Доцент кафедры английской филологии и методики ИИЯ МГПУ, член координационного комитета MELTA, канд. пед. наук
«Учебные карточные игры» - это серия из 30 разработанных мной игр со словами и грамматическими формами включая пять уровней неправильных глаголов, наборы с фразовыми глаголами, комплекты со словами по разным темам, игру с географическими названиями, идиомами, уличными знаками, а также со степенями сравнения прилагательных. Игра происходит в группе от 2 до 10 человек и позволяет выучить более 1500 слов.
Моей методике уже 10 лет, и за это время она завоевала более 3000 сторонников среди учителей и учеников, которые регулярно используют одну или несколько игр в своей практике. В 2012 году я использовал свои игры на мастер-классе в рамках профессионального конкурса "Учитель года Москвы 2012" и одержал победу в номинации "Молодой преподаватель вуза Москвы 2012", в дальнейшем идея была представлена в рамках выступлений финалистов в Крокус-сити холле.
С целью распространения идеи регулярно провожу мастер-классы на базе школ и вузов. Такие мастер-классы уже прошли в вузах Москвы (МГПИ, УНИК, ИГУМО, Академия управления МВД), Санкт-Петербурга (ФИНЭК, СПГУТД, СГИ, СПбГУ), Казани (КГЭУ), Воронеже (ВГУ), Челябинске (ЧГПУ), Муроме (МПСИ), Смоленске (СГУ), школах Москвы, Киржача, Лобни, а также в Norwich Institute of Language Education (NILE UK) в рамках стажировки победителей конкурса "Учитель года Москвы 2012" в Великобритании и для заинтересованных учителей английского языка в рамках семинара в Сербии (Зренянин, 2013). Учителя могут поучаствовать в курсе повышения квалификации и получить диплом (72 или 108 часов): http://kurs.mioo.ru/reg/courview.asp?cid=4542
Игра в учебные карты происходит по определенным правилам, которые зависят от содержания учебной колоды. Так, правила игры с неправильными глаголами отличаются от правил игры с лексикой. В качестве иллюстрации приведем пример игры со степенями сравнения прилагательных.
Каждый участник берет из учебной колоды по шесть карт. Таким образом, у игроков оказывается по шесть разных форм прилагательных. Первая карта вытягивается из колоды и кладется на стол. Следующий участник должен положить на нее карточку с той же формой другого прилагательного (например, карточка bigger кладется на smaller – оба прилагательных в сравнительной степени), либо это же прилагательное в другой форме (например, на карту bigger кладется big или biggest). Аналогично поступает следующий игрок, по очереди. В случае, если нужной карты нет, нужно вытянуть из колоды одну карту, и, если она не подходит, пропустить ход. Цель игры – избавиться от своих карт.
Победителем большинства учебных карточных игр нашей серии считается тот, у которого раньше всех закончатся карты. При этом во время игры карты не добираются, кроме того случая, если нужной карты нет. Игра обычно продолжается от 5 до 15 минут, но учитель всегда может контролировать время, объявляя победителем игрока, у которого через определенное время (например, когда звенит звонок с урока) оказывается меньше всего карт.
Конечно, учебная карточная игра не может полностью заменить грамматические упражнения. Но она как минимум заменяет зазубривание слов. Мы глубоко убеждены, что преподавание иностранного языка – это не просто научение определенным фактам грамматики или лексики, а, прежде всего, формирование личностного отношения к изучаемому материалу. Эффективность предлагаемых игровых методик объясняется высоким уровнем мотивации игроков в учебные карты, которые в дальнейшем сами предлагают «сыграть в глаголы, прилагательные или слова», начинают играть между собой. Таким образом, на практике реализуется постулат Анатоля Франса «Чтобы хорошо переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом».
Набор учебных карточных игр
Начинающим:
Grammar Box | Грамматическая игра на составление предложений. Игра продолжает идеи модели ГрамИК. |
Фонетическая битва | Игра на тренировку фонетических правил чтения гласных в открытом и закрытом слогах |
Знаки и вывески | Уличные вывески (open, sold, etc.), знаки опасности (danger, falling ice, etc.), знаки дорожного движения (dead end, fasten seat belts, etc.), инструкции по действиям в чрезвычайных ситуациях (call 911, don't use stairs) и названия предметов, необходимых человеку во время бедствия (first aid kit, fire extinguisher, etc.) |
Степени сравнения прилагательных | 20 прилагательных, включая все исключения |
Географические названия | страна, столица, язык, население (Например, the UK, London, English, the British) |
Наборы для запоминания слов:
TRAVELLING | land (hill, island, etc.), waters (bay, lake, etc.), transport (bus, car, etc.), money (cash, coin, etc.), city (street, monument, etc.), compass (West, etc.) |
SHOPPING | clothes (hat, socks, etc.), shoes (slippers, heels, etc.), bargain (sell, buy, rent, etc.), types of shops (pastry, butchers', etc.), characteristics of goods (expensive, cheap, etc.), containers (bag, box, etc.) |
HUMAN BEING | positive traits (brave, kind, etc.), negative traits (lazy, coward, etc.), appearance (slim, stout, etc.), emotions (sad, merry, etc.), age (baby, adult, etc.), relationships (single, divorced, etc.) |
COMMUNICATION | приветствия и прощания, обращения к людям, извинения, аббревиатуры и т.д. |
ELEMENTARY | легкие слова для начинающих |
На более продвинутом уровне предлагаю:
Устойчивые выра-жения (Идиомы) | (по 6 выражений с компонентами: животные, тело, одежда, цвет, спорт, числительные, еда, образование, деньги) |
Работа | 4 группы слов: профессия/род деятельности, действия людей, пользователи/клиенты проф.деятельности, проф. области. (Например, a teacher, to teach, a pupil, education) |
Неправильные глаголы | 20 глаголов в трех формах в каждой учебной колоде. Всего можно выучить 100 неправильных глаголов в трех формах. |
Наборы для запоминания слов:
EATING | verbs (cook, boil, etc.), dishes(soups, appetizers), meals (dinner, supper, etc.), cutlery (knife, spoon, etc.), types of meat(beef, pork), eating out (waiter, menu, etc.) |
HOUSEHOLD | house (wall, floor, etc.), furniture (sofa, desk, etc.), materials(wood, glass, etc.), tools (hammer, drill, etc.), litter (dust, rubbish, etc.)appliances (fridge, razor, etc.) |
TECHNOLOGY | telephone (dial, message, etc.), TV (channel, satellite, etc.), energy (coal, oil , etc.), car (trunk, headrest, etc.), computer (keyboard, software, etc.), Internet (net, browser, etc.) |
EDUCATION | education (state, private, higher, etc.), educational institutions (university, college, etc.), school building (gym, library, etc.), people in education (teacher, headmaster, etc.), types of tests (quiz, test, etc.), praise (excellent, correct, etc.) |
SCHOOL SUBJECTS | subjects(Physics, Chemistry), math terms (add, multiply, etc.), science (theory, fact, etc.), biology (cell, insect, etc.), astronomy (star, constellation, etc.), types of books (novel, tale, etc.) |
SPORTS | winning and losing (victory, defeat, draw, etc.), kinds of sport (amateur, indoor, etc.), people in sport (rival, referee, etc.), competitions (match, race, etc.), games (soccer, tennis, etc.), places (stadium, gym, etc.) |
MEDIA | jobs (editor, proof-reader, etc.), equipment (camera, tripod, etc.), verbs (edit, publish, etc.), content (headline, cover, etc.), media types (newspaper, magazine, etc.), characteristics (exact, relevant, etc.) |