Вашингтонская конвенция

– об урегулировании споров между государствами и ФЛ/ЮЛ др. государств. 18 марта 1965, РФ подписала – в 1993 г., но до наст. момента ее не ратифицировала.

Конвенция была заключена с целью создания международных методов урегулирования споров, возникающих в сфере инвестиций. С целью создания такого механизма под эгидой Международного банка реконструкции и развития был учрежден Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (ИКСИД).

В Конвенции участвуют 143 государства. Дополнительно протокол Конвенции 1979 г. позволяет подавать на рассмотрение ИКСИД споры даже в том случае, если одна из сторон не является участником Конвенции.

Организационная структура ИКСИД включает в себя Административный совет и Секретариат. Центр возглавляется Генсеком, который избирается административным советом.

ИКСИД ведет списки примирителей и арбитров, а также обеспечивает организационную сторону примирительных и арбитражных процедур.

Каждое государство-участник Конвенции может назначить в списки примирителей и арбитров по 4 человека (с каждого участника государства – 8 человек умножит на 143).

Под юрисдикции ИКСИД подпадают инвестиционные споры между государством-членом Конвенции и инвестором др. государства. В силу гос. иммунитетов для передачи спора на рассмотрение ИКСИД требуется письменное согласие сторон. Спор м.б. также передан на рассмотрение ИКСИД в том случае, если такая возможность, предусмотрена двусторонними международными соглашениями.

Для разрешения спора Конвенция предусматривает 2 вида процедур:

v примирительная– для ее проведения формируется примирительная комиссия, которая состоит из любого нечетного числа примирителей, которые назначаются по соглашению сторон. Комиссия осуществляет примирительные процедуры, суть которых в том, чтобы выяснить предмет спора между сторонами и добиться соглашения между ними на взаимоприемлемых условиях. В этих целях комиссия вправе рекомендовать сторонам условия урегулирования спора. Стороны обязаны сотрудничать с комиссией и максимально учитывать ее рекомендации.

Результаты ИКСИД отображаются в протоколе и носят рекомендательный характер.

v арбитражная – для ее проведения формируется АС, который состоит из любого нечетного количества арбитров, назначаемых по соглашению сторон. Если стороны не пришли к согласию, то суд формируется в составе 3-х арбитров. При этом, каждая из сторон назначает по 1 арбитру, а 3-го арбитра назначает Генсек ИКСИД. Данный 3-й арбитр – председательствующий.

АС разрешает инвестиционный спор в соответствии с такими нормами права, которые м.б. согласованы сторонами. При отсутствии соглашения о применимом праве суд применяет право государства, являющегося стороной спора. Суд вправе применить соответствующие нормы МП.

Суд принимает решение простым большинством голосов. Решение составляется в письменной форме и подписывается голосовавшими за него членами суда. Решение м.б. пересмотрено только в случае выявления ранее неизвестного факта, который существенно влияет на решение суда. Факт д.б. неизвестен суду и заявителю.

Каждое государство-участник должно признавать арбитражное решение, вынесенное в качестве обязательного.

Также такое государство обязано выполнять финансовые обязательства, как если бы это было окончательное решение суда данного государства.

В целом в наст. время ИКСИД – наиболее авторитетный орган по рассмотрению инвестиционных споров.

B. Двусторонние договоры о поощрении и взаимной защите капиталовложений.

6 ноября 2010 г.

Основной задачей таких взаимоотношений явл-ся соотношение простых и реализуемых правил, которые призваны обеспечивать допуск иностранных инвестиций на территорию принимающей страны. Для России такие соглашения явл-ся очень распространенными, поэтому в целях унификации подхода к содержанию таких соглашений правительство РФ утвердило типовую форму такого соглашения – Постановление Правительства от 9 июня 2001 г. № 456. В соответствии с типовой формой, такие соглашения д. затрагивать следующие вопросы:

Понятие иностранного инвестора и инвестиций

Условия допуска иностранного инвестора

Режим иностранных инвестиций

Защита прав инвестора при экспроприации

Возмещение нанесенного инвестором ущерба

Правила перевода платежей

Применение суброгации

Порядок разрешения споров м/у инвестором и гос-ом.

Инвестиционные соглашения в обязательном порядке содержат условия о допуске иностранных капиталовложений в соответствии с законодательством принимающей страны. При этом, такие соглашения, как правило, гарантируют полную защиту иностранных капиталовложений в соответствии с законодательством принимающей страны и основными нормами и принципами МП.

Особое внимание в подобных соглашениях уделяется защите прав инвесторов при экспроприации. Стандартные меры защиты заключаются в следующем: капиталовложения инвесторов не м.б. национализированы или экспроприированы иным способом, исключение из этого правила составляют следующие случаи: когда экспроприация проводится в общественных интересах в полном соответствии с законодательством, при этом, не явл-ся дискриминационной по отношению к инвесторам и сопровождается выплатой компенсации. При этом, подобная компенсация д. соответствовать реальной стоимости экспроприируемых капиталовложений непосредственно до момента, когда стало известно о предстоящей экспроприации. Выплата компенсации д. осуществляться в свободно конвертируемой валюте в разумные сроки без необоснованных задержек. В некоторых соглашениях устанавливаются сроки выплаты компенсации. Ряд двухсторонних соглашений устанавливает условия о дополнительных % к сумме компенсации. Некоторые соглашения РФ предусматривают право инвестора на быстрое рассмотрение его случая соответствующими юрисдикционными органами принимающей стороны с целью защиты его интересов.

Соглашения о защите капиталовложений, как правило, содержат положения о возмещении инвесторам ущерба, нанесенного на территории принимающее страны в следствие войны, гражданских беспорядков и иных аналогичных обстоятельств. Для возмещения ущерба устанавливается сочетание национального режима и режима наибольшего благоприятствования. В случае возникновения споров, связанных с капиталовложениями, рассматриваемые соглашения предусматривают особый порядок рассмотрения таких споров. В первую очередь установлено, что споры д. решатся путем переговоров, которые д.б. инициированы инвестором, путем направления письменного уведомления с подробными комментариями гос-ву, участвующему в споре. В случае, если спор не б. урегулирован в течение 6 месяцев с момента подачи такого уведомления, инвестор м. передать спор либо в компетентный суд на территории принимающего гос-ва, либо в арбитражный суд АТХОК в соответствии с арбитражным регламентом ЮНСИТРАЛ. Отдельные двухсторонние соглашения РФ также предусматривают возможность передачи спора в др. органы: ИКСИД, Стокгольмская торговая палата, Арбитражные трибуналы при любой из международных торговых палат. Помимо этого, в некоторых соглашениях предусмотрены специальные процедуры рассмотрения инвестиционных споров, например, Соглашение с Турцией.

Наши рекомендации