Конвенция об обеспечении свободного пользования Суэцким каналом
(Константинополь, 17/29 октября 1888 г.)
Константинопольская конвенция явилась результатом длительной борьбы между Англией, добивавшейся неограниченного господства над Суэцким каналом, и державами, отстаивавшими принцип свободы судоходства по каналу. Она была подписана Австро-Венгрией, Англией, Германией, Голландией, Испанией, Италией, Россией, Францией и Турцией (последняя представляла интересы Египта, продолжавшего формально считаться частью Османской империи). Еще в период подготовки проекта конвенции международной комиссией по регламентированию свободного пользования Суэцким каналом (март – июль 1885 г.) британский представитель Понсфот настоял на внесении в протокол оговорки, по которой Англия сохраняла за собой свободу действий до тех пор, пока в Египте находятся ее войска. «Оговорка Понсфота» была снята британским правительством только в 1904 г., когда Франция признала в соглашении от 8 апреля «право» Англии на оккупацию Египта.
Во имя бога всемогущего.
Е. в. император всероссийский; е. в. император германский, король прусский; е. в. император австрийский, король богемский и пр. и апостолический король венгерский; е. в. король испанский и от имени его королева регентша королевства; президент Французской республики; ее в. королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, императрица Индии; е. в. король Италии, е. в. король нидерландский, великий герцог люксембургский и е. в. император оттоманов, желая утвердить договорным актом существование определенного порядка, долженствующего оградить на все времена и для всех государств свободное пользование морским Суэцким каналом и пополнить таким образом порядок, которому подчинено было судоходство по этому каналу фирманом е. в. султана, от 22 февраля 1866 года (2 зилькаде 1282 года), утверждающим дарованные его высочеством хедивом концессии, назначили для сего своими уполномоченными...
каковые уполномоченные, сообщив друг другу свои полномочия, признанные правильными и законными, договорились в нижеследующих статьях:
СТАТЬЯ 1
Морской Суэцкий канал как в военное, так и в мирное время будет всегда свободен и открыт для всех коммерческих и военных судов без различия флага.
Ввиду сего высокие договаривающиеся стороны обязуются ни в чем не нарушать свободного пользования каналом как в военное, так и в мирное время.
К каналу никогда не будет применяемо право блокады.
СТАТЬЯ 2
Признавая, что пресноводный канал составляет необходимую принадлежность морского канала, высокие договаривающиеся стороны принимают к сведению обязательства, принятые на себя его высочеством хедивом по отношению к Всемирной компании Суэцкого канала во всем касающемся пресноводного канала. Обязательства эти изложены в конвенции от 18 марта 1863 года, заключающей в себе изложение дела и четыре статьи.
Державы обязуются ни в чем не нарушать обеспеченность этого канала и его разветвлений. Никакие попытки, имеющие целью нарушить неприкосновенность канала, не допускаются.
СТАТЬЯ 3
Высокие договаривающиеся стороны обязуются равным образом не нарушать неприкосновенность материальной части учреждений, построек и работ как в морском канале, так и в канале пресной воды.
СТАТЬЯ 4
Так как по смыслу 1‑й статьи настоящего трактата морской канал остается открытым в военное время для свободного прохода даже военных судов воюющих сторон, то высокие договаривающиеся стороны постановляют по взаимному соглашению, что никакие действия, допускаемые войной, и никакие действия, враждебные или имеющие целью нарушение свободного плавания по каналу, не будут допускаемы в канале и в его входных портах, равно как и в районе трех морских миль от этих портов, даже в том случае, если бы Оттоманская империя была одной из воюющих сторон.
Военные суда воюющих сторон будут иметь право снабжаться в канале и во входных портах провиантом и запасами лишь в пределах строгой необходимости. Проход означенных судов по каналу будет совершаться в самый короткий срок, сообразно действующим правилам, и без всяких остановок, за исключением тех, кои будут вызываемы потребностями службы. Срок пребывания судов в Порт-Саиде и на Суэцком рейде не будет превышать 24 часов, за исключением случаев вынужденной остановки. В последнем случае суда будут обязаны уходить как можно скорее. Между отходом из входного порта судна воюющей стороны и отходом судна, принадлежащего враждебной державе, всегда должен быть соблюдаем промежуток в 24 часа.
СТАТЬЯ 5
В военное время воюющие державы не будут ни высаживать, ни принимать на суда в канале и его входных портах войск, снарядов и военных принадлежностей. Но, если встретится в канале случайное препятствие, можно будет принимать и высаживать во входных портах войска, разделенные на группы, численностью не более 1 000 человек каждая, с соответственным количеством предметов военного снаряжения.
СТАТЬЯ 6
Призы будут во всех отношениях подчиняться тому же порядку, как и военные суда воюющих сторон.
СТАТЬЯ 7
Державы не будут содержать в водах канала (включая в оные озеро Тимса и Горькие озера) никаких военных судов. Но во входных портах, Порт-Саиде и Суэце, они будут иметь право держать военные суда числом не более двух для каждой державы.
Этим правом не будут пользоваться воюющие стороны.
СТАТЬЯ 8
На пребывающих в Египте агентов держав, подписавших настоящий трактат, возлагается обязанность наблюдать за его исполнением. Во всех случаях, когда будет грозить опасность неприкосновенности канала или свободному по нем проходу, агенты, по приглашению трех из них, будут собираться под председательством своего старшины для исследования обстоятельств дела. Они должны будут уведомить правительство хедива о признанной ими опасности, дабы правительство это приняло надлежащие меры к обеспечению свободного пользования каналом.
Во всяком случае они будут собираться раз в год, дабы удостовериться в точном выполнении трактата. Эти последние собрания будут происходить под председательством особого комиссара по назначению императорского оттоманского правительства. Комиссар хедива будет равным образом иметь право участвовать в этих собраниях к председательствовать в оных в случае отсутствия оттоманского комиссара.
Агенты обязаны будут требовать уничтожения всяких сооружений и рассеяния всяких сборищ, кои, на том или на другом берегу канала, могли бы иметь целью или последствием нарушение свободы и полной обеспеченности судоходства.
СТАТЬЯ 9
Египетское правительство в пределах прав, предоставленных ему фирманами, и сообразуясь с условиями, предусмотренными в настоящем трактате, будет принимать меры, необходимые для обеспечения выполнения сего трактата.
В случае, если находящиеся в распоряжении египетского правительства средства окажутся недостаточными, правительство это обратится к императорскому оттоманскому правительству, которое, вследствие такого обращения, примет надлежащие меры и сообщит о том державам, подписавшим Лондонскую декларацию от 17 марта 1885 г., а в случае нужды, войдет с ними по сему предмету в соглашение.
Постановления статей 4, 5, 7 и 8 не будут служить препятствием к принятию мер во исполнение настоящей статьи.
СТАТЬЯ 10
Равным образом постановления статей 4, 5, 7 и 8 не будут служить препятствием мерам, кои е. в. султан и его высочество хедив именем е. и. вел-ва и в пределах, дарованных ему фирманами, прав вынуждены будут принять, в видах обеспечения собственными своими силами защиты Египта и поддержания общественного порядка.
В случае, когда е. и. в. султан или его высочество хедив поставлены будут в необходимость воспользоваться предусмотренными в настоящей статье исключениями, державы, подписавшие Лондонскую декларацию, будут извещены о том императорским оттоманским правительством. Само собой разумеется также, что постановления означенных четырех статей не будут ни в каком случае служить препятствием мерам, кои императорское оттоманское правительство сочтет нужным принять для обеспечения собственными силами защиты своих прочих владений на восточном берегу Красного моря.
СТАТЬЯ 11
Меры, кои будут приниматься в случаях, предусмотренных в статьях 9 и 10 настоящего трактата, не должны препятствовать свободному пользованию каналом.
В тех же случаях остается в силе воспрещение сооружать постоянные укрепления вопреки постановлениям 8‑й статьи.
СТАТЬЯ 12
Высокие договаривающиеся стороны, в видах применения принципа равенства во всем, что касается пользования каналом, каковой принцип составляет одну из основ настоящего трактата, постановляют, что ни одна из них не будет домогаться территориальных или коммерческих преимуществ, ни привилегий в международных соглашениях, кои могут состояться относительно канала. При всем том, права Турции, как территориальной державы, остаются неприкосновенными.
СТАТЬЯ 13
За исключением обязательств, в точности предусмотренных в постановлениях настоящего трактата, верховные права и преимущества е. в. султана, а также права и преимущества его высочества хедива, основанные на фирманах, остаются неприкосновенными.
СТАТЬЯ 14
Высокие договаривающиеся стороны согласны в том, что вытекающие из настоящего трактата обязательства не будут ограничиваться сроком концессий, дарованных Всемирной компании Суэцкого канала.
СТАТЬЯ 15
Постановления настоящего трактата не будут служить препятствием к применению действующих в Египте санитарных правил.
СТАТЬЯ 16
Высокие договаривающиеся стороны обязуются довести о настоящем трактате до сведения государств, его не подписавших, и пригласить их присоединиться к сему трактату.
СТАТЬЯ 17
Настоящий трактат будет ратификован, и ратификации оного будут разменены в Константинополе в течение месяца или в скорейший, буде возможно, срок.
В удостоверение чего подлежащие уполномоченные подписали настоящий трактат с приложением своих гербовых печатей.
Учинено в Константинополе в двадцать девятый день октября тысяча восемьсот восемьдесят восьмого года.
ПОДПИСАЛИ:
Нелидов [Россия]
Радовиц [Германия]
Каличе [Австро-Венгрия]
Гарсия [Испания]
Монтебелло [Франция]
Уайт [Великобритания]
Блан [Нидерланды]
Кён [Люксембург]