Посмотрим теперь, как располагались и действовали в этот день войска 6-й французской армии.
Ввиду того что быстрота и решительность действий на р. Урк имели для французов особенно важное значение и должны были не дать противнику времени подвести сюда силы, достаточные для противодействия удару со стороны Парижа, французским главным командованием было приказано 6-й французской армии решительно наступать 7 сентября к р. Урк, продвигаясь в то же время к северу, вероятно с целью охватить правый фланг противника. Выполняя эту директиву{283}, ген. Монури направил 45-ю дивизию с приданными ей марокканской и кавалерийской бригадами на Лизи, обе резервные дивизии ген. Ламаза — севернее этого пункта, а 7-й корпус — на Мэй-ан-Мюльтьен и далее к северу.
Наступление французов началось в 10-м часу утра. На правом фланге 45-я дивизия и марокканская бригада стремительно атаковали германцев у Пеншара, Шанбри и Барси, местами потеснили противника, но не могли добиться каких-либо существенных результатов. Между тем с 5 часов утра на левом берегу Марны у Шеси уже находилась 8-я французская дивизия, которая, казалось бы, должна была оказать содействие правому флангу 6-й армии. Но, являясь связующим звеном между 6-й армией и англичанами, эта дивизия не могла оказать поддержки правому флангу 6-й армии, атаковавшему германцев в районе Вареда, так как в этом случае она могла бы утерять связь с английской армией, что, по мысли главного французского командования, в этот момент являлось весьма важным. После полудня, соответственно с продвижением английской армии, 8-я дивизия перешла на правый берег Б. Морэна и расположилась к югу от Mo, продолжая поддерживать связь с англичанами к стороне Куломье, но не обращая достаточного внимания на то, что происходило севернее Марны. Между тем, в необыкновенно трудном положении оказались бы германские войска левофланговой группы ген. Троселя, если бы эта дивизия, продолжая удерживать связь с англичанами, выдвинулась к Трильпору и к Танкру, чего сделано не было!
Левее 45-й дивизии резервные дивизии ген. Ламаза (56-я — в первой линии, 55-я — во второй) атаковали Этрепийи, но после упорного боя были отброшены германцами к Жевру. Столь же малоуспешны были атаки и 7-го корпуса (14-й дивизии — между Аси и Этавиньи и 63-й рез. дивизии — южнее Аси), в результате которых корпус был вынужден к концу дня отойти к исходной [44] линии своего наступления{284}. Не помогло здесь французам и прибытие в южные окрестности Видер-С.-Женэ 61-й рез. дивизии, переброшенной сюда к утру 7 сентября из района Атенвиль частью по железной дороге, а частью походным порядком; под натиском правофланговых войск ген. Линзингена эта дивизия отошла к западу.
При таком характере боевых действий французов на пехотных участках, конечно, нельзя было ожидать благоприятных результатов и от наступления французской конницы, находившейся у Нантейля, тем более что она собралась здесь и изготовилась к бою лишь к 4 часам дня, пройдя в последние 36 часов около 120 км{285}. Этой конной массе была дана задача, наступая на Бетц и Кюверньон, охватить правый фланг противника и выйти к Ла-Фэртэ-Милон, угрожая сообщениям 1-й германской армии. Но ей не только не удалось, ввиду оказанного противником сильного сопротивления, выполнить эту сложную задачу, но даже не пришлось продвинуться к северо-востоку от Бетца: к ночи все три кавалерийские дивизии, оставив небольшие части в соприкосновении с противником на линии Бетц, Ормуа-Вилер, отошли в северные окрестности Нантейля.
Эти неудачи на левом фланге, в связи с активными действиями противника севернее ручья Теруан, вызвали у французского командования опасение за устойчивость этого фланга. Ввиду этого ген. Галлиени решил принять меры к быстрейшей переброске от Ле-Рэнсн к Нантейлю 7-й дивизии (4-го корпуса). Это движение началось с вечера и продолжалось всю ночь до утра 8 сентября. Артиллерия и парки направлены были походным порядком, одна пехотная бригада посажена в железнодорожные поезда, а другая для ускорения переброски перевезена на легковых автомобилях, реквизированных в Париже штабов Парижского укрепленного района{286}. Столь энергичные и разнообразные меры, принятые для перевозки этих войск, дали возможность перебросить всю дивизию на расстояние в 50 км в течение одной ночи.
Усиливая с такой поспешностью левый фланг 6-й армии в районе Нантейля, Галлиени и Монури рассчитывали возобновить на следующий день обходный маневр против неприятельского правого фаланга, поражение которого казалось им необходимым условием для достижения победы на р. Урк. [45]