Посланнику в Вашингтоне Э. Стеклю, 27 октября (8 ноября) 1862 г.

...Вам достаточно известны намерения его величества, поэтому мне нет необходимости сообщать вам, насколько выраженное французским правительством желание приостановить военные действия и попытка добиться соглашения между враждующими в Соединенных Штатах сторонами1 соответствует нашим собственным пожеланиям. Но мы придаем чрезвычайно большое значение вашим суждениям, которыми вы поделились с нами относительно возможного эффекта от какого бы то ни было предложения коллективного посредничества; мы поэтому не сочли себя обязанными присоединиться к проекту соглашения, намеченному французским правительством, хотя проект представляется по своей форме довольно примирительным и смягченным, исключающим всякую мысль о давлении в случае отказа.

Нам не приличествует совершенно отказываться от содействия в предлагаемой в такой форме попытке, имеющей своей целью приблизить конец прискорбной борьбы. Но, будучи всегда готовыми присоединиться к ней путем отдельных дружеских советов, мы не находим возможным принять в ней участие официально...

Если французский кабинет будет настаивать на своей идее коллективного посредничества и лондонский кабинет к этому присоединится, вы окажете этому демаршу вашу моральную поддержку в той мере, как это вам внушит ваш такт. Но вы примете официальное участие в этом вопросе только в том случае, если ваша личная оценка обстоятельств момента и местных настроений даст вам уверенность в том, что это участие будет принято обеими заинтересованными сторонами. Мне нет нужды рекомендовать вам величайшую осмотрительность в отношении этой последней гипотезы. Хотя предложенный нам демарш имеет характер чисто примирительный, хотя он отнюдь не предрешает исхода спора и исключает всякое давление на переговоры, однако мы не можем скрыть от себя дистанции, отделяющей наши взгляды от взглядов держав, к которым нам пришлось бы присоединиться.

То, что для нас является бескорыстным пожеланием, то для них – настоятельная потребность, и чтобы добиться осуществления этого, они легко могут отойти от своего исходного пункта гораздо дальше, чем мы были бы склонны следовать за ними.

Итак, вы нас обяжете к этому пути только при полной уверен-ности в исходе, к которому он нас приведет.

1 Предложение Франции о совместном выступлении трех морских держав (Франция, Англия и Россия) в целях достижения между воюющими сторонами в США перемирия на 6 месяцев было сделано в депеше французского министра иностранных дел Друэн де Люиса французскому послу в Санкт-Петербурге Монтебелло 31 октября 1862 г.

Инструкция морского министерства контр-адмиралу С. Лесовскому

Июля 1863 г. в связи с отправкой русской эскадры

В Северную Америку

Инструкция морского министерства России контр-адмиралу Лесовскому 14 (26) июля 1863 г. была связана с посылкой русских эскадр к атлантическому и тихоокеанскому побережьям Северной Америки. Эта акция, предпринятая по инициативе морского ведомства России, была вызвана чрезвычайной на-пряженностью международных отношений того времени. В 1863 г. отношения между Россией и Англией в связи с польским восстанием настолько обострились, что русское правительство опасалось возможности войны с Англией. В случае начала войны русские эскадры должны были вести наступательные операции, создавая угрозу на путях английской мировой торговли. Русские эскадры благополучно прибыли в США: одна – под командованием Лесовского – в Нью-Йорк, другая – под командованием Попова – в Сан-Франциско, где они были тепло встречены населением. Посылка русских эскадр к побережью США свидетельствовала о сближении России и США и была воспринята мировой об-щественностью как моральная поддержка правительства Линкольна.

1. По величайшему его императорского величества повелению, вы назначаетесь начальником эскадры Атлантического океана…

3. Цель отправления вверяемой вашему начальству эскадры состоит в том, чтобы, в случае предвидимой ныне войны с за-падными державами, действовать всеми возможными и доступными вам средствами против наших противников, нанося посредством отдельных крейсеров наичувствительнейший вред и урон неприятельской торговле или делая нападения всею эскадрою на слабые и малозащищенные места неприятельских колоний.

4. Хотя первоначальным местом пребывания эскадры назначается Атлантический океан, но вам не возбраняется, смотря по обстоятельствам и по вашему усмотрению, переносить театр действий всей эскадры или части ее в Индийский или Восточный океаны.

5. По выходе из Финского залива вы направитесь со всею эскадрой к берегам Североамериканских Соединенных Штатов, не заходя на пути ни в какой порт, и по прибытии в Америку бросите якорь в Нью-Йорке. Если окажется возможным по местным обстоятельствам остаться в этом порте со всею эскадрою, то вы будете там выжидать исхода переговоров по польскому вопросу.

Если же посланник наш в Вашингтоне, с которым вы войдете в сношение немедленно по прибытии вашем в Америку, нашел бы, что пребывание всей эскадры в Нью-Йорке может подать повод к затруднениям с федеральным правительством или к иным неудобствам, то вам представляется разделить эскадру на две, на три части и распределить ее по тем портам североамериканского побережья, которые будут признаны вами для сего наиболее пригодными...

8. Когда вы получите извещение от нашего посланника в Ва-шингтоне об объявлении войны или когда другим каким-либо положительным образом вы получите убеждение, что война объявлена, то вы должны начать неприязненные действия против неприятельской торговли, дав для сего заблаговременно подробные надлежащие инструкции командирам судов вверенной вам эскадры...

15. В случае мирного исхода настоящих переговоров о польских делах суда вверенной вам эскадры должны будут отправиться по назначению на заграничные станции, о чем вы в свое время получите надлежащее извещение.

Наши рекомендации