Особенности курса фармакологии

ГБОУ ВПО НГМУ

МИНЗДРАВА РОССИИ

КАФЕДРА ФАРМАКОЛОГИИ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению практических занятий

по фармакологии

для преподавателей и студентов 3 курса

педиатрического факультета

на VI семестр

2012/2013 учебный год

НОВОСИБИРСК 2013 г

Особенности курса фармакологии

· Курс входит в число дисциплин естественнонаучного цикла, предусмотренных в Государственном образовательном стандарте (ФГОС ВПО) № 1120 для педиатрического факультета 2.Б.12 Фармакология.

· Особенностьюкурса "Фармакология" является изучение действия лекарственных средств на организм человека. В лекциях используются материалы экспериментальных работ.

· Курс адресованстудентам 3 курса педиатрического факультета НГМУ.

· Для успешного изучения курсастуденту необходимо знать основные биохимические, биологические и физиологические закономерности процессов в организме человека в норме и патологии.

· Курс имеетпрактическуючасть7зачетных единиц(1ед=36 академ.ч). Студенты применяют теоретические знания для выписывания рецептов, решения ситуационных задач.

· Для проведения практических занятий используются методические рекомендации по изучению курса.

· Оценказнаний и умений студента проводится с помощью итогового занятия по врачебной рецептуре, которое включает 12 рецептов на разные лекарственные формы, и семинарских занятий, включающих тестовые задания по 30-100 вопросов (в курсе 4 семинара).

· Требования (ФГОС ВПО) по направлению 060103 «Педиатрия»(для специалиста с квалификацией "Врач", утвержденный 08.11.2010 г.)

Цели курса:

Цели курса Ссылки на компетенции
После изучения курса студент будет знать
  Принципы классификации лекарственных препаратов. Особенности фармакодинамики и фармакокинетики лекартсвенных препаратов. Наиболее характерные побочные и токсические эффекты лекарственных препаратов (ПК-20). * (ПК-20).   (ПК-20).
После изучения дисциплины студент будет уметь
4.   5.     6.   7.   8.   9. Анализировать действие лекарственных препаратов по совокупности их свойств (механизм действия, локализация действия, фармакодинамика, фармакокинетика). Оценивать возможности применения разных групп лекарственных препаратов для целей коррекции патофизиологических процессов. Объяснять механизм действия лекарственных препаратов. Обосновывать показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов разных групп. Выписывать лекарственные препараты разных групп в рецептах при соответствующих патологических состояниях, исходя их механизмов действия, фармакодинамики, фармакокинетики препаратов. Оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных препаратов и способы их устранения (ПК-20).   (ПК-20).     (ПК-20).   (ПК-20).   (ПК-20).   (ПК-20)
После изучения курса студент будет владеть
10. Навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний (ПК-20)

Примечание: ПК* -- профессиональные компетенции, термин взят из ФГОС ВПО.

Темы практических занятий

Занятие №1

Тема: Средства, влияющие на функции органов пищеварения.

I.Средства, влияющие на аппетит:

1. Средства, стимулирующие аппетит (горечи, инсулин), механизм действия. Представители других групп: психотропные, нейротропные гипотен­зивные средства, анаболиче­ские стероиды .

2. Средства, снижающие аппетит – анорексигенные.

II.Средства, влияющие на функцию слюнных желёз:

1. Вещества, усиливающие слюноотделение. Представители. Механизм действия. Показания к применению. Осложнения.

2. Вещества, уменьшающие секрецию слюнных желёз. Представители. Показания к применению.Побочные эффекты.

III.Ср- ва , применяемые при нарушении функции желёз желудка.

1.В-ва, усиливающие секрецию желёз желудка:

2.В-ва, понижающие секрецию желудка.

3.Антацидные средства:

IV. Гастропротекторы:

1.Препараты, создающие механическую защиту «язвенной поверхности» слизистой оболочки.

2. Препараты, повышающие защитную функцию слизистого барьера и устойчивость слизистой оболочки к действию по­вреждающих факторов.

3.Препараты, стимулирующие регенерацию язв желудка и 12-перстной кишки.

V. Средства, влияющие на моторику желудка.

1.Усиливающие моторику ЖКТ. Представители. Механизм действия. Побочные эффекты.

2. Угнетающие моторику ЖКТ.

VI. Рвотные средства. Показания к применению, осложнения, противопоказания.

VII. Противорвотные средства. Показания к применению, осложнения, противопоказания.

VIII. Желчегонные средства:

1. Стимулирующие образование желчи - холеретики

2. Способствующие выделению желчи: М – холиноблокаторы – атропиноподобные

IX. Средства, применяемые при нарушениях экскреторной функции поджелудочной железы.

X. Средства, влияющие на моторику кишечника. Механизм действия, показания к применению, осложнения, противопоказания.

Список препаратов : (*препараты для запоминания)

Название препарата Форма выпуска Способ применения
1.Средства, влияющие на аппетит
Настойка полыни T-ra Absinthii Фл. по 25 мл Детям внутрь старше 5 лет по 1капле на год жизни за 15-20мин до еды
Фепранон Phepranonum Таб. 0,025 Детям внутрь старше 12 лет по 12,5 мг после еды 2 раза в сутки.
2. Средства, применяемые при нарушении функций желез желудка
Ацидин - пепсин (Acidin-pepsini) Таб. по 0,25 Детям внутрь от ¼ до 1 таб. во время еды 2-3 раза в сутки в зависимости от возраста. Взрослым внутрь 0,2-0,5 г 3-4 раза в день во время или сразу после еды
Пирензепин Pirenzepinum Таб. 0,025;   р-р в амп. 0,5% - 2 мл. Взрослым внутрь до еды по 0,025 г 2 раза в день. В/в и в/м по 0,005 и 0,01г; 2-3 раза в сутки. Содержимое амп. разводят в 15-20 мл 0,9% NaCl вводят в вену в течение 3-4-х минут.
5* Ранитидина гидрохлорид Ranitidinum hydrochloridum Таб. по 0,15 и 0,3;   р-р в амп 2,5%-2 мл   Внутрь детям 1,5-2 мг/кг 2 раза в сутки; в/м детям 0,75-1,5 мг/кг 3 раза в сутки; внутрь взрослым 0,15 г 2 раза в сутки; в вену или в мышцу по 0,05 г
Фамотидин Famotidinum Таб. 0,02; 0,04 Дети: при гастроэзофагеальном рефлюксе - внутрь, 1-2 мг/кг/сут детям с массой тела более 10 кг 2 раза, с массой тела менее 10 кг - 3 раза. При язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, гиперсекреторных состояниях желудка - по 0.02 г каждые 12 ч;
Омепразол (Лосек) (Omeprazole) Капс. по 0,02 Внутрь детям старше 5 лет и массой тела не менее 20 кг суточная доза 0,02 г 1 раз в сутки.
*8 Алгедрат+Магния диоксид (Альмагель) Almagelum Суспензия во флаконах 170-200 мл Детям внутрь до 10 лет -1/3 от дозы взрослого; 10-15 лет ½ дозы взрослого 4 раза в сутки Взрослым 1-2 чайные ложки за 30 мин до еды (ВСД 16 чайных ложек)
Натрия гидрокарбонат Natrii hydrocarbonas Пор.,таб. по 0,3-0,5 Детям внутрь— в зависимости от возраста по 100-750 мг на прием.
3. Гастропротекторы
Де-нол De-nol (висмута трикалия дицитрат) Таб. по 0,12 Внутрь детям старше 12 лет по 1 таб. 3-4 раза в день; 8-12 лет 1 таб. 2 раза в день; 4-8 лет 8 мг/кг/сут в 2 приема.
Мизопрос-тол Miso-prostolum Таб. 0,0002 Взрослым внутрь 0,2мг 3-4 раза в сутки во время еды
4. Препараты, влияющие на функцию поджелудочной железы
Панкреатин (Мезим, Креон) (Pancreatinum) Порошок, кишечнорастворимые таблетки по 0,25   В порошках детямдо 1 года-0,1-0,15 г; 2 года – 0,2 г; 3-4 года – 0,25 г; 5-6 лет 0,3 г; 7-9 лет 0,4 г; 10-14 лет 0,5 г Внутрь детям в табл. во время еды 6-7 лет 0,25 г; 8-9 лет 0,25-0,5 г; 10-14 лет 0,5 г 3-4 раза в сутки.
13* Апротинин Aprotininum (Контрикал) Амп. по 10000 (50000) ЕД сухого порошка. В вену детям до 3-х лет – 1000ЕД/кг/сутки;3-12 лет – 20000-30000 ЕД/кг/сутки разделить на 2 введения; старше 12 лет – 40000 ЕД однократно.
5. Рвотные, противорвотные средства
Апоморфина гидрохлорид Аpomorphini hydrochloridum Ампулы по 1 мл 1% р-ра Детям от 2-х лет и старше под кожу 0,001г 1 раз в сутки.
15* Метоклопра-мид Metocloprami-dum Таб. по 0,01;     амп. по 2 мл 0,5% р-ра Внутрь детямдо 6 лет – 1 мг/кг/сутки (на 3 приема); старше 6 лет – 0,005-0,01 г на прием (ВРД 0,1 мг/кг); в/мышечно детям 0,1 мг/кг до 3-х раз в сутки (ВСД 0,5 мг/кг); взрослым внутрь за 30 мин до еды 0, 01 г - 3-4 раза в сутки (ВРД 0,02 г; ВСД 0,06 г); в/м по 0,01г 3-4 раза в день
Аэрон «Aeronum» Таб. по 10шт Детям старше 7 лет внутрь по 1 таб за 30мин до поездки
6. Желчегонные средства
*17 Магния сульфат Magnesii sulfas Порошок; Р-р в амп. 25% 5 и 10 мл Детям внутрь при запоре 250 мг/кг; Внутрь как желчегонное 20% р-р по 1 ст. ложке 3 раза в день
18* Папаверина гидрохлорид Papaverini hydrochloridum пор; таб; 0,02; Свечи. Рект 0,02     амп.2%-2мл. Внутрь. Детям: 2 раза в сутки. Разовая доза: 5 мг для детей от 6 месяцев до 2 лет, 5-10 мг - в возрасте от 3 до 4 годов, 10 мг- от 5 до 6 лет, 10-15 мг- от 7 до 9 лет, 15-20 мг- от 10 до 14 лет. Подкожно и в/мышечно: 1-2 мл 2 % раствора 2-4 раза в сутки. Внутривенно: медленно 20 мг с предварительно разведённым в 10-20 мл 0,9 % раствора натрия гидрохлорида.
*19 Дротаверин Drotave-rinum«Но-шпа» «Nospa» Таб. по 0,04; р-р в амп. 2% - 2 мл Внутрь детям до 6 лет по 10-20 мг 2-3 раза в сутки (ВСД 120 мг); детям 6-12 лет по 20 мг 2-3 раза в сутки (ВСД 200 мг)
*20 Атропина сульфат Atropini sulfas Р-р в амп. 0,1% - 1 мл;   порошок, таб. по 0,0005; Подкожно детям: до 1 года – 0,018 мг/кг; 1-5 лет – 0,016 мг/кг; 6-10 лет 0,014 мг/кг; 11-14 лет 0,012 мг/кг. Взрослым внутрь 0,00025 - 0,0005 г 1-2 раза в сутки. (ВРД-0,001г; ВСД-0,003 г)
*21 Платифиллина гидротартрат Platyphyllini hydrotartras Пор, таб., свечи 0,005; амп. 0,2%-1мл Детям назначают по 0,0002 г- 0,003 г на прием в зависимости от возраста.
Холензим Cholenzymum Сложные таблетки № 50 детям старше 12 лет ь внутрь по 1 таб. 1-3 раза в день после еды.
7. средства, влияющие на моторику кишечника
23. Лист сенны Folium Sennae настой 1:10 -1:20 детям 2-4 лет - 1 чайную ложку, 5-7 лет - 1 десертную ложку, 8-14 лет - 1 десертную - 1 столовую ложку.
Бисакодил Bisacodylum Таб. 0,005 Детям 6-8 лет-по 1 таб., 8-14 лет – по 1-2 таб., 15-18 лет – по 1-3 таб. При приеме перед сном, эффект наступает через 8-12 часов, при приеме препарата утром – через 6 часов.
25* Лоперамид Loperamidum Таб.0,002 При острой диарее детям старше 5 лет- 2 мг, ВСД — 8 мг. При хронич. диарее детям старше 5 лет по 2 мг.
26* Уголь активирован-ный Carbo activatus Порошок, таблетки по 0,5 и 0,25 Детям внутрь 0,05 г/кг в сутки, в 2-3 приема; взрослымвнутрь 20,0 -30,0 г в виде взвеси в воде

Занятие №2

Тема: «Лекарственные средства, применяемые при ишемической болезни сердца – ИБС»

I Классификация антиангинальных средств

1. Коронаролитики: -миотропные; метаболические; рефлекторного действия.

2. Снижающие потребность миокарда в кислороде:

-уменьшающие пред- и постнагрузку ( нитраты и нитриты );

-понижающие сократительную способность миокарда:

-блокаторы медленных кальциевых каналов (верапамил, фенигидин, дилтиазем и др. )

-понижающие обменные процессы в миокарде (b-адрено-блокаторы их классификация: селективные, неселективные, с мембранстабилизирующей, с ВСМА и др.)

3. Вещества, влияющие на микроциркуляцию:

-антибрадикиновые препараты ( продектин, кальция добезилат)

-антиагреганты;

-антикоагулянты, фибринолитики

4. Вещества, повышающие резистентность миокарда к гипоксии (предуктал, рибоксин ).

II Механизм действия препаратов разных групп.

III Осложнения, возникающие при применении нитратов, коронаролитиков, b- блокаторов, блокаторов кальциевых каналов.

Список препаратов: *- препараты для запоминания

Название препаратов Форма выпуска Способ применения
1. Нитровазодилататоры
*1 Изосорбид динитрат (Нитросорбид) Isosorbite dinitrate Таб. 0,005, 0,010 и 0,02 Р-р в амп. 0,1%-10 мл   ВзрослымВнутрь по 10-40 мг 2-4 раза в день. В-в, капельно из расчета 1-10 мг в час
*2 Изосорбид мононитрат (Эфокс) Isosorbite mononitrate Капс. 0,02; 0,04; 0,06 ВзрослымВнутрь 1-2 раза в сутки после еды
3* Нитроглицерин Nytroglycerinum Таб. по 0,0005 г р-р спиртовый во флаконах 1%-5 мл Детям по 1-2 таб. под язык во время приступа; по 2-3 капли под язык на кусочке сахара во время приступа
Сустак- форте Sustac-forte Таб. 0,0064 Взрослым 1-2 таб в день
2. Блокаторы кальциевых каналов
Амлодипин Amlodipin Табл. 0,005 и 0,01г ВзрослымВнутрь 1 раз в сутки
6* Верапамил Verapamilum Таб. по 0,04;   р-р в амп. 0,25% -1мл Внутрь детям по 2-5 мг/кг -3-4 раза в сутки. В/в однократно при наджелудочковой тахикардии 0,1-0,2 мг/кг (контроль ЭКГ и АД)
7* Нифедипин Niphedipinum Таб. 0,01г Взрослым По 1 таб. 2-3 раза
3. β-адреноблокаторы
8* Атенолол (Тенормин) Таб. по 0,05 и 0,1 Детям внутрь для лечения гипертонии 1-2 мг/кг 1 раз в сутки перед едой.
Бисопролол Bisoprolol Таб. 0,005; 0,01 Взрослым внутрь 2.5-10 мг, 1 раз/сут. ВСД- 10 мг.
Метопролол Metoprololum Таб. 0,025, 0,05; 0,1 Взрослым внутрь в дозе 100–200 мг в 2–3 приема, при необходимости, дозу увеличивают до 450 мг/сут.
4. Препарат рефлекторного действия
Валидол Validolum Таб. 0,06 Взрослым Сублингвально 1/2-2 таб

Занятие №3

Тема: « Кардиотонические лекарственные средства»

Основные вопросы

1. Патогенез сердечной недостаточности. Пути ее коррекции. Кардиотонические средства. Классификация.Влияние кардиотоников на обмен вторичных мессенджеров в миокардиоцитах, кислородный и энергетический режим работы сердца. Сфера применения препаратов.

2. Сердечные гликозиды (СГ). Классификация по источникам получения. Фармакологические кардиальные эффекты (ино-, хроно, батмо- и дромотропный) и механизмы лежащие в их основе. Механизмы противоаритмического действия СГ. Фармакокинетика сердечных гликозидов. Показания к применению. Побочное и токсическое действие СГ. Симптомы передозировки. Средства, применяемые при интоксикации СГ, их механизмы действия.

3. Кардиотонические препараты негликозидной структуры (агонисты дофаминовых и/или β1-АР, повышающие чувствительность тропонинового комплекса к ионам кальция). Фармакодинамика основных препаратов. Показания к применению.

Список препаратов для выписывания рецептов * -- препараты для запоминания

№ п/п Препараты Формы выпуска Пути введения и дозы
  1. Сердечные гликозиды
1.* Дигоксин Digoxinum Р-р в амп 0,025%-1 мл   таб. по 0,00025 Детям в/в струйно или капельно новорожденныи и грудным – 0,037 мг (0,15 мл 0,025% р-ра); 1-5 лет – 0,033мг (0,13 мл 0,025% р-ра; 6-10 лет – 0,029мг (0,11 мл); 11-14 лет – 0,025мг (0,1 мл 0,025% р-ра); детям до 14 лет внутрь 25-75 мкг/кг.
2. Дигитоксин Digitoxinum Табл. 0,0001; Супп рект 0,00015 ВзрослымВнутрь 0,0001; Ректально 0,00015;ВРД внутрь 0,0005  
3. Строфантин К Strophanthinum К Р-р в амп. 0,05% -1 мл.   В вену детям до 2-х лет – 20 мкг/кг; 2-7 лет – 8 мкг/кг;7-14 лет – 6 мкг/кг/сутки; суточную дозу разделить на 2 введения. Содержимое ампулы разбавить в 10-20 мл 5% р-ра глюкозы или 0,85% р-ра NaCl (вводить в течение 5-6 мин)
2. Средства, применяемые при интоксикации СГ
4.* Димеркапрол (Унитиол Unithiolum) Порошок, р-р в амп 5% 5 мл Детям в/м при отравлении1 мл 5% р-ра на 10 кг массы
5. Калия и магния аспарагинат (Панангин Panangin) Таб. содержащие калия аспартат 0,452 и магния аспартат 0,4 Детям внутрь по 1/2;1/3 и 1 таблетке 2-3 раза в день после еды
3. Агонисты дофаминовых и/или β1-АР
6.* Добутамин (Добутрекс) Dobutamin Концентрат в амп. для приготовления инфузионных р-ров: 0,25 - 50 мл; 0,25 -20мл; 0,25 -5 мл. Детям внутривенно капельно со скоростью 7,5-10 мкг/кг/ в минуту 1 раз в сутки; предварительно разбавить в 15-20 мл 0,9% р-ра NaCl или 500 мл-5% р-ра глюкозы
4. ЛС, повышающие чувствительность тропонинового комплекса к ионам кальция
7. Левосимендан Levosimendane Симдакс концентрат 2,5 мг/мл для пригот инфуз р-ра. во фл по 5 мл в упаковке 1 флакон. Взрослым 0,05-0,2мкг/кг/мин Для пригот инф р-ра с концентр0,025 мг/мл смешать 5 мл 2,5 мг/мл р-ра с 500 мл 5% р-ра декстрозы

Занятие №4

Тема: «Противоаритмические лекарственные средства»

1. Классификация средств, используемых при тахиаритмиях и экстрасистолиях.

2. Фармакодинамика и фармакокинетика мембран-стабилизирующих препаратов (хинидина сульфат, этмозин, новокаинамид, аймалин, лидокаин, дифенин, дизопирамид). Влияние на автоматизм, проводимость, эффективный рефрактерный период. Показания к примению.

3. Фармакодинамика, фармакокинетика, показания к применению блокаторов медленных кальциевых каналов (верапамил).

4. Фармакодинамика, фармакокинетика, показания к применению амиодарона, орнида.

5. Препараты, влияющие на эфферентную иннервацию сердца. Механизм противоаритмического действия. Влияние на автоматизм, проводимость, эффективный рефрактерный период (b-блокаторы, b-адрено-миметики, симпатомиметики, холиномиметики, холиноблокаторы).

Список препаратов к теме: * --препараты для запоминания

Название препарата Форма выпуска Пути введения
1. Блокаторы натриевых каналов (класс I)
1* Ксикаин (Лидокаин Lidocainum) Р-р в амп. 1%- по 2 и 10 мл Детям в вену, однократно медленно 2,5-3 мг/кг (в течение 5 мин)
2* Фенитоин (Дифенин Dipheninum) Таб. по 0,117 г Внутрьво время или после еды детям до 5 лет¼ таб. 2 раза в день; 5-8 лет ¼ таб. 3-4 раза в день; старше 8 лет ½ таб. 2 раза в день; Взрослым1 таб 3 раза в день
4* Хинидина сульфат Chinidinum sulfas Таб. по 0,1 и 0,2 г Детям внутрь до еды 15-20 мг/кг разделенная на 5 приемов в сутки
5* Прокаинамид (Новокаинамид Novocainamidum) Таб. по 0,25 г;     р-р в амп. 10%-5мли 10 мл Детям внутрь 15 – 50 мг/кг в сутки разделенная на 4-6 приемов; в/в однократно 3-6 мг/кг 1 раз в сутки, вводить в течение 5 минут; В вену капельно 20-80 мкг/кг в минуту
4. β- блокаторы (класс II)
7* Пропранолол (Анаприлин Anaprilinum) Таб. по 0,01 и 0,04 р-р в амп. 0,1% по 1 и 5 мл. Внутрь детям по 0,001 – 0,004 г/кг 3 раза в сутки; в вену детям 0,02 мг/кг медленно, разводят в 15-20 мл 0,9% р-ра NaCl
8* Метопролол Metoprolol (Беталок) Таб по 0,025 0,05 и 0,1 Взрослым внутрь в дозе 100–200 мг в 2–3 приема, при необходимости, дозу увеличивают до 450 мг/сут.
3. Блокаторы калиевых каналов (класс III)
9* Амиодарон (Кордарон) Amiodaronum Таб по 0,2 г Детям внутрь начальная доза 8-10 мг/кг/ в сутки разделенная на 2 приема, после еды; поддерживающая доза 2,5 мг/кг в сутки  
2. Блокаторы медленных кальциевых каналов(класс IV)
10* Верапамил Verapamilum Таб. по 0,04;   р-р в амп. 0,25% -1мл Внутрь детям по 2-5 мг/кг -3-4 раза в сутки. В/в однократно при наджелудочковой тахикардии 0,1-0,2 мг/кг (контроль ЭКГ и АД)
5. Препараты других групп
13* Калия и магния аспарагинат «Панангин» «Pananginum» Таб. содержащие калия аспартат 0,452г и магния аспартат 0,4г Детям внутрь по 1/2;1/3 и 1 таблетке 2-3 раза в день после еды
14* Калий нормин (Калия хлорид) (Kalium-normin) Таб. ретард по 1,0 (содержание К+ 524,44 мг) Детям внутрь 1,0-2,0 г/сутки (дозу устанавлиают индивидуально под контролем уровня калия в сыворотке)
         

Занятие №5

Занятие №6

Занятие №7

Занятие №8

Занятие №9

Тема: «Противовоспалительные лекарственные средства»

1. Стероидные противовоспалительные средства. Фармакодинамика глюкокортикоидов, показания к применению. Индивидуальная характеристика препаратов. (Препараты см. в соответствующем разделе – «Гормональные средства»)

2. Нестероидные противовоспалительные средства (НПВС). Классификация.

2.1. НПВС с преимущественным действием на начальные стадии воспаления. Фармакодинамика, фармакокинетика. Индивидуальная характеристика (кислота ацетилсалициловая, кислота мефенамовая, бутадион, индометацин, ортофен, напроксен)

2.2.“Базисные” противовоспалительные средства. Фармакодинамика, показания к применению. Побочное действие. (Д-пенициламин, купренил, иммунодепрессанты).

Список препаратов: * - препараты для запоминания.

Название Формы выпуска и дозы Способ употребления
1. Ингибиторы ЦОГ
1* Ацетаминофенол (Парацетамол) (Paracetamolum) Порошок, таб. по 0,2 Свечи рект 0,05; 0,1; 0,25 Внутрь детям 10 мг/кг 2 раза в сутки; Взрослым по 1-2 таб. 4 раза в день, (ВРД 0,5; ВСД 1,5).
2* Ацетилсалици-ловая кислота Acidum acetylsalicylicum Таб. по 0,5; 0,25 и 0,1   Внутрькак болеуто- ляющее и жаропонижающее после еды детям 2-3 лет -100 мг/сутки; 4-6 лет – 200 мг/сут.; 7-9 лет – 300 мг/сут; старше 12 лет по 250 мг – 3 раза в сутки; лечение ревматизма РД для детей 1 года – 50 мг; 2 лет – 100 мг; 3-х лет - 150 мг; 4-х лет – 200 мг; с возраста 5 лет 250 мг 3 раза в день.
3* Диклофенак натрия (Вольтарен) (Diclofenac-natrium) Таб. по 0,05 и 0,025; р-р в амп. 2,5% - 3 мл; суппозитории 0,025; 0,05 и 0,1; мазь 1%-25 г Детям внутрь после еды первые 3-е суток по 1 мг/кг, затем по 0,3-0,8 мг/кг 2-3 раза в сутки; Взрослым внутрь по 0,025-0,05 г 2-3 раза в день (ВСД 0,15 г); Внутримышечно 0,005-0,02 г Ректально 1 раз в день
Ибупрофен Ibuprofenum Таб.,покр. обол., по 0,2 суспензия 100 мл во флак темного стекла, 5 мл содержит 100 мг ибупрофена; Детям внутрь 10 - 20 мг/кг в день (сироп или суспензия). Для снижения температуры тела 39,2 C и выше - из расчета 10 мг/кг, если температура ниже 39,2 C - 5 мг/кг.
Индометацин Indometacinum Таб. 0,025 г; суппозитории 0,05; мазь 10% -40,0. Внутрь детям после еды по 2,5-3 мг/кг/сутки в 3-4 приема; в прямую кишку 2 раза в сутки.
Салициловая кислота Acidum salicylicum 1-5% спирт. раствор 1–2% р-р - для обтирания кожи при себорее; 1% р-р - для обмываний кожи при красных угрях; 5–10% р-р - для обтирания кожи при отрубевидном лишае, здоровых участков кожи вокруг очагов пиодермии и т.д.

Занятие №10

Занятие№11

Занятие №12

Занятие №13

Занятие №14

Занятие №15

Занятие №16

Задание по фармакотерапии к теме: «Лечение неотложных состояний»

  1. Средство, применяемое при остром отравлении ядом гриба мухомора.
  2. Антидот, применяемый при остром отравлении антихолинэстеразными средствами.
  3. Средство, применяемое при коллапсе, вызванном ганглиоблокаторами.
  4. Средство, применяемое при остром отравлении алкоголем, барбитурата ми для стимуляции дыхательного центра.
  5. Вещество, используемое для купирования судорог.
  6. Специфический антагонист морфина.
  7. Антидот, применяемый при отравлении солями тяжелых металлов.
  8. Антагонист гепарина.
  9. Антагонист атропина.
  10. Средство для купирования гипертонического криза.
  11. Препарат для купирования бронхиальной астмы.
  12. Средство, применяемое в первую очередь при анафилактическом шоке.
  13. Средство, применяемое при острой сердечной недостаточности.
  14. Средство, применяемое при интоксикации сердечными гликозидами
  15. Прямой антагонист неодикумарина.
  16. Средство, применяемое при приступе почечной или печеночной колике.

17 Средство для купирования боли в области сердца.

№ 17: Итоговое занятие.

  1. Знать и уметь выписывать лекарственные препараты в рецептах при определённых патологических состояниях.
  2. Знать механизм действия, показания к применению и возможные побочные эффекты выписанных лекарственных веществ.
  3. Знать классификацию разных групп лекарственных препаратов.
  4. Знать фармакодинамику и фармакокинетику конкретных лекарственных препаратов, их особенность действия в зависимости от пола, возраста и других физиологических особенностях организма.
  5. Ориентироваться в комплексном применении некоторых лекарственных групп с учётом их механизмов действия и минимизацией побочных эффектов.

Темы для самостоятельного изучения.

1. Развитие фармакологии в России. Основоположники отечественной фармакологии: М.П.Николаев, Н.В.Вершинин, В.И.Скворцов, Н.П.Кравков, С.В.Аничков, В.В. Закусов, Д.А.Харкевич. Основные научные направления их школ

2. Противопаркинсонические лекарственные средства.

3. Средства, влияющие на тонус и сократительную активность миометрия. Гормональные контрацептивы.

5. Антисептические и дезинфицирующие средства.

6. Противопаразитарные лекарственные средства.

7. Противотуберкулезные средства.

8. Гипертензивные средства.

9. Лекарственные средства, влияющие на кроветворение.

10. Лекарственные средства, применяемые при нарушении мозгового кровообращения.

11.Биологически активные добавки (БАДы). Эубиотики.

12. Противоатеросклеротические лекарственные препараты.

13. Создание новых лекарственных препаратов. Методика эксперимента.

Список литературы.

Основная литература

Заглавие учебника
Харкевич Д.А.Фармакология: учебник для студентов мед.вузов/ Д.А. Харкевич. – 8 – е изд., перераб., доп. и испр.. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005; 2006. – 736 с. УЧЛ – Учебник, УЧЛ – Рекомендовано отраслевым мин - вом
Харкевич Д.А.Фармакология: учебник для студентов медицинских вузов/ Д.А. Харкевич. – 6 – е изд., перераб.и доп.. – М.: ГЭОТАР – Медицина, 2000. – 664 с. УЧЛ – Учебник, УЧЛ – Рекомендовано отраслевым мин - вом
Харкевич Д.А.Фармакология: учебник для студентов медицинских вузов/ Д.А. Харкевич. – 10 – е изд.испр., перераб.и доп.. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2009. – 752 с.: ил. УЧЛ – Учебник, УЧЛ – Рекомендовано отраслевым мин - вом
Харкевич Д.А.Фармакология: учебник для студентов мед.вузов/ Д.А. Харкевич. – 7 – е изд., перераб.и доп.. – М.: ГЭОТАР – Медицина, 2002. – 728 с. УЧЛ – Учебник, УЧЛ – Рекомендовано отраслевым мин - вом
Харкевич Д.А.Фармакология: учебник для студентов медицинских вузов/ Д.А. Харкевич. – 6 – е изд., перераб., доп.. – М.: ГЭОТАР – Медицина, 2001. – 664 с. УЧЛ – Учебник, УЧЛ – Рекомендовано отраслевым мин - вом
Клиническая фармакология: учебник/ ред. В.Г. Кукес. – 2 – е изд.,перераб. и доп.. – М.: ГЭОТАР – Медицина, 1999. – 528 с. УЧЛ – Учебник, УЧЛ – Рекомендовано отраслевым мин - вом

Дополнительная

Заглавие учебника
Грек О.Р.Гипобарическая гипоксия и метаболизм ксенобиотиков: руководство/ О.Р. Грек, А.В. Ефремов, В.И. Шарапов; Новосиб.гос.мед.ун – т. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 120 с. Руководство
Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: учебное пособие для мед.вузов/ А.И. Венгеровский. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2007. – 704 с. УЧЛ – Учебник, УЧЛ – Рекомендовано отраслевым мин - вом
Венгеровский А.И. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров: учебное пособие для мед.вузов/ А.И. Венгеровский. – 3 – е изд., перераб. и доп.. – М.: Физикоматетматическая литература, 2006. – 704 с.: ил. УЧЛ – Учебник, УЧЛ – Рекомендовано отраслевым мин - вом
Настойки, экстракты, эликсиры и их стандартизация/ ред. В.Л. Багирова, В.А. Северцев. – СПб.: Спецлит, 2001. – 223 с. Научное издание
Руководство к лабораторным занятиямпо фармакологии: учебное пособие для студентов мед.вузов/ ред. Д.А. Харкевич. – 4 – е изд.,испр. И доп.. – М.: Мед.информ.агенство, 2004. – 452 с.: ил. УЧЛ – Учебник, УЧЛ – Рекомендовано отраслевым мин - вом

ГБОУ ВПО НГМУ

МИНЗДРАВА РОССИИ

КАФЕДРА ФАРМАКОЛОГИИ

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по проведению практических занятий

по фармакологии

для преподавателей и студентов 3 курса

педиатрического факультета

на VI семестр

2012/2013 учебный год

НОВОСИБИРСК 2013 г

Особенности курса фармакологии

· Курс входит в число дисциплин естественнонаучного цикла, предусмотренных в Государственном образовательном стандарте (ФГОС ВПО) № 1120 для педиатрического факультета 2.Б.12 Фармакология.

· Особенностьюкурса "Фармакология" является изучение действия лекарственных средств на организм человека. В лекциях используются материалы экспериментальных работ.

· Курс адресованстудентам 3 курса педиатрического факультета НГМУ.

· Для успешного изучения курсастуденту необходимо знать основные биохимические, биологические и физиологические закономерности процессов в организме человека в норме и патологии.

· Курс имеетпрактическуючасть7зачетных единиц(1ед=36 академ.ч). Студенты применяют теоретические знания для выписывания рецептов, решения ситуационных задач.

· Для проведения практических занятий используются методические рекомендации по изучению курса.

· Оценказнаний и умений студента проводится с помощью итогового занятия по врачебной рецептуре, которое включает 12 рецептов на разные лекарственные формы, и семинарских занятий, включающих тестовые задания по 30-100 вопросов (в курсе 4 семинара).

· Требования (ФГОС ВПО) по направлению 060103 «Педиатрия»(для специалиста с квалификацией "Врач", утвержденный 08.11.2010 г.)

Цели курса:

Цели курса Ссылки на компетенции
После изучения курса студент будет знать
  Принципы классификации лекарственных препаратов. Особенности фармакодинамики и фармакокинетики лекартсвенных препаратов. Наиболее характерные побочные и токсические эффекты лекарственных препаратов (ПК-20). * (ПК-20).   (ПК-20).
После изучения дисциплины студент будет уметь
4.   5.     6.   7.   8.   9. Анализировать действие лекарственных препаратов по совокупности их свойств (механизм действия, локализация действия, фармакодинамика, фармакокинетика). Оценивать возможности применения разных групп лекарственных препаратов для целей коррекции патофизиологических процессов. Объяснять механизм действия лекарственных препаратов. Обосновывать показания и противопоказания к применению лекарственных препаратов разных групп. Выписывать лекарственные препараты разных групп в рецептах при соответствующих патологических состояниях, исходя их механизмов действия, фармакодинамики, фармакокинетики препаратов. Оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных препаратов и способы их устранения (ПК-20).   (ПК-20).     (ПК-20).   (ПК-20).   (ПК-20).   (ПК-20)
После изучения курса студент будет владеть
10. Навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний (ПК-20)

Примечание: ПК* -- профессиональные компетенции, термин взят из ФГОС ВПО.

Темы практических занятий

Занятие №1

Тема: Средства, влияющие на функции органов пищеварения.

I.Средства, влияющие на аппетит:

1. Средства, стимулирующие аппетит (горечи, инсулин), механизм действия. Представители других групп: психотропные, нейротропные гипотен­зивные средства, анаболиче­ские стероиды .

2. Средства, снижающие аппетит – анорексигенные.

II.Средства, влияющие на функцию слюнных желёз:

1. Вещества, усиливающие слюноотделение. Представители. Механизм действия. Показания к применению. Осложнения.

2. Вещества, уменьшающие секрецию слюнных желёз. Представители. Показания к применению.Побочные эффекты.

III.Ср- ва , применяемые при нарушении функции желёз желудка.

1.В-ва, усиливающие секрецию желёз желудка:

2.В-ва, понижающие секрецию желудка.

3.Антацидные средства:

IV. Гастропротекторы:

1.Препараты, создающие механическую защиту «язвенной поверхности» слизистой оболочки.

2. Препараты, повышающие защитную функцию слизистого барьера и устойчивость слизистой оболочки к действию по­вреждающих факторов.

3.Препараты, стимулирующие регенерацию язв желудка и 12-перстной кишки.

V. Средства, влияющие на моторику желудка.

1.Усиливающие моторику ЖКТ. Представители. Механизм действия. Побочные эффекты.

2. Угнетающие моторику ЖКТ.

VI. Рвотные средства. Показания к применению, осложнения, противопоказания.

VII. Противорвотные средства. Показания к применению, осложнения, противопоказания.

VIII. Желчегонные средства:

1. Стимулирующие образование желчи - холеретики

2. Способствующие выделению желчи: М – холиноблокаторы – атропиноподобные

IX. Средства, применяемые при нарушениях экскреторной функции поджелудочной железы.

X. Средства, влияющие на моторику кишечника. Механизм действия, показания к применению, осложнения, противопоказания.

Список препаратов : (*препараты для запоминания)

Название препарата Форма выпуска Способ применения
1.Средства, влияющие на аппетит
Настойка полыни T-ra Absinthii Фл. по 25 мл Детям внутрь старше 5 лет по 1капле на год жизни за 15-20мин до еды
Фепранон Phepranonum Таб. 0,025 Детям внутрь старше 12 лет по 12,5 мг после еды 2 раза в сутки.
2. Средства, применяемые при нарушении функций желез желудка
Ацидин - пепсин (Acidin-pepsini) Таб. по 0,25 Детям внутрь от ¼ до 1 таб. во время еды 2-3 раза в сутки в зависимости от возраста. Взрослым внутрь 0,2-0,5 г 3-4 раза в день во время или сразу после еды
Пирензепин Pirenzepinum Таб. 0,025;   р-р в амп. 0,5% - 2 мл. Взрослым внутрь до еды по 0,025 г 2 раза в день. В/в и в/м по 0,005 и 0,01г; 2-3 раза в сутки. Содержимое амп. разводят в 15-20 мл 0,9% NaCl вводят в вену в течение 3-4-х минут.
5* Ранитидина гидрохлорид Ranitidinum hydrochloridum Таб. по 0,15 и 0,3;   р-р в амп 2,5%-2 мл   Внутрь детям 1,5-2 мг/кг 2 раза в сутки; в/м детям 0,75-1,5 мг/кг 3 раза в сутки; внутрь взрослым 0,15 г 2 раза в сутки; в вену или в мышцу по 0,05 г
Фамотидин Famotidinum Таб. 0,02; 0,04 Дети: при гастроэзофагеальном рефлюксе - внутрь, 1-2 мг/кг/сут детям с массой тела более 10 кг 2 раза, с массой тела менее 10 кг - 3 раза. При язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, гиперсекреторных состояниях желудка - по 0.02 г каждые 12 ч;

Наши рекомендации