Перспективы и последствия вступления Республики Беларусь в ВТО
Эффективная интеграция Республики Беларусь в мировую экономику невозможна без участия в многосторонней торговой системе Всемирной торговой организации (ВТО). Сегодня все без исключения страны мира реализуют свою торговую политику через призму правил ВТО.
ВТО – преемница Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ). Свою деятельность ведет с начала 1995 года. Всемирная торговая организация – главный международный регулятор мировой торговлии. Она осуществляет надзор за многосторонней торговой системой, поддерживает торговые потоки путем стимулирования недискриминационной, прогнозируемой торговой политики в странах – членах ВТО, ликвидирует торговые барьеры с помощью проведения многосторонних переговоров, создает беспристрастные процедуры решения торговых конфликтов между странами-членами.
Главной целью ВТО является либерализация международной торговли, устранение дискриминационных препятствий на пути потоков товаров и услуг, свободный доступ к национальным рынкам и источникам сырья. Достижение этой цели обеспечит укрепление мировой экономики, рост инвестиций, расширение торговых связей, повышение уровня занятости и доходов во всем мире. Задачи ВТО:
· надзор за состоянием мировой торговли и предоставление консультаций по вопросам управления в области международной торговли;
· обеспечение механизмов урегулирования международных торговых споров;
· разработка и принятие мировых стандартов торговли;
· надзор за торговой политикой стран;
· обсуждение неотложных проблем международной торговли.
Главные принципы международной торговой системы, выделяемые ВТО:
· не дискриминация;
· свободная торговля;
· предсказуемость;
· справедливая конкуренция;
· содействие развитию и экономическим реформам.
Недискриминационная торговля осуществляется на основе положений режима наибольшего благоприятствования (РНБ), который является приоритетным в соглашениях ГАТТ, ГАТС, ТРИПС, и национального режима, дополняющего РНБ.
Принцип свободной торговли предусматривает проведение раундов многосторонних торговых переговоров, направленных на ликвидацию существующих торговых барьеров и создание условий для свободной торговли. Защита национальной промышленности должна осуществляться с помощью тарифов, ставки которых снижаются (в настоящее время средний их уровень составляет около 5% от стоимости товара). Применение количественных ограничений за исключением немногих ситуаций (трудности с платежным балансом, сфера сельского хозяйства) запрещается.
Принцип предсказуемости развития международной торговли требует, чтобы тарифные ставки были снижены и связаны, для избегания последующего повышения. Предсказуемости развития торговых процессов содействует также требование прозрачности национальной торговой политики, что достигается путем информирования ВТО о применении правительством определенных инструментов торговой политики и размещением законодательных и нормативных актов по торговой политике в средствах массовой информации.
Принцип справедливой конкуренции пронизывает всю совокупность соглашений ВТО. В широком смысле «конкурентная политика» охватывает любую политику, связанную с конкуренцией на рынке, включая торговую, регуляторную, правительственную политику по ограничению недобросовестной конкуренции государственных и частных предприятий.
Главной целью национальных конкурентных законодательств стран является сохранение и содействие конкуренции как средства обеспечения эффективного размещения ресурсов, следствием чего будет наивысшее качество, самые низкие цены и адекватное предложение на спрос потребителей.
Реализация принципа содействия развитию и экономическим реформам достигается путем создания условий для использования правительствами стран-членов потенциальных преимуществ участия в международной торговле. Использование преимуществ РНБ, системы решения торговых споров стимулирует расширение экспортной деятельности, что, в свою очередь, способствует проведению экономических реформ, следствием которых является экономическое развитие стран.
ВТО – это, с одной стороны, организация, а, с другой – совокупность международно-правовых документов, многосторонних торговых договоров, определяющих права и обязанности стран – членов в сфере международной торговли и формирования национальных торговых политик.
Система ВТО состоит из таких многосторонних соглашений: Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ 1994) и связанные с ним соглашения; Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС); Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
В практике регулирования международной торговли существуют четыре основных правила, установленных ГАТТ.
Первое правило: защита национальной промышленности осуществляется только с помощью тарифов.
Несмотря на то, что ГАТТ направлено на постепенную либерализацию торговли, в нем определено, что страны могут быть вынуждены защищать национальное производство от иностранной конкуренции. Однако ГАТТ требует, чтобы защита осуществлялась с помощью тарифов. Применение количественных ограничений (импортных квот, лицензий) запрещается.
Второе правило: тарифные ставки должны быть снижены, чтобы избежать последующего повышения.
От стран требуется, чтобы тарифы и другие меры, используемые с целью защиты внутреннего рынка, были снижены, а там, где можно, – отменены путем проведения многосторонних торговых переговоров. В результате торговых переговоров страны-члены ВТО договариваются открыть свои внутренние рынки для иностранных товаров и «связывают» себя соответствующими обязательствами.
Прогрессивное снижение ставок тарифов в результате принятых обязательств торговых партнеров является одним из основных путей достижения свободного доступа на рынок. Это способствует подъему уровня стабильности системы международной торговли и обеспечивает предсказуемость, прогнозируемость возможностей и условий доступа на рынок заинтересованных сторон.
Третье правило: торговля на основании положений режима наибольшего благоприятствования (РНБ).
Суть положений этого режима сводится к тому, что торговля не должна быть дискриминационной. РНБ – условие, закрепленное в международных торговых договорах, предусматривающих предоставление договаривающимися сторонами друг другу всех прав, преимуществ и льгот, которыми пользуется и (или) будет пользоваться любое третье государство. Обязательства о предоставлении РНБ не ограничиваются только тарифами. Они касаются также:
· любых сборов, связанных с импортом или экспортом;
· методики применения тарифов, сборов;
· правил проведения экспортных или импортных операций;
· внутренних налогов и сборов на импортные товары, а также законов, постановлений и требований, влияющих на их продажу;
· применения количественных ограничений (например, распределение квот между странами-поставщиками на недискриминационной основе), где такие ограничения разрешаются.
Четвертое правило: торговля на основе положений национального режима.
Принцип национального режима дополняет принцип РНБ и предполагает, что импортный товар, пересекающий границу после оплаты пошлины и других сборов, должен получать режим не менее благоприятный, чем режим, который получают аналогичные товары, изготовленные отечественными товаропроизводителями. Поэтому страна не может накладывать на импортные товары, после того как товар поступил на территорию страны после оплаты пошлины на границе, внутренние налоги по более высоким ставкам, чем те, которые применяются к подобным отечественным товарам. Аналогично правила, регулирующие продажу и закупку товаров на отечественном рынке, не должны быть жестче по отношения к импортным товарам.
Международное регулирование сферы торговли услугами осуществляется на основе Генерального соглашения о торговле услугами (ГАТС), которое направлено на содействие экономическому росту всех торговых партнеров через расширение торговли услугами путем применения к этой торговле правил ГАТТ. Соглашение охватывает международную торговлю услугами, за исключением услуг, предоставляемых органами государственной власти, и многих авиатранспортных услуг.
Регулирование международной торговли продукцией интеллектуального труда в правовой системе ВТО осуществляется на основании Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС). Оно расширяет сферу регулирования международных торговых процессов и существенно совершенствует систему защиты прав интеллектуальной собственности.
Необходимость охраны прав интеллектуальной собственности связана с распространением в международном торговом обращении копий и аналогов товаров, которые законно защищены авторскими правами, товарными знаками, патентами. К объектам интеллектуальной собственности в Соглашении ТРИПС относятся: авторское право и смежные права; товарные знаки; географические указания; промышленные образцы; патенты; компоновка (топография) интегральных микросхем; конфиденциальная информация. Права интеллектуальной собственности ограничены сроками. Владельцы прав интеллектуальной собственности утрачивают свое право, если заканчивается срок защиты. После этого права интеллектуальной собственности могут использоваться любым членом общества, без обращения за разрешением к владельцу права собственности.
Любое несанкционированное использование интеллектуальной собственности является нарушением прав владельца. Стандарты, которые принимаются разными странами для защиты своих изобретений, промышленных образцов, товарных знаков, а также эффективность, с которой они применяются, существенно влияют на развитие международного технологического обмена.
Выполнение положений Соглашения помогает контролировать производство и торговлю поддельными и пиратскими товарами, а также совершенствовать коммерческим предприятиям свою стратегию продажи на зарубежных рынках. Для этого они должны знать подлежат ли патентованию или другому виду защиты прав интеллектуальной собственности на конкретном экспортном рынке те технологические процессы, которые они применяют для производства конкретного товара, любой его составляющей.
Членство в ВТО важно для Беларуси по ряду причин[35, c. 110]:
1. Высокая значимость для Беларуси внешней торговли и существенная зависимость от мировых рынков товаров и колебаний спроса за рубежом. Вступление в ВТО особенно важно для стран с высоким уровнем соотношения экспорта к ВВП, так как обеспечивает гарантированный доступ на рынки зарубежных стран.
2. Необходимости достижения равенства и взаимной не дискриминации государств и интеграционных группировок в международной торговле товарами и услугами. В качестве члена ВТО Беларусь сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки – снижению тарифов, снятию ограничений на поставку услуг, получит доступ к системе разрешения споров ВТО и к возможности принудительного исполнения решений.
В настоящее время экспорт Республики Беларусь по ряду товарных позиций сталкивается с защитными ограничениями зарубежных государств в виде антидемпинговых и специальных пошлин, а также количественных ограничений (квот). В настоящее время в торговле с Республикой Беларусь иностранными государствами применяются 28 ограничительных мер, в том числе 9 антидемпинговых и 5 специальных защитных.
Антидемпинговые и специальные защитные меры применяются в отношении следующих белорусских товаров: древесноволокнистые плиты, искусственный мех, полотно ворсовое, компрессоры, трубы стальные, спички, хлористый калий, карбамидно-аммиачная смесь, акриловые волокна и кордная ткань, стальная арматура, мука, сахар.
Анализ применения антидемпинговых мер в отношении белорусской продукции показывает, что поскольку Республика Беларусь не признается страной с рыночной экономикой и не является членом ВТО, для определения «нормальной стоимости товара» и установления факта демпинга при проведении расследований были выбраны цены производителей в аналогичных странах ВТО. После того как республика станет полноправным членом ВТО, установление факта демпинга будет осуществляться на основе цен белорусских производителей, а не конструируемых цен или цен стран поставщиков с рыночной экономикой.
Вступление Республики Беларусь в ВТО является ключевым фактором для пересмотра и отмены всех дискриминационных нетарифных, антидемпинговых и других специальных ограничительных мер стран – членов ВТО в отношении белорусского экспорта.
Общая сумма расчетных потерь белорусских производителей от действующих антидемпинговых и иных специальных защитных и нетарифных мер стран ВТО оценивается в размере 230–250 млн. долл. США ежегодно. После присоединения к ВТО отмена этих мер представляет собой непосредственные краткосрочные выгоды для Беларуси от членства в этой организации [21, с. 40].
3. Государства, граничащие с Беларусью (за исключением России) являются членами ВТО. Также страны, с которыми Беларусь образует различные интеграционные объединения (СНГ, ЕврАзЭС, Таможенный союз, ЕЭП и др.) либо входят в ВТО, либо находятся в процессе активного присоединения к данной организации. Поэтому вопрос работы стран в рамках этих региональных объединений тесно увязан с правилами ВТО в области региональной интеграции (Статьи 24 ГАТТ 1994);
4. Обеспечение стабильности законодательной базы Беларуси. Участие в ВТО предполагает стабильность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Приведение внутреннего законодательства страны-кандидата в соответствие с требованиями ВТО является основой для продвижения переговорного процесса по присоединению к организации. Этим обусловлено ключевое значение внутреннего нормотворческого процесса. В соответствии с Концепцией совершенствования законодательства Республики Беларусь, одобренной Указом Президента Республики Беларусь от 10 апреля 2002 года № 205, приведение нормативных правовых актов в соответствие с требованиями международных соглашений, заключенных в рамках ВТО, является приоритетным направлением развития правовой системы страны. В рамках выполнения вышеуказанного плана нормотворческих работ с учетом правил ВТО принят ряд нормативных правовых актов Республики Беларусь, в т. ч. Законы «О техническом нормировании и стандартизации», «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных актов в области технического нормирования и стандартизации», «О качестве и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека», «О внесении изменений в Закон «О товарных знаках (знаках обслуживания)», «О почтовой связи», «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О Таможенном тарифе»», «О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Республики Беларусь», «О мерах по защите экономических интересов Республики Беларусь при осуществлении внешней торговли товарами».
5. Направленность на устранение лоббирования интересов отдельных компаний и групп. Беларусь будет связана жесткими обязательствами, в том числе по обеспечению не дискриминации, прозрачности и предсказуемости национальных механизмов регулирования экономики, включая отказ от применения индивидуальных льгот, при активном использовании налогово-тарифных, специальных защитных, технических, санитарных и других предусмотренных ВТО мер для эффективной, адресной защиты отраслей экономики и потребителей;
6. Возможность участия представителей Беларуси в выработке новых правил международной торговли с учетом национальных текущих и стратегических интересов.
Республика Беларусь получила статус наблюдателя при Генеральном соглашении по тарифам и торговле в декабре 1992 году. В 1993 году Беларусь направила в Секретариат этой организации заявление о присоединении страны к Генеральному соглашению по тарифам и торговле. В этом же году белорусская делегация выступила с докладом на сессии Совета представителей ГАТТ, где было принято положительное решение и 27 октября 1993 года создана Рабочая группа государств-членов ГАТТ по присоединению Беларуси к данному соглашению.
В Настоящее время в ее состав входят следующие страны: Австралия, Армения, Бразилия, Гаити, Грузия, Гондурас, Доминиканская Республика, Европейское Сообщество, Египет, Индия, Исландия, Канада, Китай, Китайский Тайбэй (Тайвань), Колумбия, Коста-Рика, Куба, Кыргызстан, Малайзия, Мексика, Молдова, Монголия, Норвегия, Панама, Парагвай, Республика Корея, Румыния, Таиланд, Турция, Соединенные Штаты Америки, Украина, Хорватия, Швейцария, Шри-Ланка, Эль Сальвадор, Япония.
Переговоры по присоединению Беларуси к ВТО ведутся по 4-м направлениям:
1) приведение законодательства, в соответствие с многосторонними соглашениями ВТО;
2) доступ на рынок товаров;
3) доступ на рынок услуг;
4) государственная поддержка сельского хозяйства.
Основным результатом переговоров стало подписание итоговых протоколов о завершении двусторонних переговоров по доступу на рынок с 10-ю членами ВТО: Молдовой, Китаем, Кубой, Арменией, Кыргызстаном, Турцией, Болгарией, Индией, Панамой, Доминиканской Республикой. Кроме того, с Китаем впервые в истории Беларуси подписан Меморандум о взаимопонимании, предусматривающий взаимное признание статуса страны с рыночной экономикой. С рядом других стран существенно сближены позиции относительно будущих обязательств Республики Беларусь по доступу на рынки товаров и услуг. Удалось сузить и конкретизировать объем тех запросных требований стран-членов ВТО, которые для Беларуси являются заведомо неприемлемыми.
Переговоры по государственной поддержке сельского хозяйства проводятся в формате специальных многосторонних заседаний, на которых стороны должны зафиксировать на основании базового периода максимальный уровень поддержки сельского хозяйства, оказываемой в Республике Беларусь посредством всех применяемых инструментов.
Страны – члены ВТО высоко оценивают работу, проделанную в Беларуси в сфере адаптации законодательства к нормам ВТО, констатируют эволюцию по всем аспектам внешнеторгового режима государства.
Главами Правительств Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 9 июня 2009 года принято решение о вступлении во Всемирную торговую организацию единым блоком, т.е. таможенным союзом.
В результате проделанной работы созданы предпосылки для завершения переговорного процесса и получения Республикой Беларусь статуса полноправного члена ВТО в ближайшие годы. Для выполнения этой задачи необходимо осуществить комплекс экономико-правовых и организационных мер по реализации договоренностей с ВТО, ее странами – членами, достигнутых белорусской стороной в ходе переговоров.
Вступление Республики Беларусь в ВТО является одним из инструментов повышения эффективности функционирования национальной экономики. Оно должно осуществляться на недискриминационных условиях и ставить своей основной целью получение новых стимулов к развитию экономики Беларуси.
Тема 4 Нетарифное регулирование внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь