Чередование гласных о-а при образовании глаголов несовершенного вида на –ива, -ыва в корнях видовых пар глаголов

Корневая гласная о сохраняется:захлопнуть - захлопывать, озаботить – озабочивать, опорочит – опорочивать, отсрочить – отсрочивать, приурочить – приурочивать, узаконить – узаконивать, уполномочить – уполномочивать.

Глаголы, требующие чередования о-а:выхлопотать – выхлопатывать, заболотить – заболачивать, заморозить – замораживать, застроить – застраивать, обработать – обрабатывать, облагородить – облагораживать, освоить – осваивать, оспорить – оспаривать, удостоить – удостаивать, усвоить – усваивать.

Ошибки в употреблении возвратных форм на –ся и –сь

Если у глагола нет собственно-возвратного значения ( действие не возвращается на субъект), формы на –ся ошибочны.

НЕЛЬЗЯ: ребенок играется, подметается, стирается.

Иногда при употреблении –ся возникает двусмысленность: Огурцы моются под струей холодной воды (при консервировании). Надо: Огурцы моют…

Нельзя злоупотреблять формами на –ся, которые имеют просторечно-разговорный характер: умывалася, одевалася, причесывалася, мылася, обувалася и т. д.

Запомните употребление следующих глаголов: класть (неправильно ложить), подстричься (неправильно постричься), поскользнуться (неправильно подскользнуться), взвесить (неправильно свешать), есть (неправильно кушать), насмехаться (неправильно надсмехаться).

Контрольные тестовые задания к разделу

«Морфологические нормы»

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных (множественное число, именительный падеж).

  1. В нашем таксопарке работают только квалифицированные… . А. шофера Б. шоферы
2. … нашего отдела получили премию. А. бухгалтеры Б. бухгалтера
3. В тайге водятся красивые … . А. соболя Б. соболи
4. На побережье Черного моря находятся оздоровительные … . А. лагери Б. лагеря
5. На совещании присутствовали … ведущих вузов страны. А. ректоры Б. ректора

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме существительных (множественное число, родительный падеж).



  6.В ближайшем магазине большой выбор… . А. туфлей Б. туфель
7.Босоножки лучше носить без … . А. носков Б. носок
8.Мать приготовила вкусный салат из … . А. помидоров Б. помидор
9.В нашем вузе учится группа … . А. осетинов Б. осетин
10.В настоящее время на Двинской улице нет … . А. рельсов Б. рельс

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме прилагательных (употребление степеней сравнения).

  11.Левый берег реки … , чем правый. А. круче Б. более круче
12.Этот перевал наиболее … .   А. опаснее Б. опасный
13.Такие ошибки легко … .   А. устранимые Б. устранимы
14.Я не смог выполнить задания, потому что был … . А. болен Б. больной
15. Он всегда был очень … .   А. легкомысленен Б. легкомыслен

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме числительных.

  16. Год приблизительно равен … . А. триста шестьдесят пяти Б. тремстам шестидесяти пяти
17. Олимпиада в Сочи состоится в … году. А. две тысячи четырнадцатом Б. двухтысячи четырнадцатом
18. В походе участвовало около … человек. А. полтораста Б. полутораста
19. В спектакле заняты … знаменитых актрис. А. пятеро Б. пять
20. Город расположен по … сторонам дороги. А. обеим Б. обоим

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме местоимений.

  21.Мария попросила меня принести … конспект. А. свой Б. ее
22. Благодаря … мы выиграли соревнование. А. нему Б. ему
23. … турист должен иметь эту инструкцию. А. каждый Б. всякий
24. Трудно было узнать в ней ту девушку, … она была еще два года назад. А. которой Б. какой
25. Сдай хоть … зачеты. А. какие-либо Б. какие-нибудь.

Прочитайте предложения. Выберите вариант, соответствующий морфологической норме глагола.

  26. Я обязательно … его в своей правоте. А. убедю Б. должна убедить
27. Ночью шел дождь, поэтому белье долго … на балконе. А. сохло Б. сохнуло
28. Из-под копыт лошади во все стороны … грязь. А. брызгает Б. брызжет
29. Наш котенок всегда громко … . А. мяукает Б. мяучит.
30. Вас никто не … делать подобные заявления. А. уполномачивал Б. уполномочивал

Список литературы

1. Большой орфографический словарь русского языка. – М., 1993.

2. Бучкина Б. З. Орфографический словарь русского языка: Слитно? Раздельно? Через дефис? Впервые с грамматическими формами, толкованиями и примерами употребления. – М., 1998.

3. Граудина Л. К., Ицкович В. А., Катлинская Л. П. Грамматическая правильность русской речи. Опыт частотно-стилистического словаря вариантов. – М., 1976.

4. Еськова Н. А. Краткий словарь трудностей русского языка. Грамматические формы. Ударение. – М., 1994.

5. Ефремова Т. Ф., Костомаров В. Г. Словарь грамматических трудностей русского языка. – М., 1993.

6. Розенталь Д. Э. Справочник по правописанию и стилистике. – СПб.,1997.

Синтаксические нормы

Синтаксиспредставляет собой систематизированную совокупность словосочетаний и предложений, а также правил их построения и употребления, и в то же время – раздел грамматики, который изучает и описывает эти словосочетания, предложения и правила.

Синтаксические нормы, так же как и другие нормы, исторически изменчивы, но не в такой степени, как орфоэпические или лексические.

Синтаксические нормы – это сфера речевой культуры, регламентирующая построение и использование в речи синтаксических конструкций (словосочетаний, предложений), предусмотренных системой языка.

Чтобы овладеть синтаксическими нормами, недостаточно научиться правильно строить словосочетания и предложения; необходимо учитывать значение конструкции, связи синтаксиса и лексики, синтаксиса и морфологии. Взаимодействие это бесконечно многообразно, потому что лексика языка практически неисчерпаема, да и разнообразие морфологических форм и синтаксических моделей в русском языке весьма велико.

Нарушения синтаксических норм можно разделить на две категории:

1) нарушения правил построения синтаксических конструкций в сложных случаях, связанные с наличием вариантов в строе языка (согласование и управление);

2) грамматически правильно, но неудачно построенные конструкции, вызывающие нежелательный результат.

Наши рекомендации