Отступление германской армии и преследование ее 6-й французской и английской армиями 10–12 сентября
В предыдущей главе мы оставили 1-ю германскую армию в тот момент, когда под покровом темной сентябрьской ночи она покидала берега р. Урк, а вместе с тем и боевые поля, на которых в течение пяти дней так успешно сражалась с противником, полная надежд на решительную победу. Войскам этой армии было приказано отходить к северу в следующем порядке: группе Линзингена — на Ла-Фэртэ-Милон и Вилер-Котрэ, группе ген. Армина — от Антильи на Восьен, а ген. Квасту — по более западным дорогам; 4-я кав. дивизия была направлена от Крепи-ан-Валуа через Вилер-Котрэ к нижнему Эну для занятия переправ, а за ней туда же — [114] 43-я резервная и 10-я ландв. бригады; группа ген. Марвица, отходившая от Монтрей на Гандлю, должна была прикрывать отступление.
В течение ночи неприятель не преследовал, что являлось обстоятельством весьма благоприятным для германцев, потому что их отступательное движение велось в чрезвычайно тяжелых условиях. Вследствие неожиданного отхода никаких предварительных распоряжений для этого и никаких разведок путей и переправ сделано не было. В результате пятидневных боев и маршей, сопровождавшихся частыми перегруппировками, перебросками и раздергиванием войсковых частей, тактические соединения перемешались: корпусов уже не было, имелись лишь группы (отряды), именовавшиеся по фамилиям своих начальников. При этих условиях движение войск и обозов представляло собой, по свидетельству очевидцев, нечто невообразимое; необходимо было принять спешные и решительные меры для того, чтобы избежать перекрещивания колонн, закупорки дорог и переправ и других нежелательных явлений, которые могли бы замедлить отступление и поставить войска в опасное положение в случае появления противника. Принятие таких мер было особенно важно ввиду топографических свойств берегов р. Эн, куда направлялись теперь эти беспорядочные массы: эти берега круты, лесисты и изрезаны многочисленными оврагами. Спешно были высланы туда инженерные части, а арьергардами производились по пути разрушения с целью затруднить продвижение неприятеля. Рано утром 10 сентября всем начальникам колонн были разосланы из штаба армии руководящие указания по организации движения, причем у селений и переправ были поставлены энергичные офицеры для устранения в этих местах беспорядка. Кроме того, в этот день в штаб армии были вызваны все командиры корпусов для получения инструкций по приведению в порядок войсковых частей и обозов и устройству снабжения.
В это время в штабе армии была получена из главной квартиры по беспроволочному телеграфу следующая директива: «2-я армия находится за Марной, правым флангом у Дормана; 1-я армия должна расположиться за ней уступом. Охвату правого фланга 2-й армии со стороны противника следует противодействовать наступлением». А затем сообщено дополнительно: «Бои на всем фронте благоприятны, обеспечение правого фланга 2-й армии безусловно необходимо». При этом для объединения действий обеих правофланговых армий Клук был вновь подчинен Бюлову. Последний, продолжая беспокоиться за участь своего правого фланга и, повидимому, имея смутное представление о том положении, в котором находилась 1-я армия, уже запрашивал Клука, когда он будет готов для наступления. Но, конечно, 1-й армии еще невозможно было и думать об этом; необходимо было раньше перебросить ее на правый берег р. Эн, там собрать и устроить и лишь после этого приняться за организацию наступления. Однако, являлось опасение: не будет ли тогда уже поздно, не подойдет ли к тому времени противник к реке и не вынудит ли войска Клука обратиться к обороне? Вообще обстановка в этот день была совершенно неясной, и трудно было предусмотреть, [115] какую форму может принять содействие 1-й армии обеспечению правого фланга 2-й армии.
Войска 1-й армии, не теснимые противником, постепенно устраиваясь, достигли в течение дня следующих пунктов: 9-й корпус — линии Пьерфон, Вье-Мулен, 6-я дивизия — восточных окрестностей Пьерфона, 7-я — Арамона, 4-я — Вилер-Котрэ, 7-я рез. и 8-я дивизии — С.-Пьер-Эгль, 22-я резервная и 3-я — Вирзи, 5-я дивизия и бригада Крэвеля — западных окрестностей Артана, 43-я рез. бригада дошла до Вербери, две дивизии 2-го кав. корпуса (2-я и 9-я) — через Латили и Ульши-ле-Шато до Бюзанси и Шодэна, а 4-я кав. дивизия еще утром прибыла в Вик (на р. Эн) и заняла переправы от Атиши до Суассона совместно с пехотой 10-й ландв. бригады.
Вечером в этот день в приказе по армии обстановка была изображена в таком виде: «Крупные силы противника находятся у Нейи-Сен-Фрон и Шези-ан-Орксуа, а небольшие отряды — у Куломба, Вандреста и Окэра; его сильные кавалерийские части с многочисленной артиллерией имели сегодня в районе Били боевые столкновения с левофланговыми частями армии и с конницей ген. Марвица; 2-я армия отходит по обе стороны Реймса за р. Вэль». Корпусам было приказано собраться на следующий день за р. Эн, чтобы к вечеру 11-го или к утру 12 сентября армия; заняв северный берег реки, могла быть готовой отразить противника, который уже медленно продвигался за ней.
Посмотрим теперь, как же было организовано движение французских и английских войск вслед за отходившими германцами.
Несмотря на то, что признаки неприятельского отступления были обнаружены на фронте 6-й французской армии еще днем 9 сентября, французы не только в этот день, но и на следующий до 2 часов пополудни оставались на месте. И командование этой армией и ген. Галлиени — все ожидали 10-го возобновления боевых действий на р. Урк. В директиве Жоффра от 10 часов вечера 9 сентября левому флангу союзников указано на завтра атаковать противника, причем 6-й армии, «опираясь правым флангом на р. Урк, продолжать продвигаться к северу с целью охвата неприятельского фланга»; кавалерийский корпус ген. Бриду должен был угрожать тыловым сообщениям неприятеля. Но с рассветом 10 сентября оказалось, что атаковать уже некого, потому что перед 6-й французской армией противник исчез; тем не менее, лишь в 2 часа дня, по прибытии ген. Галлиени в С.-Супле, где находился штаб ген. Монури, было окончательно установлено, что 1-я германская армия покинула берега р. Урк, и принято решение начать преследование. И лишь в 6 часов вечера последовало общее распоряжение главного командования для движения всех армий за отступавшим противником; главнокомандующий объявлял, что «победа теперь — в ногах нашей пехоты». Следовательно, почти сутки союзники бездействовали, не использовав тех благоприятных условий, которые так неожиданно сложились для них, и предоставили германцам спокойно отходить в наиболее тяжелые и наиболее опасные для них минуты. [116]
Союзным армиям было указано общее направление движений на северо-восток: 6-й армии — правым флангом вдоль р. Урк на Лонгпон, Шодэн и Суассон; коннице ген. Бриду — в охват противника с запада; англичанам — между 6-й армией и линией Рокур, Фэр-ан-Тарденуа, Люпейнь, Базош; 5-й армии — обходя с запада лесное пространство у Эпернэ и сохраняя готовность действовать к стороне Реймса против неприятельских колонн, отходивших перед 9-й армией; этой последней — западнее линии Сомсу, Шалон; наконец, 4-й армии — восточнее этой линии с целью захвата высот в углу между реками Марной и Соль, что должно было облегчить последующие действия 3-й армии.
К вечеру 10 сентября, 6-я французская армия без боевых столкновений достигла линии Марей (45-я дивизия), Ла-Вильнев (55-я рез.), Кюверньон (56-я рез.), Левиньен (7-й корпус), Ормуа-Вилер (4-й корпус и 61-я рез. дивизия){332}. На правом фланге кавалерийская бригада Жиле поддерживала связь с английской армией, а левый фланг охранялся кавалерийским корпусом ген. Бриду у Сенли{333}. В тылу армии оставались: 62-я рез. дивизия — у Дамартена и 37-я, прибывшая в этот день из 5-й армии, — у Лувра.
В то же время англичане дошли своими главными силами до верхнего течения р. Урк: 1-я кав. дивизия — до линии Брени, Нейи-С.-Фрон, поддерживая связь с французским кавалерийским корпусом Конно, находившимся у Фэр-ан-Тарденуа; 2-я кав. дивизия — до окрестностей Паси, 1-й корпус — до Латили и 2-й — до Дамара: 3-й корпус, задержанный на Марне устройством переправы у Ла-Фэртэ-су-Жуар, продвинулся лишь до юго-западных окрестностей Гандлю. Передовые части 1-го и 2-го корпусов, а также конница, подойдя к реке, атаковали находившиеся здесь арьергарды противника и вынудили их к отходу за реку. В первый день преследования только англичанам удалось восстановить соприкосновение с германцами, 6-я же французская армия оставалась еще в расстоянии полуперехода от них.
На следующий день, 11 сентября, обе стороны продолжали свое движение к северу. Утром ген. Клуком была получена директива ген. Бюлова, в которой после уведомления о том, что 2-я армия 12 сентября достигает р. Вэль по обе стороны Реймса, указывалось, что «1-я армия в течение 11-го должна отойти за р. Эн и затем 12 или 13 сентября под прикрытием реки приблизиться к правому флангу 2-й армии». Несколько позже пришло от Бюлова извещение, что вся его армия будет располагаться западнее Реймса, имея 13-ю дивизию и 1-й кав. корпус в районе Брэн, Фим, и что 13 сентября к Сен-Кентену ожидается прибытие из Вогезов 15-го корпуса.
В течение дня все передвижения, назначенные войскам, были [117] выполнены без помехи со стороны противника. Пять дивизий достигли правого берега р. Эн: 17-я — у Бэрней, обе 4-го рез. корпуса — у Нуврова, 4-я — у Пали и 6-я — восточнее Нуврона; остальные войска заночевали на левом берегу, заняв линию Кюиз-Ламот (18-я дивизия), Лаверзин (7-я), Саконэн-Брей (8-я), Били (3-я и 5-я и бригада Крэвеля). Конница ген. Марвица, оставив разведку в окрестностях Бюзанси, отошла своими главными силами на правый берег в район Марживаль, Конде, 43-я рез. бригада была в Компьене, 10-я ландверная — в Рибекуре, а 4-я кав. дивизия — между Компьеном и Атиши, ведя разведку в Компьенском лесу{334}.
Приказом по армии от 8 часов вечера 11 сентября определялся порядок расположения войск на правом берегу на 12 сентября. Левобережным частям было приказано перейти с рассветом через реку и достигнуть: 5-й дивизии с бригадой Крэвеля — Конде, 3-й — Круи, удерживая Суассон, 8-й — Ювиньи, 7-й — восточных окрестностей Нуврона и 13-й — Отреша; кроме того, 6-й дивизии перейти к Нантейль-ле-Фос для сближения с 5-й дивизией, а 43-й рез. бригаде — к Нампселю. Конница должна была попрежнему обеспечивать фланги армии: 2-я и 9-я дивизии — в окрестностях Брэна, а 4-я — в районе Компьея, Атиши. Мосты приказано подготовить к разрушению и взорвать их при появлении передовых частей противника. При таком расположении 1-й армии разрыв между нею и 2-й армией должен был закрыться. В действительности же ликвидировать брешь сразу не удалось.
6-я французская армия продолжала медленно и осторожно продвигаться к северу: 45-я дивизия — на Ла-Фэртэ-Милон и Корси к Лонгпону. 55-я рез. — на Антейль к шоссе Вилер-Котрэ, Суассон, 56-я рез. — на Вилер-Котрэ к Монгоберу, 7-й корпус — на Вомуаз в северные окрестности Арамона и 4-й — на Крепи-ан-Валуа к Пьерфону; группа резервных дивизий ген. Эбенера шла уступом за правым флангом 4-го корпуса. Конница была разбросана по-дивизионно: 3-я дивизия охраняла переправы на Уазе между Компьеном и Пон-С.-Максансом; 1-я дивизия, имея задачей обойти правый фланг противника, наступала к Вербери, где и перешла на правый берег Уазы, а 5-я дивизия отошла от Эстрэ-С.-Дени к Бовэ.
Английская армия выдвинулась в этот день своей конницей на линию Люпейнь, Артэн, а корпусами: 1-м — в северные окрестности Ульши-ле-Шато, 2-м — в южные окрестности Артэна, а 3-м — к Шуи. Весь день прошел без боевых столкновений между сторонами.
Утром 12-го все войска 1-й германской армии были уже на правом берегу р. Эн и с часу дня приступили к укреплению позиций в занятых ими районах: 9-й корпус — у Нампселя и Отреша, [118] 4-й резервный — у Нуврона, 4-й — между Нувроном и Кюфи, 2-й — восточнее Кюфи, а 3-й — к северу от Конде; 2-й кав. корпус находился на левом фланге, в северных окрестностях Эзи, а 4-я кав. дивизия — у Нампселя.
Правый берег реки на этом участке ее течения командует левым; река течет здесь в глубокой, узкой долине с крутыми лесистыми скатами. Местность вообще закрытая, сильно пересеченная, удобная для обороны, изобилующая хорошими артиллерийскими позициями. Однако, в силу недоступности склонов на северном берегу, германцы были вынуждены отойти на некоторое расстояние назад, на плоские вершины, откуда представлялся далекий обстрел южного берега, но ведение огня по самой реке было затруднено. Вследствие этого, как увидим ниже, переправа через реку была произведена противником в нескольких местах без значительных затруднений.
В 5 часов вечера Клук получил следующую телеграмму от Бюлова: «Противник, оттеснив правофланговую дивизию, перешел р. Вэль и занял высоты у Сен-Тьери, к северо-западу от Реймса. 1-я армия должна направить крупные силы в тыл противнику; остальные части армии прикрывают это движение». Но подобная задача была в этот день, конечно, невыполнима для Клука, войска которого на всем фронте его армии уже были связаны появлением перед ними крупных неприятельских сил, приступивших к форсированию реки.
6-я французская армия, тесня перед собой небольшие арьергардные части противника, подошла к концу этого дня к р. Эн, на участке от Компьенского леса до Суассона. Река имеет здесь среднюю ширину 50–60 м, течение слабое, но вброд непроходима. Находившиеся на ней мосты были разрушены германцами, хотя некоторые из них все-таки допускали переправу одиночных пеших людей; кроме того, местами мостки на речных шлюзах оказались неповрежденными. 4-й корпус подошел к Ламоту 8-й дивизией и к Атиши — 7-й; обеим дивизиям удалось еще засветло перебросить небольшие части пехоты на правый берег. За войсками 4-го корпуса расположились резервные дивизии ген. Эбенера. 7-й корпус, подойдя к реке у Вика, захватил передовыми частями 14-й дивизии правый берег у этого пункта, но 63-я рез. дивизия, находившаяся правее, оставалась еще на левом берегу. Группа резервных дивизий ген. Ламаза продвинулась через Саконэн-Брей к Пернану, а 45-я — к Суассону и восточнее, преследуя германский арьергард, перешедший на правый берег у Веницеля и взорвавший здесь мост. На левом фланге армии две дивизии кавалерийского корпуса Бриду достигли южных окрестностей Меньеле{335}, а 37-я дивизия перешла от Лувра в район Рюли, Трюмили.
Английская армия после боев с 25-й ландв. бригадой на переправах через р. Вэль (у Базоша, Курселя, Брэна и Сири) достигла в этот день: конницей — линии Лонгеваль, Шасеми, 1-м корпусом — Курселя (на правом берегу), 2-м — Брэна (на обоих берегах) [119] и 3-м — северных окрестностей Бюзанси, где была установлена связь с 45-й французской дивизией. К вечеру еще ни одна переправа на р. Эн не была захвачена англичанами, но в течение ночи 4-й дивизии удалось наскоро исправить мост у Веницеля, что дало возможность на следующий день утром занять пехотой высоты правого берега к юго-востоку от Круи.
Таким образом, 12 сентября закончилось преследование союзниками 1-й германской армии, если вообще возможно назвать преследованием это медленное, осторожное, иногда просто робкое, продвижение 6-й французской и английской армий за отступавшими германскими колоннами. И теперь противники стояли по обе стороны р. Эн, готовые вновь завязать сражение. Впрочем, союзники не рассчитывали встретить здесь большого сопротивления со стороны германцев: быстрый отход германских войск за реку и слабое противодействие, оказанное их арьергардами, внушили победителям радостную надежду, что неприятель будет продолжать свое отступление далее к северу. Но уже завтрашний день должен был разрушить это заблуждение{336}.
Рассматривая действия 1-й германской армии в дни 10–12 сентября, нельзя не отметить своеобразия, с которым было выполнено ее отступление с берегов р. Урк. Оторвавшись от противника неожиданно и незаметно для него, войска Клука, несмотря на перемешивание тактических соединений и отсутствие связи между отступавшими отрядами, сумели быстро восстановить свою нормальную организацию и, не оставив в руках противника никаких существенных трофеев, переправились через реку почти на виду у него, чтобы на высотах правого берега остановить его продвижение.