Взятие перми. чехи выходят из строя.
Coup d'йtat отодвинул предполагаемое наступление на Пермь совершенно на задний план. Чехи, под влиянием своего политического комитета, с которым соединился комитет социалистовреволюциойеров со своим вождем Черновым, отступили в тыл. Каждая часть выбрала себе комитет или установила солдатский совет по строго большевистскому плану и перестала быть в дальнейшем пригодной как для русского дела, так и для своего собственного. Офицеры новой русской армии обеспокоились за неприкосновенность своих собственных молодых войск, имея перед глазами поразительные примеры отсутствия дисциплины, и начали просить распоряжений у адмирала Колчака удалить эти враждебные политические организации из Екатеринбурга. Адмирал предложил им город в тылу, где бы они могли вдоволь наговориться относительно политики, не представляя опасности для фронта. Последнее, однако, не соответствовало их планам, так как их очевидной целью было разложить новую русскую армию. Адмирал Колчак в отчаянии дал приказ арестовать вожаков и разрушить заговор. Генерал Гайда, хотя и чешский офицер, привел в исполнение приказ адмирала и передал арестованных главнокомандующему, генералу Сыровому в Челябинске. Последний, под давлением Чешского Совета и Черновского Комитета, выпустил арестованных и начал преследовать знаменитого молодого генерала Гайду, стремясь удалить его из его также знаменитой армии. Спасаясь от преследований своих политических врагов, генерал отказался от своего поста в чешской армии и, примкнув к русской армии, был тотчас же восстановлен на своем посту, как командующий русской армией на правом фланге.
— 96 —
С точки зрения чисто русской тактики было необходимо ударить южнее Уфы, имея целью достигнуть соединения с оренбургскими казаками, действующими под командой Дутова, и по возможности стараясь связаться с войсками генерала Деникина в южной России. Но никаких точных или достойных доверия сведений относительно сил и снаряжения генералов Деникина и Дутова получить не удавалось.
С другой стороны было известно, что англо-американское войско высадилось в Архангельске; предполагалось, что оно хорошо снабжено зимним снаряжением, и если удалось бы произвести соединение с этой армией, был бы пробит канал для получения европейской помощи и припасов. Каждый патрон, пушку, ружье и предмет одежды нужно было везти на кораблях вокруг света, а затем доставлять по более или менее дезорганизованной железнодорожной колее, длинною свыше шести тысяч миль. Колчак имел людей, но не имел бы никаких средств сделать их боеспособными, если бы не получал припасов извне. Определенно чувствовалось, что если его армии смогут пробить себе путь через Пермь и займут позицию где нибудь между Пермью и Вяткой, пункт соединения Петроградской и Архангельской железных дорог, то малейшее движение архангельского экспедиционного корпуса даст в результате соединенное движение вперед к Петрограду и освободит северную Россию от террористов.
Первоначально я также должен был принять участие в операции в центре с отрядом 25-го Миддльсекского батальона и четырьмя пулеметами, и дано было распоряжение для моего участия в наступлений.
Полное отпадение чехов нарушило, однако, все предварительные расчеты, и даже неутомимая энергия верховного правителя не могла заполнить этой потери в продолжение почти четырех недель. Тем временем холода сделались такими сильными, что участие британского контингента, не имевшего соответствующего снаряжения, отпало само по себе. Генерал Гайда со своими дивизионными генералами, Голицыным, Пепеляевым и Вержбицким, торопились со своими приготовлениями и после блестящего ряда движений заняли Пермь.
— 97 —
Армия продвинулась к Глазову, 80 миль восточнее Вятки и 60 миль южнее Котласа. Мы были теперь около 300 миль к востоку от Петрограда и тут мы ожидали 7 месяцев движения из Ахрангельска, которого так и не дождались. На некоторое время страна была совершенно очищена от неприятельских отрядов, так что маленькие партии людей безопасно проходили из Глазова в Архангельск и из Архангельска в Глазов. Вероятно террористы получили правильные сведения об этой северной экспедиции, сдерживая ее 'легким заслоном и концентрируя в то >ке время огромные силы для того, чтобы отбросить нас за Урал.