Изменения в морфологических классах глаголов в MdE и Early MnE

Исторические изменения в способах образования основных форм (основ) английского глагола видоизменили морфологическую классификацию глаголов, приведя её к бóльшему единообразию и регулярности. В MdE сохранились все те же группы глаголов, что и в древний период, т. е. сильные, слабые, претерито-презентные и неправильные, но старое деление сильных и слабых глаголов на морфологические классы было полностью пересмотрено, переорганизовано, и сами классы претерпели существенные изменения как в количественном, так и в качественном плане.

Ещё в англосаксонском языке сильные глаголы представляли собой непродуктивный тип, в средний же период их число значительно сокращается: одни вообще выходят из употребления в национальной норме (более ста слов), хотя многие сохраняются в диалектах (например, weorðan исчезло, а niman «воровать», grēotan «плакать» стали диалектизмами); другие в связи с общей линией развития – стремлением к унификации различных типов и к упрощению парадигмы – в течение среднеанглийского периода присоединились к слабому типу (80 глаголов). Например, глаголы 7 класса slēpen «спать», wēpen «плакать», rēden «читать» уже в OE образовали слабые формы slēpte, wēpte, rǽdde; глаголы 7 класса blowen «цвести», folden «складывать», глагол 6 класса baken «печь», глагол 3 класса helpen «помогать» образуют слабые формы в Late MdE. Ещё в древнем периоде были пары сильных непереходных и слабых переходных глаголов, очень близких по смыслу; со временем различия по смыслу стёрлись, и произошло смешение форм: biernan сн «гореть» – bærnan слб «сжигать»; hōn сн «висеть» – hangian слб «вешать»; wǽcnan сн «пробуждаться» – wacian слб «бодрствовать».

У различных классов сильных глаголов такой переход осуществлялся неравномерно. Глаголы I класса оказались наиболее устойчивыми и реже всего переходили в слабое спряжение. Напротив, почти все глаголы II класса перешли в группу слабых, из глаголов IV и V классов – очень многие.

Известную роль в процессе сокращения числа сильных глаголов сыграли заимствования из скандинавских и французского языков. Как правило, заимствованные глаголы оформлялись по слабому спряжению, т. е. с суффиксом -ed. Исключения составляют немногие глаголы: taken (из сканд.) 6 кл., thrive (из сканд.) 1 кл. и strīven (из франц.) 1 кл. Кроме того, скандинавское влияние сказывается в развитии смычной фонемы [g] у сильных глаголов give и get; скандинавские giva,geta имели смычную фонему, тогда как английское [j] должно было перейти в y, и такие формы были действительно засвидетельствованы в центральном и южном диалектах: yiven, yeten. В дальнейшем эти формы были вытеснены формами с [g].

Обратный процесс, т. е. переход слабых глаголов в сильные, происходил сравнительно редко. Здесь просматривается действие закона аналогий, т. е. слабые глаголы начинают образовывать свои основные формы по образцу глаголов с чередованием корневого гласного по аблауту: XIV век werien слб – по аналогии с 4 классом сильных beren и teren; ring, string – по аналогии с 3 классом сильных cling, sling.

Но гораздо важнее и значительнее для судьбы английского глагола оказались качественные изменения, ибо именно качественные изменения расшатали и подорвали всю прежнюю систему глагола. О них и пойдёт речь ниже.

Основные качественные изменения в системе глагола вызваны и обусловлены а) фонетическими изменениями в MdE и Early MnE и б) действием закона аналогии.

Как видно из таблицы, грамматические изменения в сильных глаголах в этот долгий период были очень многочисленные и впечатляющие.

Прежде всего остановимся на безударных окончаниях в основах глагола. Как и во всех других безударных окончаниях, гласные в них были фонетически ослаблены, OE окончания -an, -on и -en в средний период выравнены до -en, так что в классах 6 и 7 MdE инфинитив совпадал с причастием II shaken – shaken, knowen – knowen; в классах 2 и 3 a) и б) форма претерита множественного совпадала с формой причастия II chosen – chosen, drunken – drunken, founden – founden.

В последующий период конечное -n отпадало, и особенно последовательно оно опускалось в форме претерита множественного в северных диалектах; в центральных и южных диалектах формы с конечным -en и с конечным -e сосуществовали до тех пор, пока не унифицировались корневые гласные. Например, Джеффри Чосер отдавал предпочтение формам прошедшего множественного без конечного -n, в то время как Уиклиф в своих переводах Библии употреблял эти формы с конечным -n.

В причастии II окончание -n, как правило, на севере сохранялось. Возможно, тут ощущается влияние скандинавских диалектов, в которых причастие II всегда имело -n, отсутствовавшее в инфинитиве, и не знало приставки ge-. Поэтому и в английском причастии II в средний период на севере не засвидетельствован префикс i-.

В центральных диалектах встречаются компромиссные формы, с окончанием -nили без него; в поэзии, особенно в рифмах и ради ритма, конечное -n часто опускается, ср. у Чосера: hath y-ronne, was come u hath holpen, hadde spoken.

В южных диалектах конечное -nотпало на очень ранней стадии MdE повсеместно, сохранившись лишь в односложных причастиях II igon, idon, islain. Префикс i- здесь сначала сохраняется очень регулярно, но потом отпадает, причём независимо от того, имеет ли причастие суффикс -nили нет.

Изменения в морфологических классах глаголов в MdE и Early MnE - student2.ru Изменения в морфологических классах глаголов в MdE и Early MnE - student2.ru Сильные глаголы

Strong Verbs in MdE and MnE

Класс Период Инфинитив Прошедшее ед. Прошедшее мн. Причастие II
I MdE risen [ı:] rose [ Изменения в морфологических классах глаголов в MdE и Early MnE - student2.ru :] risen [ı] risen [ı]
MnE rise [aı] rose [ou] risen [ı]
II MdE chesen [e:] chees [ε:] chosen [ Изменения в морфологических классах глаголов в MdE и Early MnE - student2.ru :] chosen [ Изменения в морфологических классах глаголов в MdE и Early MnE - student2.ru :]
MnE choose [u:] chose [ou] chosen [ou]
IIIa) MdE drinken [ı] drank [a] drunken [u] drunken [u]
MnE drink [ı] drank [æ] drunk [/\]
IIIб) MdE finden [ı:] fond [ Изменения в морфологических классах глаголов в MdE и Early MnE - student2.ru :] founden [u:] founden [u:]
MnE find [aı] found [au] found [au]
IV MdE beren [ε:] bar beren [ε:] boren [ Изменения в морфологических классах глаголов в MdE и Early MnE - student2.ru :]
MnE bear [εə] bore [ Изменения в морфологических классах глаголов в MdE и Early MnE - student2.ru :] born [ Изменения в морфологических классах глаголов в MdE и Early MnE - student2.ru :]
V MdE speken [ε:] spak [a] speken [ε:] spoken [ Изменения в морфологических классах глаголов в MdE и Early MnE - student2.ru :]
MnE speak [ı:] spoke [ou] spoken [ou]
VI MdE shaken [a:] shook [o:] shook [o:] shaken [a:]
MnE shake [eı] shook [u: > u 18 век] shaken [eı]
VII MdE knowen [ou] knew [eu] knewen [eu] knew [eu]
MnE know [ou] knew [ju:] known [ou]

В результате утраты безударных окончаний в MnE имеем такую картину: когда конечное -nотпадало в формах инфинитива и прошедшего, оно сохранялось в форме причастия II некоторых глаголов, не имевших носового звука в инфинитиве, тем самым различая формы инфинитива и причастия II (во всех бывших классах сильных глаголов, кроме третьего!). Ср. write – written; rise – risen; speak – spoken; shake – shaken; know – known; wear – worn; bear – born, но sing – sung; ring – rung; swim – swum; grind – ground; find – found.

Дошедшие до нашего времени старые формы причастия II с -enstricken и drunken стали прилагательными: panic – striken; a drunken man, driving, brawl, rage, stupor (только перед существительным).

Рассмотрим теперь чередование корневого гласного по аблауту в основах сильных глаголов. Вследствие фонетических изменений, произошедших за эти века, оно стало менее последовательным и регулярным, чем было в англосаксонском. Так, благодаря удлинению узких гласных перед гоморганной группой согласных -nd, -mb, глаголы 3б) класса имели теперь в инфинитиве долгий гласный [ı:] подобно глаголам 1 класса (fīnden, clīmben, wīnden), в то время как глаголы 3а) класса сохранили в корне краткий гласный (drinken, swimmen, singen, winnen). С другой стороны, одинаковый долгий гласный в основе презенса (fīnden и rīsen) соответствовал разным гласным в формах претерита множественного и причастия II: foúnden, woúnden 3 кл., но rısen, wrıtten 1 кл.

Во многих формах причастия II с гласными [a, o] произошло удлинение их в открытом слоге (см. классы 2, 4, 5, 6): shāken, tāken, chōsen, spōken, bōren, tōren; в то же время в других классах узкий гласный [ı] оставался без изменения и в открытом слоге причастия II: risen, driven, striven, ridden.

Позднее, когда прошёл Великий сдвиг гласных и вокализация плавного [r], корневые гласные в сильных глаголах разошлись ещё больше.

Чрезвычайно важным моментом в распаде древней системы сильных глаголов стала утрата одной из двух основ претерита, в чём решающую роль сыграл закон аналогии. Как мы помним, уже в древности различение четырёх основ с разными гласными в корне поддерживалось далеко не во всех классах
[11, с. 30]. Частичная унификация огласовки в формах претерита уже существовала в 6 и 7 классах, где гласный был всегда одинаков в обеих формах: fōr и fōron; swōr и swōron; cnēow и cnēowon; fēoll и fēollon.

В средний период всё больше и больше сильных глаголов теряли различительные признаки основ, что привело в конечном итоге к а) выравниванию основ по аналогии, а затем и к б) сокращению количества основных форм, на границе среднего и нового периода в истории английского языка, с четырёх до трёх. Ведь подавляющее большинство английских глаголов были слабыми и имели единую основу для всех форм прошедшего, что не могло не отразиться определённым образом на сильных формах, что и происходило в разных классах и разных диалектах в Late MdE. В северных диалектах гласный претерита единственного числа вытеснял гласный формы множественного числа; в южных и юго-западных диалектах гласный претерита единственного числа часто замещался гласным из претерита множественного числа или причастия II, особенно если третья и четвёртая формы имели ту же огласовку. Современные литературные wrote, rose, rode по происхождению есть прошедшее время единственного числа глаголов 1 класса; found, bound, ground – прошедшее время множественного числа глаголов 3б) класса; drank, swam, sang – прошедшее время единственного числа глаголов 3а) класса.

Начиная с XV века, тенденция к сокращению количества основ получает ещё больший размах и бóльшую популярность.

Помимо выравнивания форм претерита, унификация у сильных глаголов выражается и во взаимовлиянии классов между собой. Как известно, 4 и 5 классы в древний период отличались только гласным причастия II; в средний период несколько глаголов 5 класса присоединяются к 4 классу, с огласовкой [ Изменения в морфологических классах глаголов в MdE и Early MnE - student2.ru :] в причастии II – geten – gōten; trēden – trōden; wēven – wōven; spēken – spōken.

Глаголы 6 класса drawen и slēn имели формы претерита drōw-drōwen и slōw – slōwen, а в 7 классе глаголы knōwen и blōwen имели претеритальные формы knēw и blēw, поэтому у глаголов drawen и slēn по аналогии возникли параллельные формы drew и slew, впоследствии вытеснившие старые формы претерита.

Таким образом, наряду с процессом объединения форм прошедшего времени, идёт процесс смешения классов сильных глаголов.

Помимо выравнивания корневого гласного, в этот исторический период унифицируются и согласные в основах сильных глаголов; другими словами, благодаря действию аналогии, сильные глаголы утрачивают «грамматическое чередование согласных по закону Вернера». Грамматическое чередование согласных было устранено довольно рано, при этом в большинстве случаев согласный первых двух форм вытесняет согласный двух других, т. е. согласный претерита множественного числа и причастия II. Сначала отмирало чередование [ð – d], а потом уже и ротацизм [s – r]:

OE cweÞan – cwæÞ – cwǽdon – cweden OE cēosan – cēas– curon–- coren

MdE quethen – quoth – quethen – quethen MdE chēsen – chēs – chōsen – chōsen

Начиная с XV века, выходило из употребления и чередование глухих и звонких конечных согласных в формах претерита и причастия II; выравнивание это было в пользу звонкого согласного:

MdE drōf – driven => MnE drove – driven

MdE gāf – given => MnE gave – given

До наших дней дошли лишь единичные формы с чередованием согласных: was, were; to lose – lost, но forlorn; to clothe – clad (последнее постепенно превращается в прилагательное, например, snow-clad, scantily clad, warmly clad).

Объединение двух форм претерита в одну имело важные последствия для грамматики английского языка: в форме прошедшего времени совершенно утрачено спряжение, т. е. утрачены категории лица и числа.

Слабые глаголы

Эволюция слабых глаголов в средний и ранненовоанглийский период проходила по пути унификации и бóльшей регулярности. Древние слабые глаголы 3 класса были немногочисленными и уже тогда часто подвергались воздействию глаголов первых двух классов. В средний период они либо присоединялись к глаголам 1 и 2 классов, либо стали нерегулярными. Формы libben, seggen, habben были постепенно вытеснены формами liven, seien, haven, образованными по аналогии с формами прошедшего времени: lifde, sayde, hafde.

В MdE ещё можно различить два класса слабых глаголов, которые частично перестроились, перегруппировались по линии унификации. В северных и центральных диалектах глаголы 1 класса, имевшие звук [ı] в форме инфинитива – styrian, nerian (после краткого корневого гласного + r), и глаголы 2 класса на
-ian (lufian, macian), в этот период утратили звук [ı], и получились формы stiren, loven, maken. В южных диалектах окончание инфинитива часто выступает в форме -i: lovi, maki, stiri.

Глаголы 2 класса, имевшие в OE окончания -ode, -оd во второй и третьей формах, ослабили эти окончания до -ede, -ed: lookede, looked так же, как и глаголы 1 класса с кратким гласным в корне stirede, stired, утратив таким образом свои отличительные свойства. Бывшие слабые глаголы 1 и 2 класса в средний период почти не отличались друг от друга, за исключением неправильных OE глаголов 1 класса [11, с. 35]. Ядром создания основной модели стандартных глаголов явился прежний 2 класс слабых глаголов. Многочисленные заимствования из французского оформлялись именно по этой модели, что свидетельствует о её высокой продуктивности.

Единственное изменение, которому подверглась группа стандартных глаголов, это выпадение (синкопа) защищённого нейтрального [ə] перед дентальными: looked, loved, bathed, smoked. Это выпадение в XVIII веке нередко обозначалось апострофом: lov`d, arrive`d, smok`d. Против него резко возражал Джонатан Свифт, считавший его вульгарным. Однако синкопированные формы, как известно, закрепились, на письме апостроф исчез, сохранилась буква е.

ОЕ глаголы 1 класса с долгим корнем (с долгим гласным или кратким гласным плюс два согласных) типа dēman, fremman получили окончание -de (без гласного перед дентальным) в форме претерита и окончание -ed в причастии II: herde, hered; demde,demed. К XV веку конечное -е редуцировалось, а когда произошла синкопа защищённого -е в группе правильных глаголов, этот подтип окончательно совпал с регулярными глаголами. Слабые глаголы с дентальным звуком на исходе слова сохраняли [ı] в суффиксе: wanted, landed, loaded.

В XIV веке, т. е. в Late MdE, в слабых глаголах, оканчивающихся на [l, n, f, v, s], а также на группу «носовой плюс d», суффикс прошедшего времени и причастия II оглушился, так что мы имеем в них окончания [lt, nt, ft, vt, st, nt]: spillen – spilte, spilt; lēnen – lente, lent; bilden – bilte, built; fēlen – felte, felt; senden – sente, sent; benden – bente, bent; lōsen – loste, lost; lēven – lefte, left; gilden – gilte, gilt; renden – rente, rent.

В слабых глаголах с основой на -nd, -ld глухой смычный [t] стал графическим маркером форм претерита и причастия II, который помогал различить формы инфинитива и претерита с причастием, как в современном языке: to send – sent; to bend – bent; to spend – spent; to wend – went.

Помимо оглушения дентального суффикса, в некоторых бывших слабых глаголах следует отметить также дальнейшие изменения корневого гласного в формах инфинитива, с одной стороны, и двух других основных формах, с другой. Многочисленные количественные и качественные изменения гласных, имевшие место в средний и ранненовоанглийский период, существенно отразились на их морфологии.

Например: MdE инфинитивы lōsen, lēven, fēlen, kēpen, mēten, slēpen, wēpen, swēpen имели долгий гласный, который по Великому сдвигу гласных стал более узким и закрытым, в то время как в формах прошедшего и причастия II этот долгий гласный сократился перед группой негоморганных согласных и не подвергся воздействию сдвига: lost, left, felt, kept, met, slept, wept, swept, crept и т. д. Другими словами, эти глаголы стали в современном языке нерегулярными, нестандартными, как и бывшие слабые глаголы с кратким гласным в корне и дентальным смычным [d, t] на исходе корня: to set, to put, to cut, to shut, to bet, to hit, to cast. Эти глаголы не имели ничего общего с сильными, у них никогда не было чередования корневого гласного по аблауту, они есть результат чисто фонетических изменений.

Напомним, что в Late MdE нейтральный гласный [ə] в конечном слоге стал очень нестабильным и вскоре был полностью утрачен. Этот сугубо фонетический процесс имел далеко идущие последствия для грамматики английского глагола. С утратой конечного [ə] в претерите исчезли не только различия между классами слабых глаголов, но также различия между их второй и третьей формами. Поэтому в современном английском языке в правильных регулярных глаголах различаются только две формы – инфинитив и формы с дентальным суффиксом.

Как можно видеть, древнее деление глаголов на сильные и слабые не вполне соответствует современному делению на регулярные (стандартные, правильные) и нерегулярные (нестандартные, неправильные). И в тех, и в других обнаруживаются глаголы разного происхождения, разной генетики и структуры. И хотя нестандартные глаголы (их около двухсот) во много раз количественно уступают стандартным, они составляют важную часть языка. Большинство из них принадлежат к основному слою лексики, обладают высокой частотностью употребления и широко используются во фразеологических выражениях. Их значимость для грамматической системы английского языка заключается в том, что многие из этих глаголов сохранили различия между тремя основными формами, что позволяет современным грамматистам различать три основы во всех английских глаголах, несмотря на формальное совпадение претерита и причастия II.

Контрольные вопросы

1. Какие тенденции развития просматриваются в системе глагола в MdE? Чем отличаются эволюции именной и глагольной систем?

2. Какие факторы определяют упрощение глагольной парадигмы в этот период?

3. Какие количественные и качественные изменения гласных способствовали смешению классов сильных и слабых глаголов?

4. Сколько основных форм глагола различаются в современном английском языке и почему?

5. Совпадают ли древние сильные и слабые глаголы с современными регулярными и нерегулярными? Если нет, то почему?

Наши рекомендации