Вводно-грамматический курс
УРОК 4
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ. (Substantiva).
Это изменяемые слова, которые обозначают живые существа и разные вещи и их части, например:
a) - лиц и их части : muž, žena, tělo, ruka
б) - общественные образования: rodina, národ, stát
в) - животных, растения и их части: pes, růže, ocas, list
г) - вещи и их части : stůl, zásuvka, dům, okno
д) - вещества: kámen, železo, plyn
е) - природные явления: jaro, mráz, dešť
ж) - движение, действие или
их результат: let, práce, boj
з) - абстрактные понятия и явления: právo, druh, rozvoj
Существительные имеют форму числа. Некоторые существительные имеют форму только единственного числа. Они обозначают:
а) состояние: tma, klid, mír
б) группу лиц или вещей как единое целое: lidstvo, ptactvo, hmyz
в) некоторые вещества : mléko, zlato, vzduch
г) качества: stáří, statečnost
Некоторые существительные имеют форму только множественного числа. Это :
а) предметы : dveře, hodiny, peníze, noviny, dějiny
б) некоторые инструменты : nůžky, housle, varhany
в) некоторые части одежды : kalhoty, tepláky, šaty, spodky
г) названия некоторых праздников и празднеств: vánoce, velikonoce, narozeniny, prázdniny
д) некоторые части тела : ústa, zády, prsa, plice
е) названия некоторых стран, городов и гор:
Čechy, Teplice, Alpy, Benátky
Существительные имеют категорию рода.
Это:
maskulinum = mužský rod мужской род
femininum = ženský rod женский род
neutrum = střední rod средний род
К мужскому роду относятся:
а) существительные, оканчивающиеся в им.падеже ед.числа на твёрдый или мягкий согласный :
bratr, student, strýc, učitel, muž, pokoj, nůž
б) некоторые существительные, обозначающие лиц мужского пола и оканчивающиеся на -a, -e, -í:
předseda, starosta, tvůrce, zástupce, krejčí
К женскому роду относятся:
а) существительные, оканчивающиеся в им.падеже ед.числа на -
-a,- e(ě) : žena, sestra, kniha, vesnice, země
б) существительные, оканчивающиеся на согласный основы:
noc, věc, kost, píseň, postel, pomoc, krev, mládež
К среднему роду относятся:
существительные, оканчивающиеся в им. падеже ед.числа на
-o, -(ě), -í:
okno, křeslo, kino, divadlo, Rusko, pole, slunce, moře, pozvání, čtení
В зависимости от согласных основы различаются существительные твёрдой и мягкой разновидности.
К твёрдой разновидности относятся существительные, оканчивающиеся на твёрдые согласные p, b, v, f, m, s, g, ch, h, d, t, n,
и большая часть с основой на l, z :
мужской род: kout, dům, stůl, voják, pán, bratr
женский род: mapa, noha, Praha, ruka, žena,
средний род: metro, slovo, ucho, město
К мягкой разновидности относятся существительные с основой на мягкие согласные č, c, ř, ž, š, j, ň, ď, ť
и некоторые существительные с основой на l, z :
мужской род: kraj, letec, nosič, muž, kůň
женский род: ulice, lavice, neděle, přitelkyně
средний род: moře, letiště, slunce, pole
Отдельным родам соответствуют данные окончания существительных:
-a муж.род. předseda, houslista, pesimista
женск..род kniha, kočka, ryba (женщины, самки и вещи) _________________________ _
-ma заимствованные. drama, téma, schéma
слова из греч.яз. ср.род
___________________________
-o всегда ср.род maso, slovo, kino
______
-ce мужчины м.род. správce, soudce
женск.род restaurace, vesnice
-í мужч. м. род. vedoucí, vrchní, krejčí
женщины ж.род účetní, přůvodčí
остальн. ср.род. září, nádraží
___________________________
-ý мужск.род vratný
-á женск.род příbuzná, kopaná
-é средн.род vstupné, nájemné
___________________________
всегда всегда м.род roh, hoch, prach, rok, oběd
твёрдый student, svět, pán
согласн. кроме: čtvrt, smrt, nit - femininum
___________________________
-st ж.род radost, starost, kost
кроме: host, most, prst - maskulinum
Род существительных нельзя определить по окончанию, если существительное заканчивается:
а) всегда на мягкий согласный (обозначение мужчин всегда выражается существительными мужского рода)
holič, listonoš, otec, zloděj
б) на двойной согласный (обозначение мужчин всегда выра- жается существительными мужского рода )
šef, přítel, astronom, особенно если есть буквыp, b, v, f :
sloup, kov, telegraf,
Существительные могут быть одушевлёнными (životná substanti-va) и неодушевлёнными (neživotná substantiva).Существительные муж-ского рода, обозначающие отдельных лиц и животных - одушевлён-ные, обозначающие неживые вещи и группы лиц и животных - неоду-шевлённые. Различия определяются в формах именительного и да-тельного падежей. Как одушевлённые могут выступать некоторые су-ществительные мужского рода, обозначающие технические средства и специальные выражения на- ec, -tel : dělitel, násobitel.
К одушевлённым относятся существительные мужского рода, обозначающие художественные произведения по лицам:
Čtu Hamleta. Mám Picassa.
Основа существительного (корень) определяется, заканчивается ли слово на твёрдый или мягкий согласный. Существительное жен-ского рода с основой на согласный всегда имеет мягкую основу (ко-рень).
СИСТЕМА ПАДЕЖЕЙ.
В чешском языке семь падежей. Они обозначаются латинскими названиями или числительными.
První pád Nominativ kdo? co? Им.падеж
Druhý pád Genitiv koho? čeho? Род.падеж
Třetí pád Dativ komu? čemu? Дат.падеж
Čtvrtý pád Akuzativ koho? co? Вин.падеж
Pátý pád Vokativ Звательный падеж
Šestý pád Lokál o kom? o čem? Предл. пад.
Sedmý pád Instrumentál kým? čím? Творит.падеж
Часто чехи обозначают падежи порядковыми номерами: 1, 2, 3....
Вопросительные предложения начинаются с вопросительных слов :
Kdo? Кто? Co? Что? Koho? Кого? Čeho? Чего? Komu? Кому?
Čemu? Чему? O kom? О ком? O čem? О чём? Kým? Кем? Čím? Чем?
Практически все падежи соответствуют русским, за исключени-ем того, что творительный падеж (Instrumental) и предложный (Lokál) поменялись местами. Сохранился звательный падеж, употреблявший-ся в старославянском языке. Его редкие формы мы встречаем в современных словах - Боже! Отче!
Определите разновидность (тип) следующих слов:
kůň, les, basista, kolej, cvičení, žaba, otec, profesor, soutěž, liják, Petr, mléko, drahý, Krkonoše, labuť, postel, přitekyně, hora, počitač, maturita, sourozenec, koleno, moudrost, pepř, nevěsta, prah, myš, restaurace
УРОК 5
1.Глагол-связка být
В чешском языке есть глагол-связка, который употребляется в тех случаях, когда нет основного глагола (сравните со вспомогательными глаголами в английском или немецком языках). Это глагол být (быть).
1.jájsem 1.myjsme
2.ty jsi 2.vyjste
3.on, ona, onoje 3.oni, ony, onejsou
To jsem já. Это я. Je doma? Он дома?
Jsme z Minska. Мы из Минска. Vy jste Olga? Вы Ольга?
Jsou v parku. Они в парке.
Отрицательная форма глагола:
1. nejsem 1. nejsme Nejsem doma. Nejsme z Prahy.
2. nejsi 2. nejste Nejsi student. Nejste tady.
3. není 3. nejsou To není dívka. To nejsou studenti.
Глаголbýt часто заменяет местоимение. Сравните:
Kdo jsi? Кто ты? Jste doma? Вы дома? Nejsem Petr. Я не Пётр. Jsou studenti.Они студенты.
В конструкциях Kdo to je? (ктоэто)” и Co to je? (что это) всегда присутствуют указательные местоимения:
Ten, tento = tenhle, jeden Этот, тот, один
Ta, tato = tahle, jedna Эта, та, одна
To, toto = tohle, jedno Это, то, одно
Составьте предложения, употребляя данные слова, указательные местоимения и вспомогательный глагол:
muž мужчина, student студент, otec отец, kluk мальчик, člověk человек, pokoj комната, les лес, žena женщина, matka мать, sestra сестра, dívka девушка, kočka кошка, kniha книга, ditě ребёнок , auto машина, město город, kino кино, pole поле
To je................ To je ..................... To není................ To není.................
Личные местоимения
můj , tvůj, svůj мой, твой, свой
moje (má), tvoje (tvá), svoje (svá) моя, твоя, своя
moje (mé), tvoje (tvé), svoje (své) моё, твоё, своё
jeho, jeji, moji, jejích его, её, мои, их
náš, váš, naše, vaše, naše, vaše наш, ваш, наша, ваша, наше, ваше
Ten můž je můj otec. Tenhle kluk není tvůj syn. Ten kluk je jeho syn. Tato žena je mámatka. Tahle dívka je tvá sestra. Ta žena je její sousedka. Toto dítě je jejích syn. Ta kniha jejeji. To je jeho pes. To není kino. Kdo jste?
To nejsou naše knihy.
Вставьте нужные по смыслу слова:
Já jsem ..................... Nejsem..................... Vy jste.........................
Já jsem...................... Nejsi.......................... Kdo............................
To je......................... To není...................... Kde............................
To jsou...................... To nejsou.................. Co..............................
Tento pes je můj. Tato žena je má matka. Můj otec a má matka jsou moji rodiče. Tento chlapec je můj bratr. Tahle dívka je jeho sestra. To je má sou-sedka. To je můj kamarád.
Как правило, в данной конструкции употребляется именитель-ный падеж существительных.
3. ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ - NOMINATIV
M Ten můj dobrý soused Этот мой хороший сосед
Ten tvůj starý otec Этот твой старый отец
Ten náš nový učitel Этот наш новый учитель
Ten náš starý předseda Этот наш старый председатель
Ten letní den Этот летний день
Ten moderní pokoj Эта современная комната
F Ta má dobrá sestra Эта моя хорошая сестра
Ta tvá nová kniha Эта твоя новая книга
Ta vaše moderní restaurace Этот ваш современный ресторан
Ta veselá píseň Эта весёлая песня
Ta jeho lidová moudrost Эта его народная мудрость
N To moje hezké auto Эта моя красивая машина
Toto tvoje velké hřiště Эта твоя большая игровая площадка
To naše nové cvičení Это наше новое упражнение
Переведите:
Это собака? Нет, это не собака, это кошка. .....................................................................................................................
Это машина? Да, это моя машина.
....................................................................................................................
Та девушка -- ваша сестра? Она не ваша соседка?
.....................................................................................................................
Тот мужчина -- мой брат. Это не мой отец.
.....................................................................................................................
Тот ребёнок -- их сын? Эта книга - ваша?
.....................................................................................................................
Вы дома? Их нет дома. Я-- женщина.
.....................................................................................................................
Это не девушка, это мальчик. Вы - моя мать?
.....................................................................................................................
Кто твоя сестра?.........................................................................................
Твоя мать дома?........................................................................................
.
4. Jak se jmenuješ? Как тебя зовут?
jmenovat se зваться, именоваться
1. já jmenuji se 1. my jmenujeme se
2. ty jmenuješ se 2. vy jmenujete se
3. on, ona jmenuje se 3. oni, ony jmenují se
Má sestra jmenuje se Dana. Tvá matka jmenuje se Zlata?
Jak se jmenuje tvůj bratr? Jak se jmenuje tvůj otec? Jak se jmenujete?
Прилагательные в чешском языке также имеют категорию рода. Прилагательные с твёрдой основой имеют следующие окончания:
Jakýкакой jaká какая jaké какое
dobrý добрый, zlý плохой, dobrý хороший, špatný плохой, velký большой, malý маленький, hezký красивый , ošklivý ужасный, starý старый,
mladý молодой, veselý весёлый, smutný грустный, nový новый,
zdravý здоровый, nemocný больной, štíhlý стройный, tlustý толстый, svobodný холостой, ženatý женатый, sympatický симпатичный, vysoký высокий, nizký низкий,
Прилагательные с мягкой основой имеют следующие формы:
moderní - современный, moderní- современная, moderní - современное
Cvičení:
1. Образуйте от указанных на предыдущей странице прилагательных формы женского и среднего рода, прибавляя нужные окончания.Составьте предложения с данными прилагательными. Например : Ta mladá dívka je nemocná. Ten inteligentní muž je svobodný.
2. Ответьте:
Jaká je tvá dívka? Jaké je tohle dítě? Jaké je pole? Jake je tvoje auto? Jaká je tvá sestra? Jaký je tvůj nový soused? Jaký je jeho bratr? Jak se jmenuješ?
Jak se jmenuje tvá sousedka? Jak se jmenuje toto město?
Текст 1. Прочитайте текст, переведите на русский язык.
KDO TO JE ?
1. A. Kdo to je?
B. To je pán Pokorný, a tahle paní je paní Pokorná.
A. A kdo je ta hezká dívka?
B. Tato hezká mladá dívka je paní Vondráčková.
2. A. Ten pán je pán Vondráček?
B. Ano, to je pán Jozef Vondráček.
3. A. Jaký je pán Pokorný?
B. Pán Pokorný je moc vysoký a hezký.
A. A jaký je pán Vondráček?
B. Je starý a ošklivý.
4. A. Je paní Pokorná mladá a hezká?
B. Ano, je moc hezká.
A. Jak se jmenuje paní Pokorná?
B. Jmenuje se Jana.
5. A. Jak se jmenuje pán Pokorný? Honza?
B. Ne, nejmenuje se Honza, jmenuje se Pavel.
A. A kdo to je? To je jejích dítě?
B. Ano, to je jejích syn Miloš. Je ještě malý.
A. Je hodný?
B. Ano, je moc hodný a veselý. A tato hezka holčička je jejích dcera, jmenuje se Šárka.
6. A. Jak se jmenujete?
B. Jmenujuse Tomáš. A jak se jmenujete vy? A. Ja se jmenuju Marcela.
B. Těší mě.
Text 2.
RODINA
Petr Horák je manžel Markety Horákové. Paní Horáková je manželka pána Horáka. Petr a Marketa jsou manžele. Mají tři děti. Jejich děti se jme-nují Vášek, Honza a Jítka. Jsou sourozenci. Honza je bratr Váška a Jítky. Jítka je sestra Honzy a Váška. Jejich matka se jmenuje Marketa. Otec Váš- ka, Honzy a Jítky se jmenuje Petr. Manžele Horákovi mají dědečka a ba-bičku. Jsou to rodiče otce.
Запомните:
Приветствие : Dobrý den! Dobré ráno! Dobrý večer!
Ahoj! Nazdar!
Прощание: Na shledanou! Čau! Uvidime se zítra!
— Dobrý den! — Vy jste studentka?
—Dobrý den! — Ne, nejsem studentka, jsem profesorka.
— Jak se jmenujete? — Uvidime se zítra?
— Jmenuji se Jírina. — Ano, na shledanou!
Чешские фамилии.