………………………………...19 .19
Овладение детьми фонетическими средствами иноязычного общения……………………………………………………………19
Овладение детьми лексическими средствами иноязычного общения……………………………………………………………23
Овладение детьми грамматическими средствами иноязычного общения……………………………………………………………29
Овладение Обучение деятельностью и иноязычного общения………………… 34….. .34
АудированиеРазвитие у детей способности к аудированию речи на английском языке……………………….……………..….34
Иноязычное говорение: диалогическая и монологическая речь...36
Особенности занятияурока английского языка в детском саду и в 1 классе начальной школына начальном этапе…………………………………………………….………...45
Контроль и оценка достижений детейдеятельности учащихся………………………….............47
Психологические особенности детей 5–6 лет………………………..….49
Сценарии уроков
Сентябрь-октябрь/I четверть четверть ..................……...............................................................................................54
Ноябрь-декабрь/II ч難четверть......................................................................................................132
Январь-март/III четверть .................................................................................................188
Апрель-май/IV четверть..................................................................................................261
Приложение 1. Контрольные задания для I и II полугодия...................322
Приложение 2. Дополнительный материал для резервных уроков...................................................................................................................328
Приложение 3. КультуроведческийСтрановедческий материал .......................................... 334
Приложение 4. Песни, стихи, игры ....................................................... 341
Предисловие
В данном учебно-методическом комплекте предлагается уникальная методика, психологоические-педагогические основы которой разработаны известным учёным-психологом Еленой Иосифовной Негневицкой, с.
Е. И. Негневицкая является родоначальником раннего обучения в нашей стране, автором многочисленных публикаций, посвящённых проблеме обучения детей неродному языку. Основные результаты её исследований нашли отражение в книге «Язык и дети». В ней впервые сфформулировавшейна концепциюя развития детской речи (в соавторстве с А. М. Шахнаровичем)., опирающаяся на идеи Л. С. Выготского и апробированная автором в практике обучения дошкольников английскому языку.
В конце 80-х – начале 90-х годов мне посчастливилось сотрудничать с Еленой Иосифовной в разработке учебников для 1–2 классов начальной школы. Её педагогическое кредо, оказавшее на меня большое влияние, соответствует современным тенденциям развития методической мысли в нашей стране и за рубежом: это развитие личности маленького школьника, активизация его мышления, эмоционально-волевой сферы, воображения, формирование способности к общению и речевому творчеству в этом общении.
Хотелось бы выразить искреннюю благодарность Елене Иосифовне за плодотворную совместную работу и за неоценимый опыт общения с ней как с неординарным исследователем-психологом, профессионалом своего дела и необыкновенно интересным человеком.
Н. Никитенко
Особенности пропедевтического курса
«Первые шаги в английском языке»Начинаем изучать английский язык»
Учебно-методический комплект «Первые шаги в английском языкеНачинаем изучать английский язык» предназначен для детей 5–6 лет, воспитывающихся в детском дошкольном учреждении, а также для или учащихсяобучающихся в 1 классае образовательных учреждений любого типа (начальная школа, прогимназия и т. д.) и рассчитан на 62 часа.
УМК включает в себя следующие компоненты:
1. Учебное пособие (Starter English Book);
2. Книга для педагогаучителя (Teacher’s Book);
3. Рабочая тетрадь (Activity Book);
4. Раздаточные материалы для 1–2 классов;
5. CD (электронный ресурс).
КультуроведческиСтрановедчески- ориентированное и красочно иллюстрированное Учебное пособие (Книга для детей)имеет поурочную структуру и сюжетно связано с Книгой для педагогаучителя. Дети овладевают языком в процессе увлекательного путешествия вместе с героями сказок и мультфильмов. Задания и упражнения Учебного пособия направлены на развитие способностей детей к восприятию и пониманию иноязычной речи на слух и выражению своих мыслей на новом языке в диалогической и монологической форме. Устная чувственно-познавательная основа овладения английским языком с опорой на картинки и правила языка позволяет создать у детей коммуникативное ядро в устной речи и подготовить их к осознанному иноязычному чтению и письму во 2 классе. У детей целенаправленно развиваются когнитивные (познавательные) способности к иноязычной речевой деятельности: фонологическое осознание речи (включая фонематический слух), слуховое восприятие иноязычной речи, оперативная память, наглядно-образное мышление, и самое важное, развивается иноязычная речевая способность – способность строить самостоятельные высказывания на иностранном языке и понимать таковые при аудировании аутентичной иноязычной речи.
Учебное пособие предназначено для коллективной работы в классе, а также для работы дома. В Приложении к Учебному пособию есть ключи к тем заданиям, которые записаны на CD-диске. Ориентируясь на них, родители могут помочь ребёнку и проверить его успехи в овладении языком. В уроках Учебного пособия весь иноязычный материал и образцы общения представлены в картинках.
Работа с Учебным пособием создаёт основу длядля формирования у детей универсальных учебных действий, которые будут формироватьсяформируются в условиях школьного обучения: приучает детейих к самостоятельности, сосредоточенности на выполняемом действии, развивает зрительное восприятие, обеспечивает условия как для индивидуальной, так и для коллективной активности всех детей.
Рабочая тетрадьпредставляет собой альбом, который имеет по- четвертную структуру и содержит в картинках весь лексический и грамматический материал, необходимый для организации деятельности детей. как дома, так и на уроке. Картинки распределены по темам: «Животные», «Школьные принадлежности», «Цвета», «Продукты питания» и др. В Рабочей тетради- альбоме есть разноцветные тематические конверты, которые учащиеся вырезают и хранят в них свои картинки. Дети раскрашивают вырезанные картинки и используют как опору для решения речемыслительных задач, предлагаемых педагогомучителем. Картинки служат детямОни служит им для инвентаризации словаря, для рефлексии успешности своей деятельности по овладению новым языком.
Книга для педагогаучителяпредставляет собой методическое пособие по управлению речевой деятельностью детей на занятии по английскому языку и включает: вводную теоретическую часть, поурочные рекомендации (с формулировкой основных задач занятияурока и задач каждого этапа занятияурока в в рамках сценариев) и приложения. Во вводной части содержатся методические рекомендации по организации образовательного процесса: излагаются цели и задачи, основные положения, ориентируясь на которые педагогучитель управляет деятельностью детей, и особенности технологии развития иноязычной речевой способности у детей 5–6 лет с учётом психолингвистических закономерностей овладения языком в онтогенезе и с учетом психофизиологических особенностей и возможностей данного возраста. Основную часть данного пособия составляют поурочные планы-сценарии занятий с подробными рекомендациями, которые открывают педагогуучителю большие возможности для творчества.
В Книге для педагогаучителя предлагаются сценарии 55 занятийуроков, остальные семь занятий уроков являются резервными и разрабатываются педагогомучителем самостоятельно, исходя из потребностей практики обучения. ПедагогУчитель может при этом использовать дополнительный материал с готовыми фрагментами уроков (см. Приложение 2).
При этом нужно иметь ввиду, что каждый из сценариев занятий может быть разделен на два занятия/две встречи с детьми – педагог сам выбирает тот режим, который в наибольшей степени учитывает возможности его воспитанников.
Электронный ресурс - СD к учебному пособию. Данный компонент выполняет очень важную функцию – создаёт естественную среду овладения новым языком и способствует развитию у детей умения понимать иноязычную речь на слух. СD содержит аутентичный аудиоматериал разного характера: тексты для аудирования, стихи, песни. Особенность CD состоит в том, что он включает ключи ко всем заданиям учебника.