Методика обучения иноязычной грамматике в средней школе
Грамм. структура обобщенное обозначение инвариантных особенностей грамматического явления. Речевой образец реч. ед-ца, предст. собой ситуативную и комм-ную реализацию грамм. стр-ры в речи. Структурная группа набор функц. трансформаций исходной стр-ры, включ., помимо утв. и отр. стр-р, вопросы всех типов и ответы на них.
Сущ-т несколько подходов к обучению грамматике: Структурный подход предусматривает исп-е грам. стр-р в кач-ве единиц обучения. Функциональный подход означает овладение значением и употреблением грам. явлений (стр-р) в зависимости от сфер и ситуаций, типов реч. актов (просьба, согласие, возражение) и синтаксического контекста. Структурно-функц-й подход предусматривает соотнесение в процессе обучения грам-ке синтаксич. стр-ры предл-я с выражаемым ею логико-семантич. сод-ем. Комм. подход предполагает исп-е изучаемого грам.
мат-ла с самых нач. стадий обучения в естественных для общения целях и ф-циях или максимально приближенных к ним.
Этапы в работе над грам. мат-лом: В пед-ке сущ-т дедукт. и индукт. способ введения нового мат-ла (при функц.-структ. подходе индукт. способ). Грам. навык систем. действие по выбору модели адекв. реч. задачи в данной ситуации, прав. оформ-ю реч. ед-цы любого уровня. Навык состоит из выбора стр-ры, оформл-е реч. ед-ц, кот. заполн-ся модель в соотв-ии с нормами языка.
1.введение грам. стр-ры: воспр-е грам. стр-ры в речи в типичн. для функции данной грам. структ. реч. образца (упр-я на семантизацию).
2.тренировка (автомат-я) грам. стр-ры: стадия форм-я и сов-я грам. навыков (осознание ф-ции и формы): имитация (фонет. отработка, воспр-е с реч. задачей), подстановочные, трансформационные, репродукция пред-т самост продукт (4-5 фраз в связи с ситуацией с исп-ем этой стр-ры).
3.применение (активизация) грам. стр-р в речи, в новых реч. сит-ях (в монолог., диалог. речи, в творч. письме).
4 этапа работы над грам. стороной говорения: 1.подготовительный (показ и объяснение); 2.элементарный (механ. упр-я в подстановке, кот. должны обеспечить автомат-ю отдельных действий); 3.совмещающий, где новое грам. ср-во соч-ся или перемежается с др. ср-ми; 4.систематиз. обобщение.
Обучать грам-ке ИЯ форм-ть специфичные для данного языка грам. мех-змы так, чтобы у обуч-х одновременно склад-сь опр. грам. навыки и умения. Общие требования к владению грамм. стороной речи: 1.уч-ся должны быть в состоянии грамм. правильно оформлять свои устно-реч. высказ-я, концентрируя при этом осн. внимание на его сод-и; 2.должны уметь распознавать грамм. явления при чтении и ауд-и, направляя свое осн. внимание на извлечение содерж. инф-ии.
В сод-е обучения грамм. стороне входят сатер. формы языка: суффиксы, префиксы, целостн. формы, знания о них зафиксиров. в грамм. категориях, в правилах обуч.и употр-я этих форм, а также конкр. действ. по грамм. оформлению речи.
Принципы: 1. принцип суггетивности (комм. напр-ть обуч-я); 2.учет первичности слухо-моторных связей; 3.принцип ситуативности; 4.принцип функц-ти (в процессе обуч-я преодолевается разрыв между парадигматикой и прагматикой языка); 5.принцип системности.
В целом исп-е приемов обучения грамм. стороне речи основано: опора на образец, на действия по анализ-ю; опора на сознат-ть, учет важности соч-я сознат-ти с бессознат.; стимулирование речемысл. активности и самост-ти уч-ся;опора на принципы наглядности, прочности, доступности, систем-ти.
Работа над активным грамм. минимумом:
Активный грамм. минимум грамм. явления, кот. уч-ся должны употреблять в процессе говорения и письменной речи. Речевой грамм. навык автоматизированное действие по выбору грамм. явления, адекватного речевой задаче в данной ситуации, и правильному оформлению речевого высказывания.
Осмысление грамм. явления может происходить дедуктивно или индуктивно, т.е. учащимся сразу же после приведения текста может быть дано правило, и они будут искать в тексте конкр. материал для его подтверждения (дедукция); или на основе анализа текста при помощи наводящих вопросов вывести правило (индукция). Дальнейшее усвоение происходит в ходе выполнения тренировочных упр-й, целью кот. является форм-е у уч-ся гибких навыков. Тренировка является ответственным этапом в усвоении грамм. материала: в нем неизбежно сочетаются формальные упр-я, направленные на создание стереотипов формы, с условно-речевыми, приближающими уч-ся к выражению собственных мыслей в связи с опр. задачами общения. Без опр. кол-ва формальных упр-й, направленных на запоминание формы и ее стереотипизацию, невозможно обойтись при формировании грамм. навыка. Но формальные упр-я д.б. подчинены упр-ям с речевой установкой. В методике приняты следующие основные типы упр-й:
1.Упр-я в имитативном воспроизведении грамм. явлений; осущ-ся на основе образца в громкой речи уч-ся. Имитация может осущ-ся на слух или на основе печатной опоры (подстановочные таблицы). В имитативные упр-я имеет смысл включать ценный в содержательном отношении материал: пословицы, афоризмы, шутки, а также
фрагменты возможных будущих высказываний уч-ся. Упр-я должны проводиться в быстром темпе и не занимать много времени на уроке.
2.Упр-я в видоизменении грамм. явлений; здесь происходит усвоение всего многообразия форм. Цель расчленение и преобразование материала; аналитическая стадия. Подстановочные таблицы, при помощи кот. совершаются самые разнообр. трансформации вокруг основного костяка. Упр-я в восстановлении и дополнении
соответствующей формы (по возм-ти носят ком. х-р). Разговор втроем
3.Упр-я в комбинировании грамм. явлений для выражения мыслей в устной речи; здесь метод тренировки смыкается фактически с методом применения усвоенного грамм. материала в речи ). Чтобы развить у уч-ся способность, необходимую для связной осмысленной речи, кот. сможет служить комм. целям, нужно провести их через упр-я в комбинировании грамм. явлений. Для этого задаются соотв. ситуации,
кот. следует снабжать опорами грамм. х-ра. Эти опоры могут быть разной степени развернутости, начиная от конкретных и подробных до намека в виде схемы, шифра.
Обучение рецептивной грамматике:
Упр-я в овладении рец. грам-кой, лежащей в основе обучения чтению на старшем этапе, имеют целью форм-е навыков узнавания формы, соотнесение ее со значением и на этой основе проникновение в смысл читаемого. Объем рецептивной грам-ки невелик в каждом языке. Рец. грам-ка усваивается на основе тех же методов, что и
активная: ознакомления, тренировки и применения Рецептивный грамм. минимум грамм. явления, кот. уч-ся должны понимать на слух и при чтении.
Рецептивный грамм. навык это автоматизированное действие по узнаванию и пониманию морфологических форм и синтаксических конструкций в письменном и устном тексте.
Схема последовательности учеб. действий учителя и уч-ся по овладению рецептивными грамм. навыками:
1 этап. Ознакомление с новым грамм. явлением.
1) Установка на восприятие речевого образца, содержащего новое грамм. явление, с целью его осмысления; 2) Предъявление нового грамм. явления в письменном или устном контексте в последовательности от введения формообразующих признаков к раскрытию его значения; 3) Определение учащимися значения и формы нового грамм. явления на основе анализа нескольких контекстов (найдите в тексте предл-я с новыми грамм. явлениями; прочитайте пары предл-й и установите, в чем их различие; прочитайте предл-я и определите значение (ф-цию) данного грамм. явления); 4) Формулировка правила, включающего указания на формальные и смысловые признаки грамм. явления и его эквивалент в родном языке уч-ся (на основе таблиц (правила-инструкции) определите формальные признаки нового грамм. явления; переведите предл-я на родной язык; приведите все возможные способы оформления данной мысли на родном языке).
2 этап. Тренировка грамм. явления в чтении и аудировании.
5) Чтение предл-й (микротекстов) уч-ся и их анализ с целью усвоения дифференциальных признаков изучаемой грамм. стр-ры (найдите в тексте изучаемую конструкцию; объясните употребление данной грамм. формы; выпишите из текста все грамм. формы + и определтите их ф-цию; подчеркните форму); 6) Подстановка новых
ЛЕ в грамматическую конструкцию (устно и письменно) (составьте предл-я, используя подстановочную таблицу; заполните пропуски); 7) Трансформация грамм. конструкций (замена, сокращение, расширение, перифраз).
3 этап. Применение грамм. явлений в чтении и аудировании. 8) Прослушивание аудиотекста, включающего данное грамм. явление, контроль его понимания учащимися с последующим обсуждением затронутой в тексте проблемы; 9) Чтение уч-ся микротекстов с новым грамм. явлением и контроль понимания прочитанного (прочитайте текст и выборочно переведите его; найдите ключевые предл-я).
Сущ-т 2 способа систематизации грамм. иатериала, кот. условно называют чисто грамматическим и лексико-грамматическим . Чисто грамм. способ это восстановление грамм. парадигм путем упорядочения приобретенного речевого опыта ( контурные карты ). Лексико-грамм. систематизация может проводиться постоянно. Ее суть закл-ся в следующем: каждая новая порция слов, кот. усваиваются уч-ся в поступательно развертывающемся процессе обучения, предоставляет возможность для упрочения грамм. зак-тей.