Политический кризис на рубеже 70-80-х гг.

В советской историографии события конца 70- начала 80-х гг. характеризовались как вторая революционная ситуация, вызванная обострением социально-экономических противоречий, нарастающих по мере утверждения капиталистических отношений в России. Ее особенность видели в том, что недовольство низов проявлялось не столько в их активности, сколько в деятельности революционной партии Народная воля.

Причины кризиса.

5.1.1. Замедление темпов реформ в 70-е гг., проявление охранительных тенденций во внутренней политике после покушения на Александра11 в 1866 г.

5.1.2. Отсутствие минимальных политических свобод в стране.

5.1.3. Русско-турецкая война 1877-1878 гг., истощившая экономику, но не удовлетворившая общественность своими результатами.

Проявления кризиса.

5.2.1. Народиическая организации "Народная воля" развернула индивидуальный террор, убийства полицейских, чиновников, организовала "охоту на царя" и совершила казнь Александра II 1 марта 1881 г.

5.2.2. Активизировалось либеральное движения, все чаще публиковались критические материалы в либеральной периодической печати ("Вестник Европы". "Русские ведомости"), оживились оппозиционные элементы в земствах, властям подавались петиции и адреса с фактическими требованиями реформ.

5.2.6. Выросло число крестьянских и рабочих выступлений.

5.2.4. Власти перешлик чрезвычайным методам правления: развернулись репрессии против крестьянских выступлений, в 1880 г. была создана Верховная распорядительная комиссия во главе с генералом М.Т. Лорис-Меликовым, получившим практически неограниченные полномочия.

5.2.5. Одновременно в среде высших сановников сформировалась группа либералов-реформаторов(министры Лорис-Меликов, Д.А. Милютин, А.А. Абаза и др.).

5.2.6. Лорис-Меликоввыдвинулпроект создания выборного законосовещательного органа при царе из представителей земств и городов. Ряд реакционных министров были уволены.

Завершение кризиса.

5.3.1. После убийства 1-го марта 1881 г. Александра II, перед смертью согласившегося с необходимостью введения в России ограниченного общественного представительства при Государственном совете, на престол взошел Александр III, отказавшийся от проекта Лорис-Меликова и вынудивший уйти в отставку либерально настроенных министров.

5.3.2. Министром внутренних дел был назначен славянофил Н.П Игнатьев. Его в 1882 г. заменил ранее выведенный из состава Кабинета министров консерватор Д.А. Толстой, которого поддерживал обер-прокурор Синода К.П. Победоносцев и редактор Московских ведомостей М.Н. Катков.

ИТОГИ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

6.1. Преобразования в стране осуществлялись "сверху", они способствовали активизации хозяйственной жизни и успехам экономики, влияли на развитие гражданского самосознания, распространение просвещения и, в целом, улучшили качество жизни, приблизив ее к европейским стандартам.

6.2. Реформы придали более цивилизованные формы системе управления, суду, но, не изменив основы политической системы в стране и даже укрепив самодержавие, они тем самым привели к диспропорции между местными выборными органами, обществом в целом и высшей самодержавной властью.

6.3. Внутренняя политика Александра II не была последовательной. В 60-х гг. преобладал реформаторский курс, затем стала проявляться консервативная охранительная тенденция, ставшая одним из факторов обострения политической обстановки и активизации деятельности революционного подполья.

6.4.В целом, преобразования Александра II, положившие начало комплексной модернизации страны, из-за непоследовательности внутриполитического курса и периодических отступлений власти от линии реформ осложняли крайне болезненный для народных масс процесс перестройки социально-экономических, политических и духовных структур.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Какие факторы оказывали влияние на внутриполитический курс правительства Александра 11? Какие основные этапы прослеживаются в его внутренней политике? Чем вызывалась ее непоследовательность?

2. Каковы причины и основное содержание судебной реформы? Какую роль сыграла новая судебная система в экономической, общественной и политической жизни пореформенной России?

3. Каковы причины и основное содержание земской реформы? Как относились к земству представители различных общественно-политических сил России? В чем заключалась незавершенность реформы местного управления и почему правительство пыталось ограничить права земств?

4. На основании исторических документов попытайтесь оценить место и роль земств в жизни пореформенного российского общества.

  1. Каковы причины, содержание и значение военной реформы?
  2. Проанализируйте проект реформы государственного управления, разработанный М.Т. Лорис-Меликовым. Можно ли его считать конституционным? Почему, в итоге, он был отвергнут?
  3. Каковы итоги правления Александра 11?

ЛИТЕРАТУРА

Ананьич Б., Чернуха В. Партия контрреформ // Родина. 1992. 2.

Верховная распорядительная комиссия // Отечественная история: Энциклопедия. Т. 1. М., 1994.

Зайончковский П.А. Кризис самодержавия на рубеже 1870-1880-х годов. М., 1964.

Захарова Л.Г. Самодержавие, бюрократия и реформы 60-х гг. XIX в. в России. // Вопросы истории. 1989. 10.

Захарова Л.Г. Александр II // Вопросы истории. 1992. 6-7.

Корнилов А.А. Курс истории России XIX в. М., 1993.

Коротких М.Г. Самодержавие и судебная реформа 1864 г. Воронеж, 1988.

Ляшенко Л.М. Царь-Освободитель. М., 1994.

Писарькова Л.Ф. Московская городская дума: 1863-1917 гг. М., 1998.

Политическая история России. М., 1998.

Пушкарев С.Г. Обзор русской истории. М., 1991.

Российские самодержцы: 1801-1917. / Отв. ред. А.П.Корелин. М., 1994.

Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. М., 1990.

Черноус В.В. Правящие элиты дореволюционной России: Политологический аспект. Ростов н/Д, 1999.

Чернуха В.Г. Внутренняя политика царизма с середины 50-х годов до начала 80-х Х1Х в. Л., 1978.

Тема 40. Внутренняя политика 1881-1894 гг.

ФАКТОРЫ ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Острый экономический кризис, охвативший сельское хозяйство страны, ухудшивший положение крестьянства и подрывающий позиции дворянства.

1.2. Обострение социально-политической обстановки, вызванное деятельностью революционеров и убийством Александра II.

1.3. Представление о реформах 60-70-х годов как главном источнике бед страны, стремление восстановить порядок, вернуться к дореформенному самодержавию, которое в представлении Александра III и его ближайшего окружения выступало как гарант внутренней стабильности и внешней мощи России.

1.4. Сила традиционалистских установок в сознании народа, неприятие новшеств, тем более ухудшающих материальное положение, усталость от реформ.

1.5. Продолжающийся в стране процесс капиталистической модернизации объективно требовал продолжения преобразований. И хотя период правления Александра III характеризуется как время контрреформ и реакции, однако и в это время проводились определенные либеральные реформы в социальной и экономической сферах.

1.6. Личные качества Александра III. Будучи убежденным консерватором и патриотом, он искренне считал, что постепенное возвращение к старому чистому самодержавию и укрепление сословного строя отвечает интересам России, а реформаторство и европеизация страны несет ей гибель. Не обладавший стратегическим видением перспективы, Александр III отличался практичностью в введении повседневных дел, осторожностью. Он сумел не допустить втягивания России в войну во время своего правления.

ПОЛИТИКА В СФЕРЕ

ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

2.1. Общая характеристика. Политика в сфере государственного управления была направлена на укрепление государственной власти, усиление административного начала в системе местного самоуправления и постепенное ограничение реформ 60-70-х гг.

2.2. Положение об усиленной и чрезвычайной охране. После отставки либеральных министров одним из первых шагов правительства Александра III стало принятие "Положения о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия августа 1881 г. - закона, который усилил полицейский режим в стране. Власти при введении его в какой-либо местности могли без суда высылать нежелательных лиц, закрывать учебные заведения, органы печати и торгово-промышленные и предприятия. Фактически в России устанавливалось чрезвычайное положение, просуществовавшее, несмотря на временный характер этого закона, до 1917 г.

Кроме того, были усилены репрессивные органы - созданы отделения по охране порядка - охранные отделения. Благодаря принятым мерам, а также внутреннему кризису революционного движения властям удалось разгромить Народную волю и восстановить порядок в стране.

2.3. Земские начальники.В 1889 г правительство ввело Положение о земских участковых начальниках, которое, упразднив выборных мировых судей, мировых посредников и уездные присутствия по крестьянским делам, передавала административную и судебную власть на местах назначаемым на эту должность дворянам из местных помещиков. Земским начальникам подчинялись сельские и волостные сходы. В итоге, эта мера восстанавливала административную власть помещиков над крестьянами, которые в результате ее реализации даже заговорили о восстановлении крепостного права.

2.4. Земская контрреформа. По закону 1890 г. в земских учреждениях увеличивалось представительство дворян и усиливался контроль за земствами со стороны администрации. В первой землевладельческой кури имущественный ценз понижался, что позволило мелкопоместным дворянам пополнить ряды гласных за свой счет. Во второй курии ценз, наоборот, повысился, что ограничило права средних предпринимателей. Представители от крестьянской курии должны были утверждаться властями.

2.5. Городская контрреформа(1892 г.) повысила имущественный ценз на выборах, а это сократило количество избирателей в 3 раза и обеспечило доминирование в городском самоуправлении крупных предпринимателей и дворян-землевладельцев, имеющих крупную недвижимость в городах. Кроме того, власти теперь имели право не только отклонять кандидатуру уже избранного городского головы, но и утверждать весь руководящий состав городского управления, ещеактивнее вмешиваться в дела думы и т.д.

2.6. В судахбыла ограничена гласность и из юрисдикции суда присяжных изъяты все дела о насильственных действиях против должностных лиц. Фактически нарушался принцип несменяемости судей, что, в определенной степени, создавало возможность административного давления на суды. Был повышен имущественный ценз для присяжных заседателей. Вынашивались планы полной ликвидации института присяжных заседателей, который правые органы печати пренебрежительно называли судом улицы.

2.7. Национальная политика. Вновь получила широкое распространение идея национальной самобытности России, которая противопоставлялась Западу. Проводилась активная русификация народов окраин империи, были ограничены права лиц неправославных вероисповеданий, особенно евреев.

Наши рекомендации