Порядок взыскания налогов (сборов)

В качестве основной формы исполнения обязанности по уплате налога (сбора) НК РФ предусматривается добровольная уплата налога (сбора), а в случае неисполнения или ненадлежащего (несвоевременного) исполнения указанной обязанности НК РФ допускается и принудительное исполнение установленной обязанности.

В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Согласно ст.70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено НК РФ. Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование должно содержать, в том числе сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования. Следует обращать внимание, что в этом случае в требовании указывается задолженность по налогу, которая образовалась в результате неуплаты налога в срок, установленный актом законодательства о налогах и сборах о данном налоге.

Кодекс предусмотрел обязательность соблюдения специального порядка урегулирования спора (подпункт 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ). Арбитражный процессуальный кодекс РФ (Федеральный закон от 24.07.2002 N 95-ФЗ) содержит главу 26, посвященную рассмотрению дел о взыскании обязательных платежей и санкций. Согласно статье 213 Арбитражного процессуального кодекса РФ заявление о взыскании обязательных платежей подается в арбитражный суд, если не исполнено требование об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

Пункт 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса РФ предусматривает, что при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

Приказом МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465 "О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности" утверждена новая форма требования об уплате налога, направляемая организации и физическому лицу.

Несоответствие требования положениям статьи 69 НК РФ может повлечь нарушение прав налогоплательщиков. Например, отсутствие сведений о периоде образования недоимки не позволяет проверить обоснованность начисления пеней, проверить своевременность направления требования налоговыми органами.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено Кодексом (часть первая статьи 70 Кодекса). Приказом МНС России от 02.04.2003 N БГ-3-29/159 "Об утверждении Порядка направления требования об уплате налога, вынесения решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках и решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика сборов) или налогового агента в банке" налоговым органам предписано направлять требования об уплате налога не позднее 15 дней после наступления срока уплаты налога.

Срок для исполнения требования НК РФ не установлен. Право определения в требовании срока исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате недоимки предоставлено налоговым органам.

НК РФ не содержит нормы, обязывающей МНС России при утверждении формы требования устанавливать единый срок его исполнения. Приказ МНС России от 02.04.2003 N БГ-3-29/159 в централизованном порядке ограничил срок исполнения требования временными рамками в 10 календарных дней, в пределах которых налоговые органы будут определять конкретный срок добровольной уплаты задолженности по налогу.

Подобная мера позволит избежать подмены установления срока для исполнения требования фактическим изменением срока уплаты налога в форме отсрочки.

Вместе с тем, нельзя не отметить, что десятидневный срок не позволит учесть особенности хозяйственной деятельности отдельных категорий добросовестных налогоплательщиков, которые в силу объективных обстоятельств не смогут в десятидневный срок погасить задолженность. При этом установление налоговым органом более длительного срока исполнения требования нуждается в согласовании с центральным аппаратом налоговой службы.

Согласно пункту 4 статьи 69 НК РФ требование должно содержать сведения о мерах по взысканию налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Неисполнение требования влечет применение принудительных мер, первой из которых является обращение взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банке.

НК РФ не допускает применения принудительных мер взыскания до истечения срока, указанного в требовании. При возникновении необходимости принятия мер по взысканию до истечения срока, указанного в требовании, налоговый орган должен обратиться в суд с иском о взыскании недоимки и пени.

Кроме того, в соответствии со статьей 71 НК РФ налоговый орган обязан направить налогоплательщику уточненное требование, если обязанность по уплате налога изменилась после направления первоначального требования об уплате налога и сбора. Ранее направленное требование отзывается.

Если срок направления требования не пропущен, то оно направляется налоговым органом в соответствии с частью первой статьи 70 НК РФ.

При пропуске такого срока, налоговым органам рекомендовано направлять требование в соответствии с частью второй статьи 70 НК РФ - не позднее десяти дней с даты вынесения решения по результатам налоговой проверки. Тем самым, проведение налоговой проверки, в том числе повторной проверки, в данных случаях выступает специальным способом обеспечения внесудебного порядка взыскания задолженности.

Требование, направленное с нарушением сроков, может быть признано недействительным по жалобе налогоплательщика в порядке главы 19 НК РФ.

Взыскание налога и пени с организаций (налогоплательщика или налогового агента), в том числе и за счет имущества, производится в бесспорном порядке (статьи 46-47 НК РФ).

В соответствии со статьей 46 НК РФ в случае неуплаты в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика или налогового агента на счетах в банках. Взыскание налога осуществляется по решению налогового органа о взыскании.

Форма решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств налогоплательщика (плательщика сборов) - организации или налогового агента - организации на счетах в банках приведена в приложении N 1 к Приказу МНС России от 29.08.2002 N БГ-3-29/465.

Пункт 3 статьи 46 НК РФ устанавливает срок для принятия налоговым органом такого решения - не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Приказ МНС России от 02.04.2003 N БГ-3-29/159 ограничивает срок принятия решения о взыскании 30 днями.

Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика не позднее 5 дней после его вынесения.

Собственно взыскание налога осуществляется путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, инкассового поручения на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Следует отметить, что НК РФ не установлена обязанность налогового органа направлять в банк одновременно с инкассовым поручением решение о взыскании. Банк не имеет возможности контролировать соблюдение налоговым органом сроков вынесения решения. Такая возможность имеется только у налогоплательщика.

Решение о взыскании, которое принято после истечения срока, указанного в пункте 3 статьи 46 НК РФ, считается недействительным и исполнению не подлежит.

В данном случае налоговый орган лишается права на внесудебный порядок взыскания налога и пени с налогоплательщика - организации. Кроме того, поскольку само по себе неоспаривание налогоплательщиком требования налогового органа об уплате недоимки не расценивается как его согласие с предъявленным требованием, поданный в суд иск подлежит рассмотрению по существу.

В НК РФ отсутствуют положения о сроках обращения в этом случае налогового органа в суд с иском. В отношении подобного срока существовали три толкования:

три года (по аналогии со сроком исковой давности, установленным гражданским законодательством - статья 196 Гражданского кодекса РФ). В пользу такого срока указывает и установленный статьей 78 Кодекса срок возврата излишне уплаченных сумм налога;

бессрочный - до прекращения обязанности по основаниям, предусмотренным законодательством о налогах и сборах (исходя из конституционной обязанности каждого платить налоги - статья 57 Конституции РФ);

шесть месяцев. При неисполнении физическим лицом обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке и наличных денежных средств. Суммы, подлежащие уплате налогоплательщиком - физическим лицом, указываются в требовании об уплате налога. Исковое заявление о взыскании налога может быть подано налоговым органом лишь в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 48 Кодекса). Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.01 N 5 распространило на организации положения о сроках взыскания недоимки с физических лиц.

Таким образом, исковое заявление о взыскании налога как с организаций и физических лиц может быть подано налоговым органом лишь в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога (пункт 3 статьи 48 Кодекса, Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.01 N 5).

Отсутствие ясности в этом принципиальном вопросе - существенный недостаток НК РФ.

Пропуск налоговым органом срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления шестимесячного пресекательного срока на принудительное взыскание налога и пеней.

Срок совершения последующих действий должен исчисляться со дня окончания срока направления требования, установленного Кодексом, и срока исполнения требования, указанного в направленном требовании.

Сам по себе пропуск срока направления требования или пропуск срока проведения проверки не препятствует принятию мер по принудительному взысканию, если совершение следующего действия (например, обращение в суд) укладывается в установленный НК РФ срок (информационное письмо Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации).

Решение о взыскании за счет имущества налогоплательщика принимается налоговым органом в тридцатидневный срок с даты направления инкассового поручения в банк (срок может быть увеличен до 90 дней). Отметим, что НК РФ не устанавливает срок принятия налоговым органом решения о взыскании налога за счет имущества. Вышеназванные сроки закреплены приказом МНС России от 02.04.2003 N БГ-3-29/159.

Такое решение принимается при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах в банках. В случае отсутствия информации о счетах налогоплательщика налоговый орган сразу может принять решение о взыскании налога за счет имущества.

НК РФ не содержит нормы об обязанности налогового органа уведомлять налогоплательщика о принятом в отношении него решении о взыскании налога за счет имущества. Однако статья 47 НК РФ устанавливает срок направления соответствующего постановления о взыскании налога за счет имущества судебному приставу - исполнителю (три дня). Указанное постановление должно содержать в том числе дату принятия и номер решения руководителя налогового органа о взыскании. Последствия нарушения данного срока определяет не Кодекс, а Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (возвращение исполнительного документа взыскателю).

До 1 января 1999 г. бесспорный порядок взыскания недоимок по налогам с юридических лиц производился в силу статьи 24 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" в течение шести лет с момента образования указанных недоимок, а срок исковой давности взыскания налогов с физических лиц составлял три года.

Наши рекомендации