Династический кризис во Франции на рубеже XIV-XV вв. «Арманьяки» и «бургиньоны». (дополнить)
Арманьяки и бургиньоны — две партии феодалов, сформировавшихся во Франции в XV веке при короле Карле VI Безумном(король есть, но он безумен, спор в том, кто будет им управлять)
Арманьяками назывались приверженцы Орлеанской ветви династии Валуа, т. н. Орлеанский дом, во главе сграфом д’Арманьяк Бернаром VII (давшим имя всей партии).Бургиньоны — сторонники Бургундской ветви той же династии Валуа, т. н. младший Бургундский дом (герцоги Бургундии-потомки Филиппа II Смелого). В 1407 году Иоанн Бесстрашный, герцог Бургундии организовал убийство герцога Людовика Орлеанского, после чего партия бургиньонов сохраняла первенство вплоть до 1413 года, когда отряды арманьяков взяли Париж. После этого власть перешла арманьякам.
На фоне этой феодальной междоусобице англичане возобновили военные действия против Франции в ходе Столетней войны. После договора в Труа в 1420 году бургиньоны становятся союзниками англичан.Финалом истощавшей Францию борьбы двух группировок стал договор в Аррасе в 1435 году. По условиям договора герцог Бургундии Филипп III Добрый признал короля Франции Карла VII своим сюзереном, взамен присоединив к своим владениям Пикардию.
Карл 5 умер, оставив сыну упорядоченную, состоятельную монархию, но Карл 6 ему не равен, возникнет кризис. Карле VI Безумный (король есть, но он безумен, спор в том, кто будет им управлять)
Причины.
1) Зависимость от вассально-ленной структуры. У Карла : оч много родственников, все оч честолюбивые.
Оч много апанажей возникло, герцоги Анжуйские (Людовик), Беррийские (Карл), герцог Бурбон (Карл). Мл брат Карла : - Людовик – Орлеанский герцог.
Филипп Бургундский, Бургундия – примерно 1/3 королевского домена.
В апанажах – свой админ аппарат, как королевский, своя казна, советы и т.п.→рост бюрокр аппарата→рост расходов→увеличение налогов.
2) Карл 6 нездоров психически. У него бывают «периоды депрессии».
1392 г. – перелом. На Карла вроде как инициировано покушение→это еще потрясло, еще более глубокая депрессия. А правил Карл 6 до 1422 г. (с 1380)
Возникает ? о регентстве→борьба за контроль над Карлом.
2 фракции:
1.Брат Карла – Людовик Орлеанский. Контролирует корол совет, даже жена Карла, Изабелла Баварская, на его стороне.
2.Ст сын Филиппа Бургундского – Иоанн (Жак) Бургундский.
1407 г. – апогей соперничества.
Нояб 1407 г. – отряд наемников от И. убил Л. О. Все знали, что виноват Бургундец, он затем и сам об этом заявил→временно покинул Париж.
В Париже борьба продолжается.
Жена Людовика – Валентина Висконти (итал) хочет покончить с врагами Людовика. Бернар 8 Арманьяк – предлагает ей свою любовь и месть, заодно. →
1408 г. партия Арманьяков (белые кресты на голубом фоне). Потасовки с бургиньонами/бургундцами (андреевский крест на алом фоне).
С 1413 г. – решающая стадия.
№10. Франция в XV в. Бургундский вопрос.
Несмотря на значительное усиление королевской власти после столетней войны, во второй половине 15 века неоднократно активизировались силы реакции и сепаратизма. Наиболее крупное вооруженное выступление против централизации произошло при Людовике 11, когда герцоги Бургундский и Бретонский организовали Лигу общественного лага. Выдвинув демагогический лозунг уничтожения налогв и защиты народных интересов, они сумели привлечь на свою сторону часть мелкого и среднего дворянства. Одновременно герцог Бургундский карл Смелый (1467-1477) стремился сокрушить своего главного противника – французского короля, создавая «Великую лотаригию» от северного до Средиз. Моря. Часть духовенства, чиновников и зажиточных бюргеров Парижа намереваясь вернуть столице отнятые королем привилегии, поддержади лигу. Их политическая измена заставила Людовика 11 согласиться на позорный мир. Однако, получив передышку, Людовик 11 сумел справиться с врагами, разъединив их усилия и действую методами переговоров и интриг. Со своим главным врагом Карлом Смелым он расправился с помощью его политических противников – герцога Лотарингии и щвейцарцев, страдавших от агрессии герцога Бургундского. После гибели Карла Смелого в битве с французами при Нанси (1477) Людовик воссоединил с Францией Пикардию, а также Герцогство Бургундское (зап часть). Графство Бургундия, франш-конте и Нидерланды остались у дочери Карла Смелого Марии, которая вышла замуж за Максимилиана Габсбурга. Эти владения стали фамильными землями Габсбургов.
1481 г к Франции присоединен Прованс с крупным торговым и морским портом Марселем. В 1491 г в рез-те брака Карла 8 1483-1498 с Анной Бретонской к Франции была присоединена Бретань. Однако к концу 15 века в основных чертах процесс объединения страны был завершен. Он был подкоплен постепенным слиянием двух народностей. В 14-15 вв в северной Франции на основе парижского диалекта сложился единый язык. Он заложил основы формирования общефр. языка, хотя в ряде областей продолжали существовать местные диалекты.
В политическом смысле Франция становилась абсолютной монархией. Показателем этого служило свертывание в конце 15 в практики сословного представительства. Ген. штаты почти бездействовали. Последние в 15 в были созваны в 1484 г, они бесславно пытались усилить свое политическое влияние в период малолетства Карла 8. Для провинц. и местн. Штатов спад выразился гл. образом в лишении их прежней автономии. Причиной упадка сословно-представительной системы явились осуществленные монархией реформы – налоговая и военная, которые ослабили ее зависимость от сословий.
К концу 15 в произошли заметные сдвиги в положении сословий и их отношении к центр. власти. Создание постоянной армии закрепило приверженность дворянства к военной службе, оплачиваемой гос-вом. Это не способствовало сближению с гор. сословием. Налоговая исключительность дух-ва и дворянства, утвердившаяся к сер 15 в, усилила раскол привилегированных сословий с податным третьим сословием –горожанами и крестьянством.
№15. Религиозное возрождение 11в. Клюнийская реформа церкви.
Коронование Оттона 1 императорской короной, после чего, Папа попал от него в зависимость. После смерти Николая 1, папство пережило очень сильный упадок. Кон 9-10 в. – является самым печальным временем его существования. Со времени Пипина Короткого Папы забывали о своих обязанностях, вели светский образ жизни, такую же ж вели и др. представители церкви. Так, происходила феодализация церкви, т.е. преобладание среди духов-ва тех обычаев и нравов, которые господствовали среди светского феодального общества. Папы в кон. 9 и в 10 в. находились в полной зависимости от римской знати, так от Николая 1 до Иоанна 12 на протяжении 98 лет сменилось 25 пап. Так, возмущения среди верующих росли, тогда появились мысли о преобразовании церкви. Клюнийское движение. Религиозное движение, вышедшее из основанного в нач 10 в. Монастыря Клюни, около города Макона в Бургундии. Клюнийскую реформу начал второй аббат Клюни — св. Одон Клюнийский. 1) К 6 в. Монастыри перестали жить по прежнему строгому уставу св. Бенедикта Нурийского, родившегося в Ит в кон 5в. Бенедиктинский указ требовал, чтобы человек, поступивший в монастырь принадлежал не себе, а Богу. Кроме молитв и соблюдения постов особенное вним-е уделяли повиновению старшим и смирению. Устав св. Бенедикта распространился по Европе, особенно широко по Фр и Герм. Уже в 8в. Было видно, что монахи тяготились этим указом и нарушали его. Так, мирские, светские интересы проникали в монастырь. При КВ и Людовиге Благочестивом Бенедикт Альянский попытался возродить бенедиктинский указ в монастырях. Попытка не имела успеха и к 10в. Монастыри и вся церковь жили светской жизнью. 2) движение в пользу церковной реформы вышло из Клюнийского монастыря. В начале имелось ввиду преобразование монастырской жизни. Сразу же клюнийский монастырь встал под покровительство Папы. 3) Клюнийское движение — движение за реформу монашеской жизни и церкви, центром которого было Клюнийское аббатство. Возникло как протест против падения нравственности монашества и духовенства, против вмешательства светских властей в церковную жизнь. Главное требование Клюнийского движения к жизни монахов — строгое соблюдение устава Бенедикта Нурсийского; особое внимание уделялось длительному и торжественному совершению литургии, строгому соблюдению распорядка молитв. Лидеры Клюнийского движения осуждали симонию (продажа и покупка церковных должностей или духовного сана), требовали строго соблюдения целибата духовенством, на практике добивались освобождения монастырей от власти светских сеньоров и епископов + независимость от светской власти и епископов, непосредственное подчинение папе. В ходе Клюнийского движения сложилась клюнийская конгрегация монастырей. Она была строго централизованной и возглавлялась аббатом Клюни, который напрямую подчинялся папе и не зависел от местных церковных властей. Монастыри, принявшие реформу, выводились из-под власти местного епископата и подчинялись Клюнийскому аббатству. Аббат Клюни считался аббатом всех монастырей конгрегации, а для управления повседневными делами аббат Клюни сам назначал настоятелей в монастыри. Монахи реформированных монастырей именно ему давали обет послушания, он считался аббатом всех монастырей конгрегации. Если в начале XI в. насчитывалось около тридцати клюнийских монастырей, то в первой половине XII в. — уже более тысячи. Строго централизованная, с фактически монархическим управлением клюнийская конгрегация, независимая от светских и местных духовных властей, была мощным орудием в руках папства как в укреплении его власти в церкви, так и в борьбе за независимость от светской власти. 4) Гос-во поддерживало клюнийское движение и выражало сочувствие клюнийцам преобразовать и улучшить церковь, но это продолжалось до тех пор, пока клюнийцы не обратили внимание на обычай инвеституры. 5) начиная с Оттона 1 инвеститура была оч важна д/немецких государей, т.к. она создавала им в лице епископов сильную поддержку д/ борьбы с герцогами и князьями. Так, короли не хотели отказываться от инвеституры и за это даже готовы были вступить в борьбу с церковью.
Результатом реформы стало образование могущественной конгрегации из сотен монастырей на территории Западной Европы под главенством Клюни, укрепление папской власти и католической церкви. Клюнийская реформа стала фундаментом для Григорианской реформы.
№17. Империя и папство 11-12в. Борьба за инвеституру.
Инвеститура – в Средние века в Западной Европе юридический акт передачи земельного феода (лена), должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символическим обрядом: передачей сеньором вассалу горсти земли, перчатки, меча, копья, знамени, скипетра и т. п. символов власти. Особым видом инвест. была церковная инвест., состоявшая в назначении на церковную должность и введении в сан; сопровождалась двумя актами: вручением посоха и кольца, символизировавших духовную власть, и передачей земельного владения и скипетра — символа светской власти.
Первый открытый конфликт между церковной и светской властью. Дуализм светской и религиозной власти, характерный для средневековой Европы, сделал неизбежным острое соперничество между папами и светскими правителями (прежде всего императорами Священной Римской империи) в вопросах о приоритете власти. До кон. XI в право церковной инвеституры фактически принадлежало светской власти, что находилось в противоречии с теоретической идеей о полноте власти пап. Эта ситуация стала возможной из-за огромной диспропорции в балансе сил. Начиная с VIII в. Папство находилось в зависимости от светских правителей, сначала франкских королей, а затем императоров Германии.
В период с 955 по 1057 из 25 пап 5 были свергнуты и 12 возведены на престол. Священниками нередко становились случайные люди, не имевшие духовного звания. Процветала симония (продажа церковных должностей). Епископы являлись одновременно крупными землевладельцами. Они получали землю от императора и взамен соглашались на вассальные обязательства по отношению к нему. Императоры, в свою очередь, нуждались в поддержке епископов. Такое положение не могло устраивать папский престол. С Х века началась борьба против обмирщения церкви
XI в. половина земель и богатств и значительная часть военной силы Германии были в руках германского высшего духовенства. В XI в. в Риме наступил так называемый период "германских пап". Стремление папства освободиться от власти и влияния германских императоров стало особенно заметным к середине XI в. После смерти Генриха III (1056 г.), при котором вмешательство императора в дела церкви достигло апогея, императоры уже не могли больше назначать пап. При папе Николае II в 1059 г. был установлен новый избирательный закон, не позволявший императору и светским феодалам вмешиваться в выборы пап. Папу избирала коллегия кардиналов. Григорий VII (1073-1085) стремился всемерно укрепить папскую власть, поставить папу выше всех светских государей. Создав сильные рыцарские отряды, Григорий VII активно вмешивался в сложные распри многочисленных итальянских властителей, всячески пытаясь использовать их в своих интересах. В своем трактате "Диктат папы" он провозгласил примат папской власти над светской, неподсудность папы светским государям. Лишь папа может жаловать знаки императорского достоинства, короновать и низлагать императоров, отлучать их от церкви, освобождать от присяги его подданных. В германских епископствах и монастырях вели вооруженную борьбу два претендента - ставленник короля и прелат, посвященный в сан папой. Светские феодалы, связанные с духовенством и ленными и родственными узами, принимали активное участие в этой борьбе. Папа и император взаимно низлагали и отлучали друг друга. Первый этап этой борьбы закончился поражением Генриха IV: крупные феодалы воспользовались ею для выступлений против короля, часть духовных магнатов поддержала папу. Теряя социальную опору, Генрих IV вынужден был пройти через покаяние перед папой. Однако вскоре борьба разгорелась вновь. Она не кончилась и со смертью Григория VII. Генрих IV еще около 20 лет продолжал эту борьбу. Завершилась она при сыне и преемнике Генриха IV Генрихе V заключением в 1122 г. Вормсского конкордата (компромиссное соглашение между римским папой Каликстом II и императором Священной Римской империи Генрихом V, завершившее борьбу за инвеституру). По Вормсскому конкордату, обе стороны даровали друг другу истинный мир, король обязался вернуть папе и местным церквям захваченное в ходе конфликта имущество. Соглашение урегулировало спорные вопросы в назначении церковных иерархов. Оно признало двойственность положения епископов, которые входили одновременно и в церковную, и в феодальную иерархию. Император отказывался от права наделять прелатов кольцом и посохом — символами духовного звания, которое давалось папой или его легатами. За императором сохранялось право наделять епископов ленами и светской властью, вручая им скипетр. Папа пошёл на три крупные уступки. Он признал, что епископы должны нести вассальные обязанности перед императором, согласился на присутствие императора при избрании епископов на немецкой территории и разрешил императору высказывать своё мнение в спорных случаях. Император в свою очередь обещал, что выборы будут проходить без симонии и принуждения.
В силу принятого соглашения папы и императоры разделили свое влияние на епископат: в Германии император, хотя и в ограниченной степени сохранил влияние на выборы и утверждение епископов, в Италии же и Бургундии его лишался. После Вормсского конкордата германские императоры уже не могли опираться на духовенство.
№19. Клюнийская реформа церкви (См. № 15). Первый крестовый поход на Восток (1096-1099).
1) Началось все с того, как император Алексей Комнин, начавший в 1081 году династию Комнинов. Доведенный до отчаяния, Комнин, стесненный положением своего государства, которое стояло на краю гибели, он обратился с посланиями в Западную Европу, в которых умолял о помощи против неверных, т.к. Особенно был опасен тот год, когда турецкий пират (морской разбойник) Чаха подплыл со своими кораблями к Константинополю, распоряжаясь свободно Мраморным морем и Босфором. Одновременно с этим с севера к столице подступили полчища печенегов, народ также тюркского племени. Эти два родственных народа, турки сельджуки и печенеги, имели намерение заключить союз друг с другом и совместно захватить Константинополь. Через несколько лет после этого призыва многочисленные европейские отряды уже отправились на отвоевание Святых Мест. 2) Крестовыми походами называются попытки Западной Европы отнять из рук неверных Святые Места на Востоке, где родился, жил, страдал, умер и воскрес Спаситель. Но в Византии к этому времени обстоятельства совершенно изменились. О той опасности, которая грозила столице несколько лет тому назад, не было и речи. Страшный турецкий пират Чаха был убит. Печенеги были разбиты призванными на помощь императором половцами и в беспорядке ушли из-под Константинополя. Византия освободилась от ужасной опасности, которая заставила Алексея Комнина обратиться за помощью к Западу, и, с точки зрения византийского императора, более уже не нуждалась в западной помощи. Поэтому он с неудовольствием узнал о приближении крестоносцев, и это неудовольствие усилилось и превратилось даже в некоторое опасение, когда до него дошли вести о грабежах и разорениях, чинимых крестоносцами по дороге. В этом заключается одна из главных причин недоразумений, возникших позднее между императором и крестоносцами. 3) Причины. Духовные – итог клюнийского движения; возвышение папства; бороны и рыцари надеялись на славные подвиги; купцы рассчитывали увеличить свою прибыль расширением торговли с Востоком; угнетенные крестьяне освобождались за участие в крестовом походе от крепостной зависимости и знали, что во время их отсутствия церковь и государство будут заботиться об оставленных ими на родине семьях; должники и подсудимые знали, что во время их участия в крестовом походе они не будут преследоваться кредитором или судом. 4) На саборе в Планцении выступил Урбан 2. Папа ознакомил собор с содержанием византийского послания; собравшиеся сочувственно отнеслись к сообщению и выразили готовность пойти в поход на неверных. Через несколько месяцев в 1095 году Урбан II переехал во Францию, где в городе Клермоие, в южной Франции, был созван новый собор. Урбан II наконец выступил перед собравшимися и обратился к ним с пламенною речью, в которой заявил о получении важного сообщения из Иерусалима и Константинополя. В ярких красках папа рисовал преследования христиан в Святой Земле от рук неверных: жители уводились в плен или убивались; храмы разрушались или обращались в мечети (мусульманские молельни); алтари осквернялись; христиане подвергались всевозможным истязаниям; Византия настолько слаба, что не в силах взяться за дело. Урбан II кончил свою речь призывом исполнить святое дело освобождения Гроба Господня и обещал отпущение грехов всем тем, которые примут участие в походе. 5) Петр Амьенский из сев Фр и Вальтер Неимущий собрали ополчение д/похода в святую землю. направились весною 1096 года через Германию, Венгрию и Болгарию к Константинополю. На своем пути эти невежественные толпы, не давая даже себе отчета, где они проходили, не приученные к повиновению и порядку, грабили и разоряли все, что могли. И это народное ополчение не имело ни обоза, ни съестных припасов; все это ему нужно было доставать от жителей проходимых ими стран. Раздраженные местные князья нападали на крестоносцев и истребляли их. Наконец, ослабленные и изнуренные, они подошли к Константинполю. Ополчение Петра Амьенского, расположившись в окрестностях Константинополя, стало по обыкновению заниматься грабежом. Обеспокоенный император поспешил переправить крестоносцев в Малую Азию, где они, действуя вразброд и не имея никакого представления о военном деле, были почти все перебиты около Никеи турками. Жалкие остатки, спасшиеся от смерти, с трудом возвратились в столицу. Петр Амьенский еще до погрома ополчения понял, что с этим ополчением ему ничего не добиться, и уехал в Константинополь, где стал поджидать рыцарского ополчения. Таким жалким образом окончился крестовый народный поход. 6) 1-й крестовый поход. Летом того же 1096 года из Европы двинулось рыцарское ополчение: герцоги, графы, князья приняли в нем участие. Ни один западноевропейский государь не участвовал в этом первом настоящем крестовом походе. Генрих IV Германский был в это время занят у себя борьбою с папами за инвеституру и уехать из своей страны не мог. Французский король находился под церковным отлучением за свой незаконный брак. Английский король имел слишком много дела у себя, жестоко подавляя феодалов и не рискуя поэтому оставить страну на долгое время без своего личного управления. Главных ополчений, двинувшихся на освобождение Гроба Господня, было четыре: 1) лотарингское под начальством Готфрида Бульонского, герцога Нижней Лотарингии, с которым находился и брат его Балдуин; 2) средне- и северо-французское, в котором главными руководителями были брат французского короля Гуго Вермандуа, герцог нормандский Роберт и Роберт Фриз из Фландрии; 3) южно-французское, или провансальское, во главе с Раймундом, графом тулузским, и 4) норманнское из южной Италии под начальством Боэмунда, князя тарентского, к которому присоединился его племянник Танкред. Только первое ополчение отправилось через Венгрию и Болгарию, т. е. путем Петра Амьенского. Остальные же ополчения шли через Италию, чтобы оттуда уже на кораблях доехать до пределов византийской империи. Все крестоносные армии преследовали свои цели; у большинства вождей религиозные побуждения стояли не на первом месте. Общего плана у них не было, как не было и главнокомандующего, который бы направлял действия всех ополчений. В различное время, отдельными частями, подходили крестоносцы к Константинополю. Алексей Комнин с подозрительностью и опасением смотрел на прибывавшие к столице ополчения, которые, как он знал, на своем пути не пренебрегали ни грабежом, ни насилием. Для большей безопасности Алексей потребовал от крестоносных вождей ленной присяги и обещания, что все отвоеванные ими города от турок будут переданы императору. Дав ленную присягу, крестоносные ополчения были переправлены в Малую Азию, где, несмотря на большие трудности страны, они удачно сражались с турками и отвоевали крепость и город Никею. Тем не менее, невзирая на эти удачи и на большое одушевление, особенно в начале похода, крестоносцам понадобилось два года, чтобы дойти до Палестины. Особенно страдали войска от недостатка воды и от жары в Малой Азии. 7) Дойдя до богатой и цветущей Сирии, некоторые вожди похода, забыв совершенно о его первоначальной цели, овладевали большими, укрепленными городами и, оставшись в них, образовывали самостоятельные княжества. Балдуин лотарингский углубился дальше других к востоку, к верховьям Евфрата, занял город Эдессу и основал эдесское княжество, первое латинское владение на Востоке. Боэмунд тарентский после упорной борьбы овладел важным сирийским городом Антиохией и обосновался там. Раймунд тулузский на время утвердился в сирийском прибрежном городе Триполи. С этими вождями оставалось в завоеванных ими городах и большинство их ополчения. Сами же они, сделавшись самостоятельными князьями, уже не стремились к дальнейшему походу в Иерусалим. 8) Взятие Иерусалима. В это самое время Иерусалим перешел из рук сельджуков в руки сильного египетского калифа из династии Фатимидов. Крестоносцы осадили хорошо укрепленный Иерусалим. Обе стороны сражались ожесточенно. Но успех перешел на сторону христиан, которые, проломив городскую стену и овладев башнями, штурмом взяли Иерусалим 15 июля 1099 года. После взятия города крестоносцы произвели в нем страшное кровопролитие и разграбили его; многие сокровища были унесены вождями; знаменитая мечеть Омара была разграблена Танкредом. Цель похода была достигнута. Иерусалим был отнят у неверных, и Гроб Господень снова перешел в руки христиан.
№21. Владения крестоносцев на Востоке. 2 и 3 крестовые походы.
Завоевание Иерусалима в 1099 году и коронование Готфрида Лотарингского в том же году ознаменовали практическое достижение цели христианской Европы. Практически все священные места Ближнего Востока оказались под контролем христиан. Иерусалим становится центром Иерусалимской монархии. По периметру это королевство фланкируется еще несколькими христианскими образованиями.
Итак, по окончании I крестового похода были основаны четыре христианских государства:
- графство Эдесское — первое государство, основанное крестоносцами на Востоке. Было основано в 1098 году Балдуином I Булонским после завоевания Иерусалима и создания королевства. Просуществовало до 1146 года. Столицей его был город Эдесса.
- княжество Антиохское — было основано Боэмундом I Тарентским в 1098 году после взятия Антиохии. Княжество просуществовало до 1268 года.
- Иерусалимское королевство, просуществовало вплоть до падения Акры в 1291 году.
- графство Триполи — последнее из государств, основанных в ходе Первого крестового похода. Было основано в 1105 году графом Тулузы Раймондом IV. Графство просуществовало до 1289 года.
Власть в этих государствах строилась на основе феодальной иерархии. Возглавлял ее король Иерусалимский, остальные три правителя считались его вассалами, но на деле были самостоятельны. Огромное влияние в государствах крестоносцев имела церковь. Ей принадлежали и большие земельные владения. На землях крестоносцев в XI в. возникли
прославившееся в дальнейшем духовно-рыцарские ордена: тамплиеров,
госпитальеров и тевтонцев.
С завоеванием Гроба Господня была достигнута основная цель этого крестового похода. После 1100г. крестоносцы продолжали расширять свои владения. С мая 1104г. им принадлежал Аккон, крупный торговый центр на Средиземном море. Когда государства крестоносцев достигли максимальных размеров, их площадь простиралась от Эдессы на севере до залива Акаба на юге.
1) Предложение основать в Палестине духовное государство с патриархом во главе было отвергнуто. Власть была после этого предложена Раймунду тулузскому, который, однако, от нее отказался. Тогда все сошлись на Готфриде Бульонском, который и стал во главе иерусалимского королевства; но он не согласился носить титул короля и золотой венец в той стране, где Иисус Христос носил венец терновый, и принял титул "Защитника Гроба Господня". 3) устроено гос-во б/ по западному феодальному образцу. Земля была поделена между рыцарями, которые приносили королю ленную присягу, но были в своих областях почти независимыми государями; от них зависели более мелкие вассалы. Большим влиянием пользовался Иерусалимский патриарх. 4) Основание новых христианских владений на Востоке оказало большое влияние на развитие западноевропейской торговли. Итальянские купцы, особенно венецианцы, генуэзцы и пизанцы, толпами устремились в новые земли, устраивали там торговые конторы и склады и получали большие привилегии. Итальянцы еще во время похода оказали немало услуг крестоносцам, перевозя их на своих судах, а позднее, особенно в первые времена существования иерусалимского королевства, итальянские галеры не раз помогали сухопутным войскам при взятии того или другого приморского города. В награду за подобную помощь в каждом городе иерусалимского королевства Готфрид Бульонский уступил венецианцам рыночную площадь и одну церковь. Генуэзцы получили в собственность по трети целого ряда городов и право беспошлинной торговли в королевстве и т. д. Вслед за итальянцами участвовать в торговле с Востоком стали и другие страны, Франция, Германия и Англия. С этих пор Европа вступила в прямые торговые сношения с Востоком, не нуждаясь в посредничестве Византии, как было раньше.. 5) В конце XII века и в ХШ-м те законы, на основании которых управлялось иерусалимское королевство, были собраны, и из них составился законодательный сборник, известный под именем "Иерусалимских ассиз". В нем мы находим подробное описание феодальных отношений. 6) 2-й крестовый поход. Потеря Эдессы произвела тяжелое впечатление на Европу. Бернард, аббат монастыря Клерво (Clairvaux) во Франции, с пламенными речами обходил Францию и Германию, проповедуя новый крестовый поход, на который отозвались два государя Западной Европы — Люд о в и к VII, король французский, и Конрад III, король германский. Но их поход окончился полною неудачей, и угнетенные неуспехом и большими понесенными потерями государи вернулись в Европу. 7) 3-й крестовый поход. Дела христиан на Востоке, между тем, шли все хуже и хуже. В Египте во второй половине XII века произошел переворот: курд Саладин низвергнул царствовавшего там Фатимида, овладел Египтом и основал династию Эйюбидов. Энергичный и талантливый Саладин вел успешные военные действия в Сирии, окружая таким образом иерусалимское королевство с юга, востока и севера. В Иерусалиме в это самое время царила сильная смута. Саладин об этом знал. Получив известие, что один из мусульманских караванов разграблен христианами, Саладин вступил в пределы иерусалимского королевства и у Тивериадского озера в 1187 году разбил христианское войско. Король иерусалимский и князь антиохийский попали в плен. Заняв после этого ряд прибрежных пунктов и отрезав этим возможность для христиан получать подкрепления с моря, Саладин направился к Иерусалиму и без особенного труда завладел Священным Городом. Все принесенные Европою громадные жертвы, все ее религиозное воодушевление не привели ни к чему: Иерусалим снова перешел в руки неверных. 8) Известие о потере Иерусалима произвело на Европу угнетающее впечатление. Быстро собрался третий крестовый поход, в котором принимали участие три западноевропейских государя: Фридрих I Барбаросса, государь германский, Филипп II Август, король французский, и Ричард I Львиное Сердце, король английский. Но и этот столь блестящий по внешнему виду поход кончился неудачно. Среди участников не было выработано общего плана. К довершению несчастия, Фридрих I утонул при переправе через одну реку в Малой Азии в 1190 году. Остальные два государя, после некоторых совместных действий у берегов Палестины, вернулись в Европу, ничего не смогши сделать на пользу Иерусалима. Всем было ясно, что дело христиан на Востоке почти рушилось. (+СВ)
№ 23. 4 крестовый поход и взятие Константинополя. Латинская империя.
1) папа Иннокентий III стал проповедовать четвертый крестовый поход. Ни один из предыдущих походов не собирался в столь сложных условиях в четвертом походе; с полною ясностью выказалось, что у участников его на первом плане стояли не возвышенные мотивы возвращения Иерусалима из рук неверных, а чисто светские, политические расчеты. 2) В четвертом крестовом походе государи не участвовали. Французский король Филипп II Август, участник третьего крестового похода, был незадолго перед тем отлучен от церкви за развод и к тому же был в это время занят войною с английским королем Иоанном Безземельным. В Германии, в малолетство Фридриха II, Филипп Швабский и Оттон IV Баварский вели борьбу за престол. Им всем было не до крестового похода, тем более что неудачи предшествовавших походов сильно уже охладили религиозный пыл Европы. 3) Главным вдохновителем четвертого похода был папа Иннокентий Ш, ожидавший в случае удачи похода еще большего усиления своей власти. Другим главным деятелем похода был престарелый, хитрый венецианский дож (dux, герцог) Энрико Дандоло, заботившийся исключительно об увеличении торгового могущества Венеции и надеявшийся из этого похода извлечь крупные торговые выгоды. О каком-нибудь религиозном подъеме у Дандоло не было и речи; им руководили чисто практические цели. Во главе похода стал итальянец Бонифаций Монферратский, родственник германского государя Филиппа Швабского. Из других участников выдавался Балдуин Фландрский. 4) Крестоносцы должны были направиться прежде всего в Египет, который владел в то время и Иерусалимом; они рассчитывали гораздо легче овладеть этим городом, если им удастся сломить владычество Эйюбидов в самом Египте. Но у крестоносцев не было судов для переправы. Венеция за определенную плату предложила перевезти крестоносцев на своих судах. Крестоносцы в 1202 году собрались в Венеции, которая не хотела приступать, однако, к их перевозке до уплаты полностью установленной суммы. У крестоносцев требуемой суммы не оказалось. Тогда дож Дандоло предложил им в счет невыплаченных денег помочь ему завоевать город Зару, на далматинском побережье Адриатического моря, так как она незадолго перед тем отпала от Венеции и передалась венгерскому королю. Крестоносцы согласились и поплыли к Заре, городу, который также принял крест и должен был участвовать в крестовом походе. Таким образом, крестовый поход, предпринятый против неверных, начинался осадою крестоносцами города, где жили такие же крестоносцы. Папа негодовал и даже грозил отлучить крестоносное ополчение от церкви. Несмотря на это, крестоносцы приступом взяли Зару для Венеции. Дож Дандоло мог торжествовать свою первую победу. 5) Во время осады Зары произошло важное событие, изменившее самое направление крестового похода. Туда прибыл бежавший из Византии царевич Алексей Ангел. Византия в конце XII века переживала смутное время, особенно, когда на престол после династии Комнинов вступила династия Ангелов. Между представителями этой династии вспыхнули распри, и император Исаак Ангел был свергнут, ослеплен и заточен в темницу своим братом Алексеем, который был провозглашен императором под именем Алексея III. Прибывший в Зару царевич Алексей был сын ослепленного Исаака. Алексей обратился к крестоносцам с просьбою вместо Египта направиться в Константинополь и помочь его отцу снова сесть на византийском престоле. С этой же просьбою Алексей обратился к папе, обещая ему соединение церквей; но Иннокентий III высказался против нового направления похода, которое не имело бы ничего общего с крестовым походом. Большую поддержку Алексей нашел у германского государя Филиппа Швабского, женатого на дочери свергнутого Исаака Ангела и, значит, на сестре приехавшего царевича Алексея. Филипп желал помочь отцу своей жены. Эти планы мог поддержать и главный вождь крестового похода Бонифаций Монферратский, приходившийся, как сказано выше, родственником Филиппу Швабскому. Для дожа Дандоло поход на Византию сулил еще гораздо большие выгоды, чем поход в Египет. Итак, совершенно неожиданно четвертый крестовый поход, несмотря на выраженное нежелание папы, изменил в силу чисто внешних причин свое направление и перестал быть крестовым походом. Венеция за большую сумму денег предоставила Алексею Ангелу свои суда. Флот двинулся в путь и через несколько недель появился перед Константинополем. 6) В столице Византийской империи царило общее неудовольствие императором Алексеем III Ангелом. Несмотря на малочисленность крестоносцев сравнительно с населением первого города в Европе, осада пошла удачно, и после штурма они овладели столицей, которую и передали грекам. Алексей III бежал. На престоле был восстановлен слепой Исаак II Ангел; царевич Алексей сделался его соимператором (Алексей IV). Крестоносцы остались у города, ожидая уплаты условленной суммы. Греки выполнить своего обещания не могли. Раздражение между обеими сторонами все увеличивалось. В это самое время в Константинополе произошел переворот: восторжествовала партия, бывшая против дальнейших уступок крестоносцам. Императором был провозглашен Алексей V Дука Мурзуфл'. Исаак II и Алексей были свергнуты и убиты. Тогда крестоносцы бросились на штурм Константинополя уже для себя и 13 апреля 1204 года овладели столицей Византийской империи. 7) Константинополь подвергся страшному разгрому. От этого удара Византия никогда уже не могла оправиться. Западноевропейское варварство победило самое культурное государство средних веков. 8) Латинская империя. На месте Византийской империи, по крайней мере в ее центре с Константинополем,