Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ. Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
В той тишине как (бы) медле(н, нн)о тронулась с места божестве(н, нн)ая воздушная колесница со св…ркающими ободами и спицами и пок…тилась по (н…)зримым волнам за пр…делы зала ост…вляя за собой долго (не)стихающий всякий раз вновь возр…ждающийся из (не)исч…рпаемых запасов духа торжестве(н, нн) и ликующий след гол…сов.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС
ВАРИАНТ № 58
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Ворожея, духовник, закупорить, ракушки, паралич.
2. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:[ЧН] или [ШН]?
Прачечная, сливочный, конечно, яичница, табачный.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
4. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Работа конференции лимитируется; предлагаем пролонгировать договор; автобус, направляющийся для шопинга в Турцию; без «паблисити нет просперити»; интуиция подсказывала решение.
5. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. Это свойство свойственно всем писателям. 2. Питательная маска подпитывает кожу. 3. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке.
6. Составьте предложения с данными синонимами.
Величественный, величавый, грандиозный, помпезный, державный, царственный.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Он бьется как рыба в воде. 2. Вопрос с топливом сложный и просто забросать шапками его нельзя. 3. Старушка, видимо, устала, она шла медленно на одном дыхании.
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Драконовы методы. 2. Лебединая песня. 3. Между Сциллой и Харибдой.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый)какао – теплое какао.
(Широкий) авеню, (понятливый) шимпанзе, (золотой) пенсне, (крутогорбый) зебу, быстрый (попурри).
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Цапля, кочерга, простыня, солдат, пролетарий.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
С 6, о 22, перед 134, до 1972.
Задание № 5. СИНТАКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Составьте словосочетания, правильно используя связи слов.
Образец: Упрекать (бездеятельность) –упрекатьв бездеятельности.
Приплыть, добраться, достичь (берег); препятствовать, тормозить (движение).
2. Замените придаточные предложения причастными оборотами.
1. В одном из залов ресторана, который был недавно отремонтирован, возник пожар. 2. Письма, которые поступают в редакцию, внимательно изучаются. 3. Работа, которая была выполнена в короткий срок, вызвала критику экспертов.
Задание № 6. НОРМЫ ПРАВОПИСАНИЯ.
Вставьте буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.
Слушатели были покоре(н, нн)ы зач…рова(н, нн)ы повергнуты в раздумья каждому представился самому по себе (в) одиночку пр…мкнуть к тому что веками сл…галось в трагических заблуждениях и оз…рениях разума веч(?)но ищущего себя (во)вне и в (то)же время (в)месте (со)всеми ко(л, лл)ективно воспр…нять Слово уд…сят…ряющее силу пения от сопр…час…ности к нему множ…ства душ… .
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО КУРСУ
«РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
Для студентов-заочников всех специальностей и студентов МИППС
ВАРИАНТ № 59
Задание № 1. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
3. Расставьте ударения в словах. Укажите возможные варианты.
Без умолку, аналог, асимметрия, тортов, о возрастах.
4. Укажите, какими звуками обозначается сочетание ЧН:[ЧН] или [ШН]?
Скучно, подсолнечный, Саввична, друг сердечный, нечто.
Задание № 2. ЛЕКСИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
7. Произведите синонимические замены иностранных слов.
Арьергард, бестселлер, визави, дегустация, инспирировать.
8. Устраните речевую избыточность и тавтологию.
1. Территориальные образования в недавнем прошлом не просто игнорировались, а вообще не принимались во внимание. 2. К тому же право подписи под документом – исключительная прерогатива перфекта, что исключает возможность сделки. 3. Реформа ведется при одновременном сосуществовании старых и новых структур управления.
9. Составьте словосочетания с паронимами.
Комический – комичный, явный – явственный, злой – злостный, понятный – понятливый.
Задание № 3. ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА.
1. Исправьте ошибки, связанные с употреблением фразеологизмов.
1. Вот и попал как кур во щи. 2. Он любил петь под чужую дудку. 3. Этот человек съел собаку в своем деле.
2. Объясните смысл образных выражений.
1. Дамоклов меч. 2. Двуликий Янус. 3. Львиная доля.
Задание № 4. МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ.
1. Определите род существительных и составьте с ними словосочетания (используйте слова из скобок).
Образец: (теплый)какао – теплое какао.
(Принципиальный) пари, (говорящий) какаду, (целебный) алоэ, (свежий) интервью, (экзотический) Дели.
2. Образуйте от данных существительных форму родительного падежа множественного числа.
Болотце, плечико, западня, баня, солдат.
3. Напишите цифры прописью, составьте с ними предложения.
С 11, перед 373, взамен 2479, над 22.