Предпосылки возникновения английского детектива
К предпосылкам возникновения английского детектива можно отнести английскую мифологию с ее героями-смельчаками, например: легенды о Робин Гуде и пирате Френсесе Дрейке (1540-1596); или героями-преступниками: разбойник и грабитель Джек Шепард (1702 -1724), которому удалось четыре раза сбежать из Ньюгейтской тюрьмы; Дик Терпин (1705-1739), жестокий и ловкий, после смертной казни через повешенье превратившийся по легенде в призрака большой дороги; страшная городская легенда о цирюльнике Суини Тодде; или жестокие убийства Джека-Потрошителя в Лондоне в 1882 г.
«Ньюгейтский календарь». Духовник главной тюрьмы Англии Ньюгейт (существовала с 1188 по 1902 гг.) преподобный Пол Лоррейн записывал свои беседы с заключенными и в 1773 г. опубликовал с воспитательной целью их биографии с описанием преступлений в сборнике «Ньюгейтский календарь», который был позднее дополнен и переиздан в 1824-1828 гг. и в 1886 г. Истории преступников нередко становились сюжетной основой художественных произведений. Например, в творчестве Диккенса, Дефо и др.
Готические романы Х. Уолпола (1717-1797), А. Радклиф (1764-1823), М.Г. Льюиса (1775-1818), М. Шелли (1795-1851) с их тайнами и «историей ужасов» также способствовали развитию детективного жанра; в них нередко использовалась ситуация преступления в закрытой комнате.
В 1829 г. была основана служба полиции в Лондоне, знаменитый Скотланд-Ярд; правда, популярность и доверие она завоевала не скоро. Инспектор полиции Чарльз Фредерик Филд (1805-1874) был хорошим другом Чарльза Диккенса, писатель время от времени сопровождал полицейских на ночных дежурствах. Диккенс написал о Филде небольшое эссе «На дежурстве с инспектором Филдом» и использовал его в качестве прототипа инспектора Баккета – героя своего романа «Холодный дом».
Интересу к преступлениям и развитию детективного жанра способствовало также развитие журналистики, публикации газетных репортажей уголовной хроники.
Специфика и своеобразие английского детектива во много определяется особенностями национального менталитета, английского быта и обычаев, стремлением к сохранению конфиденциальности, предпочтением сыщика-любителя или частного детектива, джентльмена-интеллектуала.
Чарльз Диккенс
Сюжетной основой многих произведений Чарльза Диккенса (1812 – 1870)становится тайна. Детективная тайна лежит в основе социальных романов писателя.
В романе «Барнеби Радж» (1841)произошло убийство владельца усадьбы, в пруду обнаружен еще один труп, в одежде управляющего, а из усадьбы исчезает садовник, на которого и падает подозрение в двойном убийстве. Но основной темой романа являются исторические события, детектив вплетен в историческую тему. В своей рецензии на роман Диккенса Эдгар По анализирует детективную линию и отмечает очевидность тайны (писатель отгадал, кто настоящий убийца уже в 5 главе из 82) и предсказывает финал романа еще до его публикации.
Роман «Жизнь и приключения Мартина Чезлвита» (1844) сосредоточен на семейных отношениях и погоней за богатым наследством. Тайну убийства раскрывает частный сыщик Нэджет. Выведен он не очень уважительно: для него интересен и важен сам процесс выслеживания преступника, а не восстановление справедливости и наказание преступника.
В романе «Холодный дом» (1853) появляется инспектор Бакет, прототипом которого послужил инспектор лондонской полиции Чарльз Фредерик Филд, которого писатель изображает с большим уважением в отличие от сыщика Нэджета. Это социально-психологический роман, содержащий сатиру на английское правосудие.
Диккенс оказывает поддержку департаменту по расследованию преступлений при лондонской полиции. Он публикует ряд статей и рассказов о работе лондонских полицейских и с детективными элементами («Три рассказа о сыщиках», «На работе с инспектором Филдом», «Вниз по течению», «Пара перчаток», «Сыскная полиция»). Также отправляется вместе с полицейскими по лондонским притонам, добывая этим себе литературный материал.
Рассказ «Пойман с поличным» (1859) основан на реальном уголовном деле отравителя Томаса Гриффитса Уэйнврайта, которого Диккенс посетил в тюрьме Ньюгейт. Детективные элементы присутствуют в романе «Наш общий друг» (1865).
Неоконченный роман «Тайна Эдвина Друда» (1870),породил новые тайны:«очень любопытная и новая идея, которую нелегко будет разгадать… богатая, но трудная для воплощения» (Ч. Диккенс).
Главные герои романа: мистер Джон Джаспер и его племянник Эдвин Друд, наблюдается внешняя любовь и забота дяди по отношению к племяннику, но ненависть к нему как к сопернику в любви. Эдвин Друд и Роза Бутон, между которыми дружеская привязанность. Отвращение и ужас Роза Бутон испытывает по отношению к Джону Джасперу. Спокойной, сдержанной Елене Ландлес противопоставлен ее вспыльчивый, но благородный брат Невил. Абсолютная доброта мистера Криспаркла. Всепоглощающая страсть Джона Джаспера к Розе Буттон может служить мотивом убийства. Присутствует множество деталей, намекающих на убийцу и способ убийства, но не дающих ответов о способе и герое его разоблачения.
Сфокусированность романа на тайне человеческих характеров (Е. Гениева). Двойственность человеческой природы: яркая, музыкально одаренная, артистическая натура Джаспера и страстная, темная, одурманенная опиумом, патологическая сторона его личности.
Неразгаданные тайны: 1) судьба Эдвина Друда: был ли он убит, если да, то кем и как, и где спрятано его тело? Если нет, то где он, что с ним и появится ли он в романе? 2) Кто такой мистер Дэчери, незнакомец, появившийся после исчезновения Эдвина Друда? 3) Кто такая старуха, курящая опиум, и почему она преследует мистера Джаспера?
«Самая обманчивая из всех написанных Диккенсом книг», вопросы и версия Джоржа Карминга Уолтерса. Неоднократно выдвигались различные варианты финала романа. Разгадыванию тайны помогают рисунки на обложке первого издания, выполненные Ч.О. Коллинзом.
В 1914 г. состоялся суд над Джаспером с участием Б. Шоу, Г. Честертоном. В результате обвиняемый Джон Джаспер был признан виновным в непреднамеренном убийстве.
Уилки Коллинз
Уильям Уилки Коллинз (1824 – 1889) получил образование в старейшей лондонской юридической корпорации Линкольн-Инн; профессия юриста дала большой материал для творчества. Пишет детективные рассказы и повести. В рассказе «Страшная кровать» (1852) впервые появился офицер полиции, а «Украденное письмо» (1854) можно рассматривать как первый английский детективный рассказ; в «Дневнике Энн Родуэй» (1856) появляется первая женщина-сыщик в английской литературе – модистка, расследующая смерть своего друга и предающая убийцу в руки правосудия. «Укушенный кусака»(1858) можно рассматривать как первый юмористический детективный рассказ. Детективные элементы присутствуют и в других произведениях писателя.
В 1851 г. состоялось знакомство с Ч. Диккенсом, которое переросло в многолетнюю дружбу и творческое сотрудничество. Совместное творчество писателей: «Праздное путешествие двух ленивых подмастерьев», 1857; «Доктор Дулькамара, член парламента», 185; «Нет выхода», 1867 и др. У. Коллинз сотрудничает с журналом «Круглый год», издаваемым Диккенсом.
В 1860-е годы писатель обращается к романной форме: «роман тайн» «Женщина в белом» (1860) и детективный роман «Лунный камень» (1866). В первом отсутствует герой-детектив, тайну и преступления сэра Персиваля Глайда раскрывает художник Хартрайт. Один совершает жуткие преступления во имя богатства, второй ведет благородную борьбу во имя любви и справедливости.
Сюжет романа «Женщина в белом» писатель нашел в «Справочнике знаменитых судебных процессах» (1808 г.) из французской юридической практики М. Межана, где, в частности, рассказывалось о несчастной маркизе де Духо, которую в 1787 г. родной брат под вымышленным именем посадил в сумасшедший дом, чтобы завладеть ее состоянием. Хотя маркизе удалось бежать, восстановиться в законных правах у нее так и не получилось, поскольку официально она числилась умершей. Судебная тяжба длилась несколько лет, маркиза умерла, так и не дождавшись решения по своему вопросу.
Для второго знаменитого романа сюжет писатель почерпнул в «Подлинной истории драгоценных камней» Д. Кинга. Сама история Лунного камня, похищения его из буддийского храма, появление его в Англии, индусы-жрецы, ведущие за ним слежку – все это создает особую атмосферу тайны и экзотики. В романе появляется сыщик Скотленд-Ярда мистер Кафф, но тайну украденного лунного камня и ему не удается сразу раскрыть. При этом Кафф очень умен, наблюдателен, он сочетает научные методы с психологическими.
Коллинз придумал на этот раз такой «ход», который вообще не мог быть разгадан, ибо не только не поддавался какому-либо логическому или психологическому анализу, но и в принципе, теоретически нельзя было предположить что-либо подобное. Роман «Лунный камень» богат психологическими характеристиками действующих лиц. Писатель использует прием рассказа от разных героев, что позволяет посмотреть на события изнутри, раскрыть характеры действующих лиц. Такой прием позволяет придать повествованию дополнительную загадочность, поскольку ни один из рассказчиков не знает того, что знает и потом сообщит другой. А этот другой иной раз неожиданно опровергает, казалось бы, вполне убедительные соображения предыдущего рассказчика или вдруг затевает с ним спор, а то и просто высмеивает его (А. Адамов).
В романе «Лунный камень» Коллинз также привлекает реальное дело 16-летней девицы Констанс Кент, о котором много писали в газетах в 1861 г. Она была арестована в 1860 г. по обвинению в убийстве маленького брата на основании свидетельства инспектора Уичера из Лондонского сыскного департамента. Инспектор обратил внимание на то, что в домашней записи о белье числилась ночная женская рубашка, которую не могли найти, очевидно, потому что на ней остались пятна крови, и она была уничтожена. Такое косвенное доказательство было недостаточной уликой для обвинения, при этом сержанта Уичера все осуждали. Лишь спустя несколько лет, в 1865 г., девушка сама призналась своему духовному отцу, что совершила убийство, чтобы отомстить своим родителям.
Оригинальность и новизна романа «Лунный камень» состояла в том, что детективная тайна стала главным содержанием романа, фактически перед нами первый английский детективный роман. В своих произведениях писатель придерживается убеждения, что с читателями нужно поступать «честно» и последовательно предоставляет все улики и ключи к разгадке тайны. Для творчества У. Коллинза в целом характерны драматизм и жизненный материал, а в его романах произошло смещение акцентов: с вопроса «кто убил?» на «почему?».
2.4. Английский детектив во второй половине XIX в.: