На северо-западном берегу Америки
(Санкт-Петербург, 16 (28) февраля 1825 г.)
Конвенция между Россией и Великобританией о разграничении их владений в Северной Америке была подписана 16 (28) февраля 1825 г.
Условия: 1. Устанавливалась пограничная черта, отделяющая владения Британии от русских владений на западном побережье Северной Америки, примыкающем к Аляске так, что граница проходила на всем протяжении береговой полосы, принадлежащей России, от 54° с.ш. до 60° с.ш., на расстоянии 10 миль от кромки океана, учитывая все изгибы побережья. Таким образом, линия русско-британской границы была в этом месте не прямой (как это было с линией границы Аляски и тогдашних Северо-Западных территорий), а чрезвычайно извилистой. 2. Разграничительная конвенция, наряду с территориально-пограничными вопросами, включала, как это было и в других британских международно-правовых актах с Россией, и вопросы чисто экономические:
Кроме того, определялись правила русско-английской торговли в Северной Америке, а также устанавливались правила судоходства у русско-американского побережья, в русских территориальных водах для английских судов, получавших такие же льготы, как и русские судовладельцы, определялись правила рыбных промыслов для русских и британских подданных в русских прибрежных районах Аляски и североамериканского Западного побережья, в водах русских колоний и на Алеутах.
Во имя Пресвятой и Неразделимой Троицы.
Его величество император всероссийский и его величество король соединенного королевства Великобритании и Ирландии, желая утвердить существующие между ими связи доброго согласия и дружества еще более посредством постановления, основанного на взаимных выгодах, о разных предметах, относящихся как до торговли, мореплавания и рыбных промыслов обоюдных их подданных на Тихом океане, так и до границ обоюдных владений их на северо-западном берегу Америки, назначили полномочных для заключения особой о том конвенции и именно: его величество император всероссийский графа Карла Роберта Нессельроде... и Петра Полетику..., а его величество король соединенного королевства Великобритании и Ирландии почтеннейшего Страттфорда Каннинга, его тайного советника, члена и магистра университета Кембриджского и проч. и проч,, которые полномочные по размене своих полномочий, найденных в надлежащем порядке, постановили и подписали следующие статьи.
Ст. I. Постановляется с общего согласия, что во всех частях Великого океана, обыкновенно Тихим океаном именуемого, обоюдные высоких договаривающихся держав подданные могут пользоваться беспрепятственно и с полною свободою мореплаванием, производством рыбной ловли и правом приставать к берегам в таких местах, которые еще не заняты, для торга с природными тамошними жителями, наблюдая, однако же, те воспрещения и правила, кои в следующих статьях обозначены.
Ст. II. Для предупреждения, чтобы предоставляемые обоюдным высоких договаривающихся сторон подданным права мореплавания и рыбных промыслов на Великом океане не послужили предлогом к торговле непозволенной, постановляется, что подданные его великобританского величества не могут приставать в тех местах, где находится российское селение, без позволения тамошнего правителя, или начальника, а равным образом и российские подданные не могут приставать без позволения ни к какому британскому селению на северо-западном берегу.
Ст. III. Черта разграничения между владениями высоких договаривающихся сторон на берегу твердой земли и по островам северо-западной Америки будет проведена следующим образом.
Начиная с самой южной точки острова, именуемого Принц Валлийский, каковая точка находится под 54°40' с.ш. и между 131 и 133 градусами з.д. (считая от Гринвичского меридиана), вышесказанная черта протянется к северу вдоль по проливу, называемому Портландский канал (Portland Chanel) до той точки твердой земли, где она касается 56° с.ш. Отсюда черта разграничения последует по хребту гор, простирающихся в параллельном направлении с берегом до точки пресечения на 141° з.д. (от того же меридиана) и, наконец, от сей точки пресечения та же меридиальная линия 141° составит в своем продолжении до Ледовитого моря границу между российскими и великобританскими владениями на твердой земле северо-западной Америки.
Ст. IV. В отношении к черте разграничения, определенной в предыдущей статье, разумеется:
1. Что остров, именуемый Принц Валлийский, принадлежать будет России весь без изъятия.
2. Что везде, где хребет гор простирается в параллельном направлении с берегом от 56 градуса северной широты до точки пресечения под 141 градусом западной долготы, отстоять будет далее десяти морских миль от океана, граница между владениями великобританскими и вышеозначенным берегом, яко долженствующим принадлежать России, проведена будет параллельною чертою с кривизнами берега и не может идти далее десяти морских миль от оного.
Ст. V. Постановляется сверх того, что ни одна из двух сторон не может заводить никаких селений в тех границах, которые двумя предыдущими статьями владениям другой стороны назначены. Вследствие сего великобританские подданные не могут заводить никаких селений ни на берегу, ни на краю твердой земли, заключающейся в границах российского владения так, как оныя в двух предыдущих статьях показаны, а равно и российским подданным не позволяется заводить никаких селений за оными границами.
Ст. VI. Разумеется, что подданные его великобританского величества на пути своем, с которой бы стороны то ни было как от океана, так и с твердой земли, навсегда будут пользоваться правом плавать свободно и без всякого помешательства по всем рекам и речкам, кои, протекая в Тихий океан, пересекают черту разграничения на прибрежном краю, обозначенном в III статье сей конвенции.
Ст. VII. Разумеется также, что в продолжение десяти лет, считая со дня подписания сей конвенции, корабли обеих держав или таковые же принадлежащие обоюдным их подданным, могут заходить взаимно без малейшего помешательства во все внутренние моря, заливы, гавани и бухты, находящиеся по означенному в III статье берегу, для производства там рыбной ловли и для торга с природными тамошними жителями.
Ст. VIII. Гавань на острове Ситхе, или Ново-Архангельский порт, будет открыт для торговли и для кораблей великобританских подданных в продолжение десяти лет, считая со дня, как ратификации сей конвенции будут разменены. Если же какой-либо другой державе будет предоставлен срок далее сего десятилетнего, то таковая же отсрочка будет предоставлена Великобритании.
Ст. IX. Вышеизъясненная свобода торговли не простирается до торгу спиртовыми напитками, огнестрельным и белым оружием, порохом и другими военными снарядами, ибо высокие договаривающиеся стороны взаимно обязуются не позволять, чтобы вышепомянутые вещи были продаваемы или доставляемы каким-либо образом природным той страны жителям.
Ст. X. Всякому кораблю российскому или великобританскому, который во время плавания по Тихому океану принужден будет бурями или по какому-либо приключению искать убежища в гаванях обоюдных сторон, позволяется исправляться там починкою, запасаться всеми нужными потребностями и выходить обратно в море без платежа иных пошлин, кроме портовых и маячных, точно таких же, какие для собственных судов в том месте установлены. Если, однако же, начальник таковаго корабля найдется в необходимости сбыть часть своих товаров для нужных ему издержек, то он обязан поступать по предписаниям и тарифам того места, где он находится будет.
Ст. XI. В случае всяких жалоб, относящихся до нарушения статей сей конвенции, гражданские и военные начальства обеих высоких договаривающихся сторон, не позволяя себе предварительно никакого самоуправства или меры усилия, обязаны доносить о том в точности и подробно взаимным дворам своим, кои обязуются оканчивать таковые дела полюбовно и по самой строгой справедливости.
Ст. XII. Сия конвенция будет ратификована и ратификации оной будут разменены в Лондоне в продолжение шести недель или, буде можно, и прежде.
Во уверение чего обоюдные полномочные подписали оную и приложили к ней печати своих гербов.
В С.-Петербурге февраля 16/28, в лето от Рождества Христова 1825.