Технические и нетехнические средства обучения
Очевидно, что в настоящее время на уроке иностранного язы
ка трудно обойтись без технических средств обучения. Тем не ме
нее еще существуют школы, где не только видео-, но и аудиоап
паратура считается непозволительной роскошью. Не комментируя
данное положение, следует добавить, что учитель, как и любой
профессионал, должен быть готов к решению возникающих про
блем. Проще всего принять ситуацию как данность, но, как изве
стно, под лежачий камень.вода не течет. ,
Приведу здесь один очень показательный пример, с которым я как член жюри американской организации АСПРЯЛ столкнулась при отборе учителей английского языка для профессиональной стажировки в США. Это был третий тур. По правилам организации учитель должен прислать письменное обоснование собственной концепции обучения иноязычной культуре, а также анализ удач и неудач в профессиональной деятельности и причин последних. Затем на местах проходило устное собеседование с представителем АСПРЯЛ (носителем языка). На третьем туре в Москве.эксперты лишь.знакомились с полученными материалами и результатами собеседовании. Один из кандидатов прекрасно прошел собеседование, прислал очень грамотный анализ собственной деятельности: прекрасно структурированный и написанный на хорошем уровне профессионального языка (по-английски), НО ОТ РУКИ. Ниже была приписка, объяснявшая, что машинка в школе сломалась и перепечатать текст возможности не было. Решение членов комиссии было однозначным. Кандидата признали одним из самых профессионально подготовленных и перспективных, но в стажировке отказали. Аргумент отказа был таким: «Если учитель иностранного языка, знакомый с требованиями профессиональной культуры, не смог решить столь незначительную проблему, значит, он плохой организатор и менеджер, а значит, на уровне распространения и внедрения полученного нового опыта он будет руководствоваться собственными удобствами, а не результатами и интересами дела».
Чтобы успешно решать задачи обучения школьников и реально готовить их к практической деятельности, необходимо не просто самим использовать технические средства обучения на уроке, но и научить учащихся работать с ними самостоятельно.
Трудно переоценить те плюсы, которые дает использование аудио- и видеоматериалов на уроке иностранного языка. Эпидиаскоп может значительно сократить усилия учителя при фронтальной работе с доской, поскольку пленки можно использовать многократно и не надо переписывать один и тот же текст мелом на доске для каждой новой группы учащихся. Кстати, умение пользоваться этим техническим средством является необходимым элементом профессиональной культуры учителя, особенно при публичных вы-
38 Содержание, принципы и средства обучения иностранным языкам
ступлениях на научных,конференциях и семинарах. Правда, на последней, международной конференции.в Китае в октябре 2000 года, где мне пришлось выступать,-, я убедилась в тому что эпидиа-. скоп как ТСО (техническое средство обучения) уже уходит в прошлое. 99,9% выступавших, на конференций использовали компьютерные программы, которые автоматически воспроизводились на большой экран с переносного компьютера,' лежавшего на кафедре перед докладчиком.
В.настоящее время любому специалисту важно уметь работать
с компьютером, пользоваться Интернетом для подготовки различ
ных раздаточных материалов, индивидуальных домашних заданий
и т. д. Через Интернет, можно легко получить профессиональную
консультацию^ найти интересный аутентичный'текст и т.д. Одна
ко следует предупредить, что многие компьютерные программы
и материалы, полученные из Интернета, надо предварительно под
вергать тщательному анализу, поскольку в них могут быть и ошиб
ки, и-заведомо ложные социокультурные стереотипы, которые кто-
то пытается навязывать через электронную сеть не очень
разборчивым пользователям. .
УРОК ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА СЕГОДНЯ
В данной лекции мы поговорим о методическом содержании современного урока иностранного языка и его особенностях. В основе лекции лежит концепция профессора Е. И. Пассова, изложенная им в прекрасной книге, которая так- и называется «Урок иностранного языка в средней школе» (М.: Просвещение, 1988)* а также практические наработки автора данной книги.
Вопросы для обсуждения:
Сущность методического содержания урока иностранного языка.
Основные черты современного урока иностранного языка. Роль учителя и ученика на уроке иностранного языка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Урок — это неотъемлемая часть учебного процесса. На уроке, . как в капле воды, отражаются все плюсы и минусы научной концепции, которую использует учитель. Опытному методисту достаточно посетить несколько занятий, чтобы иметь представление о том,, как идет процесс преподавания языка в конкретном классе. Даже если учитель пытается отрепетировать заранее и показать хороший спектакль вместо рабочего урока, это неизбежно станет очевидным через первые же 5—10 минут.
Урок обладает всеми свойствами общего процесса обучения. Он представляет собой сложный комплекс учебных задач, которые как учитель, так и ученики решают, исходя из конкретной; сугубо индивидуальной ситуации, условий работы группы или отдельного ученика.
Мне приходится часто посещать уроки иностранного языка как у начинающих преподавателей, так и у опытных учителей. У каждого учителя со временем вырабатывается свой стиль, свои любимые приемы работы. Что хорошо для одного учителя, то не всегда может быть приемлемо для другого. Но что объединяет все хорошие уроки, так это грамотная, методическая концепция-.
Знающие учителя всегда четко понимают, с какой целью они предлагают то или иное задание, какие учебные задачи они хотят решить. Такие учителя умеют видеть альтернативные пути реше-
40 Урок иностранного языка сегодня
ния одной и той .же проблемы и могут объяснить свой выбор. Без четкой методической концепции урок может превратиться в хаос, в беспорядочный набор случайных упражнений и заданий, смысл которых.непонятен даже учителю, не говоря об учениках.
Давайте поговорим о методическом содержании урока иностранного языка, или, иными словами, о тех основных положениях, которые определяют его особенности, структуру, логику и приемы работы.
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ
Суть данного положения основывается прежде всего на том, что овладение культурой личностно. Личностно и общение. Отсюда индивидуализация заключается в учете и использовании резервов личности обучаемых, т. е. их жизненного опыта, мировоззрения, контекста деятельности, интересов, эмоций и чувств, статуса личности в коллективе.
Одна и та же тема «Семья» может обсуждаться по-разному в зависимости от того, с кем вы работаете. Есть дети из неполных семей, дети, потерявшие родителей при трагических обстоятельствах, сироты, воспитанники детских домов, дети-беженцы. Есть и,: наоборот, дети из очень состоятельных семей, где при этом мама и папа передоверяют воспитание детей гувернерам и телохранителям. Есть дети из так называемых благополучных семей, но каковы критерии этого благополучия?
У каждого человека может быть свое отношение к обсуждаемой теме. Хорошо, если учитель знает жизненные обстоятельства своих учеников и может их учесть при определении круга обсуждаемых проблем.
Значит ли это, что надо «подстраиваться» под мировоззрение учеников, зачастую очень незрелое и ошибочное? Отнюдь нет. Обучение иностранному языку, как и обучение в целом, прежде всего призвано развивать социальную зрелость человека, готовить его к жизни в. обществе, правильно понимать динамику его развития и нормы человеческого общежития.
Анализ изучения зарубежной учебной литературы, проведенный профессором В. В. Сафоновой, позволил выделить несколько наиболее частотных социологизированпых подтем в рамках изучения темы «Семья»..
[ ________ ______________________________ ЗАДАНИЕ
Просмотрите данные ниже подтемы и скажите, какие из них вам кажутся наиболее важными. Раскройте кратко основные положения каждой из подтем и скажите:
• какие из них, rio вашему мнению, можно безболезненно опустить в начальной/средней школе;
• все ли из приведенных подтем реализуются в отечественных учебных пособиях по ИЯ и почему;
Урок иностранного языка сегодня________ 41
• какие из них надо рассматривать в школе, в каком классе, в каком объеме и почему.
На конкретных примерах проиллюстрируйте возможность/невозможность формирования всех целей обучения ИЯ в рамках изучения данной темы. Определите условия успешности/нёуспешности достижения цели.
Тема «Семья»:
— типы современных семей в Западной Европе, в мире;
— индустриализация и изменения в жизни семьи;
— функции семьи в обществе;
— равные права и проблемы взаимоотношений мужчины и женщины;
—* проблемы «отцов и детей»;
— бюджет современной семьи;
— проблема пожилых людей;
— культура женитьбы/замужества, развода;
— проблемы насилия в семье; социальная защита;
— движение женщин за свои права.
Мы уже говорили о том, что урок иностранного языка призван формировать коммуникативную компетенцию во всем многообразии ее составляющих, решать различные цели обучения. Учитывая сложившиеся стереотипы своих учеников, учитель может повлиять на их преодоление, способствовать большей социальной зрелости, умению принять иную точку зрения, стать терпимее или, наоборот, активнее и критичнее и т. д.
Как же обеспечить индивидуализацию урока? В каждом конкретном случае это будет по-разному, по вот несколько возможных вариантов:
• При планировании темы отобрать те проблемы, которые наиболее актуальны для данной группы, для контекста их деятельности, соответствуют уровню понимания и знаний учащихся.
• Использовать задания открытого типа, высокого уровня про-блемности, т. с. такие,, где есть возможность выразить свою точку зрения, иногда отличную от других, обеспечить столкновение мнений, дискуссию.
• Использовать различный жизненный опыт учащихся, их интересы и увлечения при организации обсуждения, возможно, планируя опрос под конкретных учеников.
• Использовать индивидуальные домашние задания, давая возможность ученикам проявить себя наилучшим образом, раскрыть свои знания, поделиться, опытом, и даже удивить товарищей и изменить их отношение к себе.
• Учитывать социальный статус различных учеников и корректировать взаимодействие учащихся в том случае, если поведенческие модели формируют определенные комплексы как у .самого
42____________ Урок иностранного языка сегодня
ученика, так и у всей группы по отношению к нему. Здесь необходимо пояснить, что имеется в виду как заниженная оценка и самооценка, так и завышенная. Мне неоднократно приходилось видеть уроки хороших учителей, где именно воспитательные дели урока составляли весь его стержень. Причем это может быть воспитание одного конкретного человека, который монополизирует внимание всей группы и требует к себе особого внимания учителя или, наоборот, считает себя слишком незначительным и ничтожным, постоянно соглашается со всеми, не имеет собственного мнения, льстит и заискивает. И то н другое очень плохо. Школа должна готовить детей к реальной жизни, к производственным отношениям. Нормы социального общежития, умение взаимодействовать с людьми, не унижая их достоинства и не теряя своего,— это важнее, чем хорошо усвоенные правила грамматики или физики. Кстати, без сформированных навыков социальной .компетенции все остальные прагматические навыки могут оказаться, мягко говоря, невостребованными.
• Учитывать реальный уровень обученности по предмету, сфор-мирОванноеть речевых и языковых навыков. В случае отставания от программы или ее опережения внести необходимые поправки в планирование никла уроков и всего курса.
• Выбирать дополнительные средства Обучения, отвечающие реальным возможностям и потребностям учеников.
• Использовать различные режимы и формы работы на уроке, обращая особое внимание на формирование групп/пар, распределение ролей и т. д. (см.: «Новые формы общения» на с. 56—57).