Пути обучения диалогу и используемые в их рамках опоры
При обучении диалогу выделяются те. же пути, что и при обучении монологу.
Очевидно, что обучение диалогу путем «сверху вниз» является наиболее оптимальным для обучения стандартным, или типовым, диалогам. Как правило, оно проходит следующим образом. -
■ :' ':'~ ' :"' Учитель | Ученики |
1) Определяет наиболее типичные ситуации, ди алогического общения в рамках изучаемой темы (например, «У врача», «Разговор пр телефону» и т. д.). 2) Изучает материалы УМК и имеющихсяучеб-^ ных пособий, соответствующих возрасту и уровню языка своих учащихся. . 3) Отбирает или составляет диалоги-образцы с, использованием типичных для данной ситуа ции речевых клише, моделей речевого взаи модействия и т. д. 4) Определяет последовательность предъявле ния различных типовых диалогов в процессе изучения темы. 5) Знакомит учащихся с новыми словами и ре чевыми структурами предъявляемого диа лога. | 1) Знакомятся: '■' — с новыми словами, речевыми моделями и клише; — с социокультурными особенностями речевого поведения в конкретной речевой ситуации. 2) Отрабатывают хором и индивидуально речевые ■ 1 реплики типового диалога. 3) Отвечают на вопросы .. : учителя по тексту диа-, лога, совершают необходимые трансформа-, ции и т. д. |
Обучение говорению_______________ 181
Продолжение
Учитель | Ученики ' - ■://■ |
6) В случае необходимости комментирует социокультурные особенности речевого общения в рамках данной ситуации. 7) Читает диалог или проигрывает запись диа лога. ■■■■ ' 8) Организует его отработку, обращая внимание на правильность фонетического оформления речи, использование других паралингвисти- ческих средств. 9) Организует работу с текстом диалога, направ ленную на его полное понимание и запомина ние, а также частичную трансформацию с уче том уже знакомых синонимичных моделей. ' 10) Аналогично отрабатывает другие типовые диалоги., 11) Частично видоизменяет речевую ситуацию с целью привнесения элемента аутентичности в решение речевой задачи, моделируя соединение реплик из различных типовых диалогов в речи учащихся. 12} Формулирует речевую установку .для творческих учебных диалогов по теме. 13) Продумывает использование вербальных и невербальных опор для конкретных учеников. 14) Планирует пары опрашиваемых учеников и последовательность их опроса. | 4) Учатся быстро реагиро-. вать на определенные реплики. 5) Разыгрываю'т'у'Чёбные " диалоги близко к тексту или учат их наизусть.. 6) Составляют собствен ные диалоги по образцу на основе частично ви^ доизмененной ситуации в соответствии с уста новкой учителя. |
^ мЭгюрами для составления собственных диалогов в данном случае могут служить:
• сами тексты диалогов-моделей;
• содержание речевой установки учителя на составление видоизмененных диалогов;
• описание ролей, получаемых отдельно каждым из участников диалога;
• картинки или видеосюжет, проигрываемый без звукамД[
Обучение диалогу путем «снизу вверх»предполагает, что у учащихся по какой-либо причине нет исходного диалога-образца. Здесь может быть несколько вариантов:
1) учащиеся не умеют читать .и не могут воспользоваться привес-денным образцом; ,. ...
2) уровень речевого развития достаточно высок, поэтому единый образец уже не нужен;
3) предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец будет только сковывать инициативу и творчество учащихся.
Следует отметить, что речь идет не просто об использовании диалога, а об обучении диалогической форме общения. Следовательно,
1.82 Обучение говорение
даже без диалога-опоры речь идет о ^совершенствовании диалогических навыков и умений. ,■■:■.■.
Что же необходимо совершенствовать в данном случае?
Определим лишь, некоторые из базовых речевых умений:
1) умение задавать вопросы, разных типов;
2) логично, последовательно и.понятно отвечать на поставленные
■ вопросы; г- ■ ■
3) использовать различные реплики реагирования в процессе общения,1 проявляя заинтересованность, внимание и активное участие в разговоре;'
4) употреблять различные вводные структуры и клишированные' выражения;
5) пользоваться различными.способами реализации речевых функций, таких, как выражение согласия или несогласия, сомнения, удовлетворения, неудовольствия, просьбы, вежливого отказа и т. д.
'. ■ | Как показывает: практика, -наиболее .трудным в данной связи представляется обучение технике использования вопросов. И дело не только в том, что учащиеся не могут запомнить особенности порядка слов или адекватного употребления вспомогательных глаголов, хотя эти проблемы можно считать.актуальными вплоть до продвинутого этапа обучения в вузе. В чисто языковом отношении,, н^мте«т«-назв-а«-н-ьи;,.,лр_цб4:де-м, часто \ возникают трудности и с .использованием косвенных вопросов. I
.-- Участие в языковых олимпиадах, конкурсах, практика преподавания языка в школе и вузе убеждают в том, что наибольшее за--труднение в данной связи представляют следующие моменты:
• Умение сформулировать содержательно ценный вопрос. Недаром существует поговорка: «Каков вопрос, таков и ответ»: Содержательный вопрос не столько' запрашивает информацию., сколько несет её, определяет общение и облегчает понимание речевой' задачи для партнера. И наоборот, примитивный вопрос, предполагающий очевидный всем ответ, может вызвать недоумение и даже раздражение.
• С помощью вопроса можно смоделировать нужный ответ, изменить характер общения. Не только ученики, но и многие на-.
■ чинающие учителя, не умеют задавать вопросы, а ведь именно,
умно заданный' вопрос провоцирует нужный ответ, может из
менить ход всего речевого общения, позволяет обоим участни
кам диалога быть равноправными Партнерами общения, сохра
нить необходимую степень инициативы и независимости.
• Логично планировать серию вопросов,, ориентированных на по- .
лучение нужной информации, даже в том случае, если партнер;
немногословен и явно не расположен к. общению.
Что же можно предложить учителю, чтобы проблема грамотного использования вопросов учащимися перестала быть неразре-. шимой?
Обучение говорению ________ Г83
1. Пересмотреть отношение, к использованию собственных вопросов на уроке, сделав их более содержательными, открытыми, проблемными, творческими. Избегать формальных, бессмысленных вопросов. Недаром говорят: «На примерах учимся».'
2. Обучать не столько ответам на вопросы, сколько новым способам мышления, а вместе с ними и деятельности. Не отрывать учебные задания от реальных жизненных ситуаций и проблем, конкретных социальных условий, ролей и потребностей. Помнить о том, что понимание учебного.материала наступает только тогда, когда этот материал используется не как инструмент, для сдачи экзамена, а как способ усовершенствования своего образа мира, «самоизменения» для реальных действий, (см. концепцию. «Шко-ла-2100» под руководством академика А.А.Леонтьева).
3. Учить учащихся мыслить самостоятельно, спорить и задавать вопросы учителю. . .
4. Использовать творческие игры и задания, предполагающие формирование различных стратегий использования вопросов (игры на отгадывание героев/стран/задуманных слов; проведение викторин, социологических опросов, интервью; осуществление взаимоконтроля на понимание прочитанного/изученного, материала; заполнение диалогов с пропусками и т.д.).
5. Начинать изучение новой темы не с вопроса «Что вы знаете о ..,?», а с задания обсудить в парах и группах, сформулировать и записать те вопросы, на которые хотелось бы получить ответы в ходе обсуждения. Тогда учитель и ученики становятся партнерами, решающими общие задачи, а ученики учатся не только обсуждать, но и самостоятельно выделять и формулировать проблемы, что для подготовки к реальной жизни гораздо важнее.
При обучении диалогу большое значение имеет формирование, умения спонтанно реагировать на реплики партнера, а также умения реализовывать речевые функции с помощью различных языковых и речевых средств. Формировать данные навыки можно не только при обучении диалогическому общению, но и в процессе работы над текстом, при, совершенствовании лексических, грамматических, фонетических навыков. Некоторые задания и упражнения можно с успехом использовать, в качестве, разминки или забавной паузы на уроке. Важно, чтобы отработка этих речевых навыков велась в системе, а не походила на аврал в строительных работах.
Примеры установок, упражнений, заданий, опор, • Учитель: «Я буду зачитывать различные реплики, утверждения, вопросы и т. д. Ваша задача заключается в том, чтобы быстро и не задумываясь отреагировать на них. Я могу адресовать одну и ту же реплику разным людям, в таком случае старайтесь избегать повторов». Примеры реплик: «Как дела?», «Хотите пойти с нами в театр сегодня вечером?», «Вы ведь уже читали эту книгу, не так ли?», «Съешьте еще кусочек этого чудесного пирога!» и т. д.
184 _____________ Обучение говорению
• Учитель: «Работая в парах, задавайте друг другу самые разные вопросы1. Задача состоит в том, чтобы не использовать в ответах слово «да» или «нет». Побеждает тот,; кто заставит партнера произнести эти слова».
• Составьте верные, ложные и спорные утверждения на основе прочитанного текста. Обсудите их в дарах и группах, Выберите самые интересные утверждения и.комментарии к ним.
• Составление викторин; проведение интервью, социологических опросов, диспутов, круглых столов, различных игр с использованием вопросов и ответов.
• Вспомните различные способы выражения согласия, несогласия, неудовольствия и т. д, Составьте мини-диалоги с их использованием. Разыграйте их в классе, , ,
• Составьте .диалог на тему «Ма&.-ожн«ш-ени.е,. к современным проблемам-'Э-ко-догая» на основе данной схемы-опоры.ь
Ученик 1 | Ученик 2 |
Мнение. | Уточняющий вопрос. |
Разъяснение/уточнение-, | Сомнение. |
Уверенность, аргумент. | Несогласие, контраргумент. |
Предложение. | Переспрос. |
Повторное предложение с убеждением. | Согласие. |
Можно придумать много аналогичных схем с использованием различных речевых функций,
_________________ ' _______________ ,_________ ЗАДАНИЕ
Составьте аналогичную схему-опору для моделирования нужного вам диалога по одной из учебных тем. Напишите текст «идеального» диалога, который вы хотели бы получить. Предложите своим коллегам составить диалог по разработанной вами схеме. Сравните оба диалога и скажите, довольны ли вы результатом и почему.
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА УМЕНИЙ ГОВОРЕНИЯ №
^Существует много форм и. видов контроля, Очевидно, что в данном случае . речь идет только об устных формах контроля.. Контроль, может быть текущим, промежуточным и итоговыми О первых двух категориях уже шла речь в лекции об уроке йно-> странного языка. Можно лишь еще раз отметить, что в- этом слу-
Обучение говорению _______ 185
чае контроль имеет комплексный характер, охватывает различные языковые и речевые умения и навыки.
/„Оценка при контроле навыков устной речи обычно выставляется: •. за подготовленные дома монологи и диалоги;
• за неподготовленные монологи и диалоги, которые учитель
предлагает выполнить в классе.
В порядке исключения оценка может быть выставлена и за од-ну-две реплики, если они действительно ценны в речевом отношении и являются ярким примером владения учащимся дискурсивными умениями.^
Рассмотрим^наиболее важные положения итогового контроля в области умении говорения.
1. Итоговый контроль подразумевает контроль как монологических, так и диалогических умений. Поэтому, как правило, у стола экзаменаторов одновременно находятся двое экзаменуемых, ко-. торые по очереди выполняют задания монологического характера, а,затем вместе решают одну из поставленных речевых задач, взаимодействуя на иностранном языке.
2. Необходимо заранее определить тематику и формат контроля, чтобы и то и другое не явилось неожиданностью для студентов в конце срока обучения.
3. Обучение данному виду речевой деятельности должно, строиться с учетом требований итогового контроля, а тренировочные упражнени-я и задания должны моделировать аналогичные задания итогового контроля^
4. Формы контроля, принятые в современных международных и отечественных экзаменах, обычно используют задания следующего типа:
I часть (знакомство)
Экзаменатор задает вопросы общего характера с целью успокоить экзаменуемого, снять эмоциональное напряжение...,
II часть
Здесь могут быть различные варианты заданий, но все они
предполагают монологическое высказывание каждого из экзамену
емых. Обязательным является наличие содержательных опор. При
веду несколько примеров подобных заданий на основе материалов
международных экзаменов и Всероссийских олимпиад по англий
скому языку (Материалы Всероссийских олимпиад по английскому
языку.— М.: Еврошкола, 2000). -
• Из серии рекламных проспектов надо выбрать страну/место/город и т.д., которые вам кажутся наиболее привлекательными. Вы должны обосновать Свой выбор и убедить членов жюри поехать туда вместе с вами.
• На столе экзаменаторов лежат фотографии. Предполагается, что их когда-то сделал сам экзаменуемый. Установка: «Выбе-
186 Обучение говорению
рите 2—3 фотографии и расскажите нам, где и когда вы их сделали, почему в тот момент у вас возникло желание сохранить в памяти это место/этих людей/этот момент и т.д.».
• Экзаменуемому предлагается вслух, спонтанно высказать свое
мнение (продолжительность монолога примерно пять минут).
Установка: «Что бы вы выделили в ряду самых важных собы- .
тий XX века, круто изменивших жизнь людей? Можно ли ска
зать, что В' XXI веке наша жизнь стала лучше/проще? Поче
му? Какой вам видится жизнь в XXI веке? Какие изменения
произойдут в нашей жизни в ближайшее время? Коснутся, ли
они в первую очередь экологии, нашего образа жизни, моды,
транспорта, образования или чего-то еще?»
III часть
Как правило, данная часть экзамена ориентирована на контроль умений речевого взаимодействия с партнером, а также степени сформированности социальной компетенции. И то и другое в комплексе определяют уровень речевой компетенции.
Наивысший балл гарантирован тем, кто демонстрирует:
• готовность к совместному решению возникающих проблем;
• толерантность;
• умение находить общие позиции и готовность идти на разумный компромисс;
• разнообразие речевых формул реагирования;
• умение передавать и запрашивать информацию различными способами;
• грамотную аргументацию позиции;
• умение добиваться необходимого результата с использованием различных стратегий дискурса и т. д.
Неудача постигнет тех, кто:
• не умеет адекватно реагировать на реплики партнера;
• демонстрирует однообразный и ограниченный репертуар речевых формул реагирования;
• не умеет вовлечь партнера в общение;
• не соблюдает «равенства позиций» и навязывает свою точку зрения и т. д.
Пример задания для III части экзамена (из материалов 3-й Всероссийской олимпиады по английскому языку).
• Вам с партнером надо выбрать общий подарок'для друга, к ко
торому вы вместе идете на день рождения. Это может быть од
на из трех предложенных на картинке вещей. Сделайте свой
выбор, объясните партнеру, почему вы предпочли эту вещь
всем остальным. Выслушайте его/ее предложения. Постарай
тесь убедить товарища в правильности вашего выбора, а затем;
примите какое-то общее решение.
Весь экзамен рассчитан на 15 минут для каждой пары экзаме- , нуемых.
ОБУЧЕНИЕ ПИСЬМУ §
\лещим /о
Традиционно определим те вопросы, которые могут возникнуть у учителя в связи с обучением данному виду речевой деятельности, и постараемся на них;ответить.
♦ |
Что' такое письмо и отличается ли оно от. письменной речи?
♦ |
Чем,, в свою очередь, письменная речь отличается от устной?
♦ |
Когда письмо выступает самостоятельной целью обучения, а когда является средством формирования смежных навыков?
♦ |
Из чего складывается, содержание обучения письму на различных этапах обучения?
♦ |
Какие типологические группы сложностей определяют каж1* дый из этапов и как их можно свести к минимуму?
♦ |
Какие способы контроля и проверки сформированности дан
ных навыков существуют и как правильно.их использовать на
Уроке? . .
♦ |
Какие задания входят в письменную часть международных экзаменов?
ЧТО ПОНИМАЕТСЯ под письмом. КАКОВА ЕГО РОЛЬ В ПРОЦЕССЕ .,■ ОВЛАДЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКОМ
В лингвистике под письмом понимается графическая1 система' как одна из форм плана выражения.
В методике под письмом понимается, овладение учащимися графической и орфографической системами иностранного; языка для фиксации речевого и языкового материала в целях его лучшего запоминания и в качестве помощника в овладении устной речью и чтением.
Письменная речь и в лингвистике, и в методике рассматривается как процесс выражения мыслей в ■графической форме...
Часто в методике термины «письмо» и «письменная речь.» не противопоставляются. Термин «письмо» может включать в себя и письмо.как таковое, и письменную речь. В англоязычной методической литературе эти два понятия также не противопоставляются (сравните: "writing as a means" и "writing as an end").
188____________________ Обучение письму_______________________