Международная конвенция по охране прав исполнителей, создателей фонограмм и организаций эфирного вешания (Римская конвенция)

Появление смежных прав явилось в основном результатом техни­ческого прогресса. Меры против неразрешенного снятия копий записей музыкальных произведений впервые были приняты индустрией фо­нограмм на национальном уровне. Закон об авторском праве Соединен­ного Королевства 1911 г. признал за производителями звуковых запи­сей авторское право, и этот подход затем был применен некоторыми другими странами, принявшими англосаксонскую концепцию автор­ского права, несмотря на тот факт, что имелись значительные различия между последствиями, вытекающими из охраны авторских произведе­ний и фонограмм. Именно в этом контексте в ряде стран и встал во­прос об охране прав исполнителей.72 Таким образом, именно прогресс в индустрии фонограмм содействовал принятию мер по охране так назы­ваемых смежных прав.

Как и в ряде национальных законодательств, первые предложения, направленные на охрану прав создателей фонограмм и исполнителей на международном уровне, также основывались на подходах, принятых в охране авторского права. На Дипломатической конференции Бернско­го союза по охране литературных и художественных произведений в Риме в 1928 г. было предложено, что «когда музыкальное произведение было записано на механический носитель путем вклада исполнителей, последние также бы пользовались благами охраны». На основании это­го подхода была принята резолюция, в которой конференция просила правительства рассмотреть возможность принятия мер по защите инте­ресов исполнителей.

В 1934 г. Международная конфедерация обществ, авторов и компо­зиторов подписала в Стрезе соглашение с Международной федерацией граммофонной индустрии, в соответствии с которым на предстоящей конференции по пересмотру Бернской конвенции последняя должна была включить дополнение, предусматривающее охрану фонограмм против неразрешенного снятия копий и право создателей фонограмм на справедливое вознаграждение за сообщение для всеобщего сведения их фонограмм с помощью передачи в эфир или кинематографии. С другой стороны, Международная организация труда (МОТ) начиная с 1926 г. также проявляла интерес к охране труда исполнителей. Со­вместно с Бюро Бернского союза были подготовлены соответствующие проекты, однако с началом Второй мировой войны продвижение впе­ред по этому вопросу затормозилось на несколько лет.

После войны вопрос был поставлен снова на Брюссельской конфе­ренции по пересмотру Бернской конвенции (1948 г.), однако попытки предоставить на международном уровне права исполнителям и произ­водителям фонограмм, аналогичные авторскому праву, не увенчались успехом. Вместе с этим было высказано пожелание, чтобы правитель­ства продолжали работу в направлении предоставления такого рода охраны. Различные комитеты экспертов подготовили проекты конвен­ций, включающих охрану интересов организаций эфирного вещания: Римский протокол (1951), Проект, подготовленный под эгидой МОТ (1957), и Монакский проект (1957), подготовленный группой экспер­тов, созванной Международным бюро Бернского союза и ЮНЕСКО. И, наконец, в 1960 г. Комитет экспертов, совместно созванный ВОИС, ЮНЕСКО и МОТ, собрался в Гааге и подготовил Проект конвенции, который был принят за основу на Дипломатической конференции в Риме, где был согласован окончательный текст Международной кон­венции по охране прав исполнителей, создателей фонограмм и органи­заций эфирного вещания (так называемой Римской конвенции) 26 ок­тября 1961 г. .

Смежные права так названы, поскольку они неразрывно связаны с правами авторскими. Поэтому первая статья Римской конвенции пре­дусматривает, что предоставляемая в соответствии с ней охрана нико­им образом не влияет на охрану авторского права на литературные и художественные произведения. Это означает, что ни одно из положе­ний Римской конвенции не может быть интерпретировано как нанося­щее ущерб авторско-правовой охране. Из текста статьи 1 также следу­ет, что в тех случаях, когда в силу авторского права для использования авторского произведения требуется согласие автора, Римская конвен­ция никоим образом не влияет на необходимость получения такого рода разрешения.

Предусматривается, что для того, чтобы присоединиться к Римской конвенции, государство должно быть не только членом ООН, но также членом Бернского союза или членом Всемирной конвенции по автор­скому праву — статья 24(а). Более того, государство перестает быть участником Римской конвенции с момента выхода из Бернского союза или Всемирной конвенции по авторскому праву — статья 28(4). Из-за такой привязки к конвенциям по авторскому праву Римская конвен­ция иногда рассматривается как «закрытая» с точки зрения государств, которые хотели бы к ней присоединиться74, что, однако, представляет­ся не совсем правильным, поскольку сама логика иерархии прав подра­зумевает, что в отсутствие действенной системы защиты авторских прав охранять права смежные если и возможно, то лишь в ущерб пра­вам авторским.

Аналогично Бернской конвенции охрана, предоставляемая Римской конвенцией, в основном сводится к национальному режиму, предостав­ляемому государствами-членами национальным исполнителям, произ­водителям фонограмм и организациям эфирного вещания в соответ­ствии с национальным законодательством — статья 2(2). Это означает, что помимо прав, гарантированных самой конвенцией и составляющих минимальный уровень охраны, в государствах-участниках иностран­ные исполнители, производители фонограмм и организации эфирного вещания пользуются теми же правами, которые предоставляются эти­ми государствами своим собственным гражданам.

Национальный режим предоставляется исполнителям, если испол­нение имеет место в другом Договаривающемся государстве (незави­симо от того, к какой стране принадлежит сам исполнитель), или если оно включено в фонограмму, охраняемую Конвенцией (независимо от того, какой стране принадлежит исполнитель и где имело место испол­нение), или если оно транслируется в живом исполнении (а не с фо­нограммы) в передаче, охраняемой Конвенцией (независимо от стра­ны, к которой принадлежит исполнитель) — статья 4.

Национальный режим предоставляется производителям фоно­грамм, если производитель является гражданином другого договарива­ющегося государства (критерий национальности) или если первая фиксация была осуществлена в другом договаривающемся государстве (критерий фиксации), или фонограмма была впервые или одновременно выпущена в свет в другом договаривающемся государстве (кри­терий выпуска в свет) — статья 5. Допускаются оговорки в отношении этих альтернативных критериев: путем уведомления Генерального сек­ретаря ООН любая договаривающаяся страна может в любое время за­явить, что она не будет применять критерия выпуска в свет или — в качестве альтернативы — критерия фиксации. Любое государство, ко­торое на день подписания Конвенции в Риме уже предоставило охрану производителям фонограмм исключительно на основании фиксации, может исключить как критерий выпуска в свет, так и критерий нацио­нальности.

Национальный режим предоставляется организациям эфирного ве­щания, если их штаб-квартира расположена в другом договариваю­щемся государстве (принцип национальности) или если передача транслируется с передатчика, расположенного в другом договариваю­щемся государстве, независимо от того, расположена ли первоначаль­ная организация эфирного вещания в договаривающемся государстве или нет (принцип территориальности). Договаривающиеся государ­ства могут заявить, что они обеспечат охрану радио- и телепередач только в том случае, если условия национальности и территориальнос­ти удовлетворяются в отношении одного и того же договаривающегося государства — статья 6.

Конвенция предусматривает минимальный уровень охраны испол­нителей через механизм «возможности предотвращения определенных действий», осуществляемых без согласия исполнителей. Авторы Кон­венции предпочли это выражение простому перечислению минималь­ных прав исполнителей для того, чтобы позволить таким странам, как Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, продолжать охрану прав исполнителей с помощью уголовного законо­дательства, определяющего правонарушение и наказание за него. При этом определено, что действия, которые могут быть предотвращены ис­полнителем, требуют его предварительного согласия. Таким образом, перечисление определенных действий, которым может воспрепятство­вать исполнитель в силу Конвенции, равносильно предоставлению ему определенного комплекса прав. (Это может служить наглядной демон­страцией того, что подход авторов правовых норм, регулирующих авторско-правовые отношения, до сих пор может быть различным в определении того, чем собственно являются эти права: положительным правом, которым наделяются авторы и исполнители, или правом за­прещать использование.)

Исполнители (артисты, певцы, музыканты, танцоры и другие лица, исполняющие литературные или художественные произведения) охра­няются от следующих действий, на которые они не давали своего со­гласия — статья 7:

а) передача в эфир или сообщение для всеобщего сведения живого исполнения;

б) осуществление записи незафиксированного исполнения;

в) воспроизведение фиксации исполнения при условии, что перво­начальная фиксация была осуществлена без согласия исполнителя или же что воспроизведение осуществляется в целях, не разрешенных Кон­венцией или исполнителем.

Производители фонограмм имеют правомочия разрешать или за­прещать прямое или косвенное воспроизведение их фонограмм — ста­тья 10, т. е. первичное использование фонограмм. Фонограммы опреде­ляются в Конвенции как любая исключительно звуковая запись какого-либо исполнения или других звуков. Римская конвенция не предусматривает никаких правомочий на разрешение исполнения фо­нограмм и не содержит явного запрета на распространение или ввоз в страну неразрешенных дубликатов фонограмм.

Если фонограмма, выпускаемая для коммерческих целей, служит для вторичного использования (например, для радио- или телепереда­чи либо сообщения для всеобщего сведения в любой форме), пользо­ватель должен уплатить разовое справедливое вознаграждение испол­нителям или производителям фонограмм или тем и другим вместе — статья 12. Гарантируя разовое вознаграждение за использование фо­нограммы, Конвенция, как представляется, создает что-то вроде прину­дительной лицензии. Однако договаривающиеся государства свободны не применять это правило или ограничивать его применение.

Организации эфирного вещания имеют правомочия разрешать или запрещать:

а) одновременную ретрансляцию их передач;

б) фиксацию их передач;

в) воспроизведение неразрешенных фиксаций их передач или вос­произведение законных фиксаций в противозаконных целях;

г) сообщение для всеобщего сведения их телевизионных передач с помощью приемников, установленных в местах, доступных для публи­ки, за плату.

Римская конвенция не предусматривает охраны против распростра­нения передач по кабелю.

Римская конвенция допускает исключения из вышеозначенных прав в национальных законах в отношении:

1. личного использования;

2. использования коротких отрывков в связи с репортажами о те­кущих событиях;

3. эфирной фиксации вещательной организацией на своем собствен­ном оборудовании, используемой для своих собственных передач;

4. использования исключительно в целях обучения или научных исследований;

5. во всех случаях, когда национальный закон предусматривает ис­ключения из авторско-правовой охраны литературных и художествен­ных произведений, за исключением принудительных лицензий, выдача которых была бы несовместима с Бернской конвенцией.

Более того, как только исполнитель дает свое согласие на включе­ние его исполнения в визуальную или аудиовизуальную запись, поло­жения о правах исполнителей перестают применяться.

Продолжительность охраны должна составлять по меньшей мере 20 лет, считая с конца года, когда:

1. была сделана запись (в случае фонограмм и включенных в них исполнений);

2. состоялось исполнение (в случае исполнений, не включенных в фонограммы, т. е. «живых»);

3. состоялась передача в эфир (в случае радиотелепередач).

При этом надо заметить, что национальные законы чаще всего пре­дусматривают 50-летний срок охраны, по крайней мере в случае фо­нограмм и исполнений.

Административные функции этой Конвенции выполняет ВОИС совместно с МОТ и ЮНЕСКО. Эти три организации образуют Секре­тариат Межправительственного комитета, учрежденного в рамках Кон­венции и состоящего из представителей двенадцати договаривающих­ся государств.

Конвенция не предусматривает учреждение Союза или бюджета. Она учреждает Межправительственный комитет, в состав которого входят договаривающиеся государства.

По состоянию на 15 января 2001 г. в Конвенции участвовали следу­ющие 67 государств: Австралия, Австрия, Албания, Аргентина, Барба­дос, Бельгия, Болгария, Боливия, Бразилия, Буркина-Фасо, Венгрия, Венесуэла, Гватемала, Германия, Гондурас, Греция, Дания, Доминика, Доминиканская Республика, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Колумбия, Конго, Коста-Рика, Латвия, Лесото, Ливан, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, бывшая Югославская Республика Македо­ния, Мексика, Монако, Нигер, Нигерия, Нидерланды, Никарагуа, Нор­вегия, Остров Зеленого Мыса, Панама, Парагвай, Перу, Польша, Рес­публика Молдова, Румыния, Сальвадор, Сент-Люсия, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Уругвай, Фиджи, Филиппины, Финляндия, Франция, Хор­ватия, Чешская Республика, Чили, Швейцария, Швеция, Эквадор, Эс­тония, Ямайка и Япония.75

Первыми к Конвенции в 1964 г. присоединились Конго, Мексика, Нигер, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирлан­дии, Швеция, Эквадор. Последними к Конвенции в 2000 г. присоеди­нились Албания, Никарагуа, Хорватия и Эстония. Российская Федера­ция к Конвенции не присоединилась.

Российская Федерация дала обязательство Европейскому Союзу присоединиться к Римской Конвенции до конца 2002 г., что нашло свое отражение в Соглашении 1997 г. о партнерстве и сотрудничестве, уста­навливающем партнерство между Европейскими сообществами и уч­реждающими их государствами с одной стороны и Российской Феде­рацией, с другой стороны.76

В соответствии с этим Соглашением Российская Федерация взяла на себя обязательство обеспечить «адекватную и эффективную защиту и охрану» интеллектуальной собственности с целью достижения уров­ня защиты, сходного с уровнем, существующим в Европе, включая эф­фективные способы принудительного исполнения прав интеллектуаль­ной собственности.

Присоединение Российской Федерации к Римской конвенции — это чрезвычайно важный шаг для установления в России должного уровня охраны смежных прав. Как будет сказано ниже, положения Римской конвенции с определенными изменениями вошли составной частью в Соглашение ТРИПС. Это означает, что присоединение Рос­сии к Римской конвенции также будет являться необходимым шагом Для вступления России во Всемирную торговую организацию.

Все вышесказанное дает надежду, что к Конвенции Россия дей­ствительно присоединится, и смежные права, прописанные в Законе РФ «Об авторском праве и смежных правах», реально начнут соблю­даться.

Наши рекомендации