Технические и нетехнические средства обучения

Очевидно, что в настоящее время на уроке иностранного язы­
ка трудно обойтись без технических средств обучения. Тем не ме­
нее еще существуют школы, где не только видео-, но и аудиоап­
паратура считается непозволительной роскошью. Не комментируя
данное положение, следует добавить, что учитель, как и любой
профессионал, должен быть готов к решению возникающих про­
блем. Проще всего принять ситуацию как данность, но, как изве­
стно, под лежачий камень.вода не течет. ,

Приведу здесь один очень показательный пример, с которым я как член жюри американской организации АСПРЯЛ столкнулась при отборе учителей английского языка для профессиональной стажировки в США. Это был третий тур. По правилам организа­ции учитель должен прислать письменное обоснование собствен­ной концепции обучения иноязычной культуре, а также анализ удач и неудач в профессиональной деятельности и причин последних. Затем на местах проходило устное собеседование с представите­лем АСПРЯЛ (носителем языка). На третьем туре в Москве.экс­перты лишь.знакомились с полученными материалами и результа­тами собеседовании. Один из кандидатов прекрасно прошел собеседование, прислал очень грамотный анализ собственной дея­тельности: прекрасно структурированный и написанный на хоро­шем уровне профессионального языка (по-английски), НО ОТ РУ­КИ. Ниже была приписка, объяснявшая, что машинка в школе сломалась и перепечатать текст возможности не было. Решение членов комиссии было однозначным. Кандидата признали одним из самых профессионально подготовленных и перспективных, но в стажировке отказали. Аргумент отказа был таким: «Если учи­тель иностранного языка, знакомый с требованиями профессио­нальной культуры, не смог решить столь незначительную пробле­му, значит, он плохой организатор и менеджер, а значит, на уровне распространения и внедрения полученного нового опыта он будет руководствоваться собственными удобствами, а не результатами и интересами дела».

Чтобы успешно решать задачи обучения школьников и реаль­но готовить их к практической деятельности, необходимо не про­сто самим использовать технические средства обучения на уроке, но и научить учащихся работать с ними самостоятельно.

Трудно переоценить те плюсы, которые дает использование аудио- и видеоматериалов на уроке иностранного языка. Эпидиаскоп может значительно сократить усилия учителя при фронтальной ра­боте с доской, поскольку пленки можно использовать многократ­но и не надо переписывать один и тот же текст мелом на доске для каждой новой группы учащихся. Кстати, умение пользоваться этим техническим средством является необходимым элементом профессиональной культуры учителя, особенно при публичных вы-




38 Содержание, принципы и средства обучения иностранным языкам

ступлениях на научных,конференциях и семинарах. Правда, на по­следней, международной конференции.в Китае в октябре 2000 го­да, где мне пришлось выступать,-, я убедилась в тому что эпидиа-. скоп как ТСО (техническое средство обучения) уже уходит в прошлое. 99,9% выступавших, на конференций использовали компьютерные программы, которые автоматически воспроизводи­лись на большой экран с переносного компьютера,' лежавшего на кафедре перед докладчиком.

В.настоящее время любому специалисту важно уметь работать
с компьютером, пользоваться Интернетом для подготовки различ­
ных раздаточных материалов, индивидуальных домашних заданий
и т. д. Через Интернет, можно легко получить профессиональную
консультацию^ найти интересный аутентичный'текст и т.д. Одна­
ко следует предупредить, что многие компьютерные программы
и материалы, полученные из Интернета, надо предварительно под­
вергать тщательному анализу, поскольку в них могут быть и ошиб­
ки, и-заведомо ложные социокультурные стереотипы, которые кто-
то пытается навязывать через электронную сеть не очень
разборчивым пользователям. .

УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СЕГОДНЯ

технические и нетехнические средства обучения - student2.ru технические и нетехнические средства обучения - student2.ru В данной лекции мы поговорим о методическом содержании со­временного урока иностранного языка и его особенностях. В осно­ве лекции лежит концепция профессора Е. И. Пассова, изложен­ная им в прекрасной книге, которая так- и называется «Урок иностранного языка в средней школе» (М.: Просвещение, 1988)* а также практические наработки автора данной книги.

Вопросы для обсуждения:

Сущность методического содержания урока иностранного языка.

Основные черты современного урока иностранного языка. Роль учителя и ученика на уроке иностранного языка.

МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Урок — это неотъемлемая часть учебного процесса. На уроке, . как в капле воды, отражаются все плюсы и минусы научной кон­цепции, которую использует учитель. Опытному методисту доста­точно посетить несколько занятий, чтобы иметь представление о том,, как идет процесс преподавания языка в конкретном клас­се. Даже если учитель пытается отрепетировать заранее и пока­зать хороший спектакль вместо рабочего урока, это неизбежно станет очевидным через первые же 5—10 минут.

Урок обладает всеми свойствами общего процесса обучения. Он представляет собой сложный комплекс учебных задач, которые как учитель, так и ученики решают, исходя из конкретной; сугубо индивидуальной ситуации, условий работы группы или отдельного ученика.

Мне приходится часто посещать уроки иностранного языка как у начинающих преподавателей, так и у опытных учителей. У каж­дого учителя со временем вырабатывается свой стиль, свои люби­мые приемы работы. Что хорошо для одного учителя, то не все­гда может быть приемлемо для другого. Но что объединяет все хорошие уроки, так это грамотная, методическая концепция-.

Знающие учителя всегда четко понимают, с какой целью они предлагают то или иное задание, какие учебные задачи они хотят решить. Такие учителя умеют видеть альтернативные пути реше-

40 Урок иностранного языка сегодня

ния одной и той .же проблемы и могут объяснить свой выбор. Без четкой методической концепции урок может превратиться в хаос, в беспорядочный набор случайных упражнений и заданий, смысл которых.непонятен даже учителю, не говоря об учениках.

Давайте поговорим о методическом содержании урока иност­ранного языка, или, иными словами, о тех основных положениях, которые определяют его особенности, структуру, логику и приемы работы.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ

Суть данного положения основывается прежде всего на том, что овладение культурой личностно. Личностно и общение. Отсю­да индивидуализация заключается в учете и использовании резер­вов личности обучаемых, т. е. их жизненного опыта, мировоззре­ния, контекста деятельности, интересов, эмоций и чувств, статуса личности в коллективе.

Одна и та же тема «Семья» может обсуждаться по-разному в зависимости от того, с кем вы работаете. Есть дети из непол­ных семей, дети, потерявшие родителей при трагических обстоя­тельствах, сироты, воспитанники детских домов, дети-беженцы. Есть и,: наоборот, дети из очень состоятельных семей, где при этом мама и папа передоверяют воспитание детей гувернерам и тело­хранителям. Есть дети из так называемых благополучных семей, но каковы критерии этого благополучия?

У каждого человека может быть свое отношение к обсуждае­мой теме. Хорошо, если учитель знает жизненные обстоятельства своих учеников и может их учесть при определении круга обсуж­даемых проблем.

Значит ли это, что надо «подстраиваться» под мировоззрение учеников, зачастую очень незрелое и ошибочное? Отнюдь нет. Обучение иностранному языку, как и обучение в целом, прежде всего призвано развивать социальную зрелость человека, готовить его к жизни в. обществе, правильно понимать динамику его разви­тия и нормы человеческого общежития.

Анализ изучения зарубежной учебной литературы, проведенный профессором В. В. Сафоновой, позволил выделить несколько на­иболее частотных социологизированпых подтем в рамках изучения темы «Семья»..

[ ________ ______________________________ ЗАДАНИЕ

Просмотрите данные ниже подтемы и скажите, какие из них вам кажутся наиболее важными. Раскройте кратко основные положения каждой из подтем и скажите:

• какие из них, rio вашему мнению, можно безболезненно опус­тить в начальной/средней школе;

• все ли из приведенных подтем реализуются в отечественных учебных пособиях по ИЯ и почему;

Урок иностранного языка сегодня________ 41

• какие из них надо рассматривать в школе, в каком классе, в каком объеме и почему.

На конкретных примерах проиллюстрируйте возможность/невоз­можность формирования всех целей обучения ИЯ в рамках изуче­ния данной темы. Определите условия успешности/нёуспешности достижения цели.

Тема «Семья»:

— типы современных семей в Западной Европе, в мире;

— индустриализация и изменения в жизни семьи;

— функции семьи в обществе;

— равные права и проблемы взаимоотношений мужчины и жен­щины;

—* проблемы «отцов и детей»;

— бюджет современной семьи;

— проблема пожилых людей;

— культура женитьбы/замужества, развода;

— проблемы насилия в семье; социальная защита;

— движение женщин за свои права.

Мы уже говорили о том, что урок иностранного языка призван формировать коммуникативную компетенцию во всем многообра­зии ее составляющих, решать различные цели обучения. Учитывая сложившиеся стереотипы своих учеников, учитель может повлиять на их преодоление, способствовать большей социальной зрелости, умению принять иную точку зрения, стать терпимее или, наоборот, активнее и критичнее и т. д.

Как же обеспечить индивидуализацию урока? В каждом кон­кретном случае это будет по-разному, по вот несколько возмож­ных вариантов:

• При планировании темы отобрать те проблемы, которые наи­более актуальны для данной группы, для контекста их деятель­ности, соответствуют уровню понимания и знаний учащихся.

• Использовать задания открытого типа, высокого уровня про-блемности, т. с. такие,, где есть возможность выразить свою точку зрения, иногда отличную от других, обеспечить столкно­вение мнений, дискуссию.

• Использовать различный жизненный опыт учащихся, их инте­ресы и увлечения при организации обсуждения, возможно, пла­нируя опрос под конкретных учеников.

• Использовать индивидуальные домашние задания, давая воз­можность ученикам проявить себя наилучшим образом, рас­крыть свои знания, поделиться, опытом, и даже удивить това­рищей и изменить их отношение к себе.

• Учитывать социальный статус различных учеников и корректи­ровать взаимодействие учащихся в том случае, если поведенче­ские модели формируют определенные комплексы как у .самого

42____________ Урок иностранного языка сегодня

ученика, так и у всей группы по отношению к нему. Здесь не­обходимо пояснить, что имеется в виду как заниженная оценка и самооценка, так и завышенная. Мне неоднократно приходи­лось видеть уроки хороших учителей, где именно воспитатель­ные дели урока составляли весь его стержень. Причем это мо­жет быть воспитание одного конкретного человека, который монополизирует внимание всей группы и требует к себе особо­го внимания учителя или, наоборот, считает себя слишком не­значительным и ничтожным, постоянно соглашается со всеми, не имеет собственного мнения, льстит и заискивает. И то н дру­гое очень плохо. Школа должна готовить детей к реальной жиз­ни, к производственным отношениям. Нормы социального об­щежития, умение взаимодействовать с людьми, не унижая их достоинства и не теряя своего,— это важнее, чем хорошо ус­военные правила грамматики или физики. Кстати, без сформи­рованных навыков социальной .компетенции все остальные прагматические навыки могут оказаться, мягко говоря, невос­требованными.

• Учитывать реальный уровень обученности по предмету, сфор-мирОванноеть речевых и языковых навыков. В случае отстава­ния от программы или ее опережения внести необходимые по­правки в планирование никла уроков и всего курса.

• Выбирать дополнительные средства Обучения, отвечающие ре­альным возможностям и потребностям учеников.

• Использовать различные режимы и формы работы на уроке, об­ращая особое внимание на формирование групп/пар, распределе­ние ролей и т. д. (см.: «Новые формы общения» на с. 56—57).

Наши рекомендации