Помогает ли морковь видеть в темноте?
Да в общем-то, не особо.
Морковь является хорошим источником витамина А, недостаток которого может приводить к ночной (или «куриной») слепоте, когда глаз адаптируется к темноте очень медленно.
Внутренняя оболочка глаза (сетчатка) состоит из множества светочувствительных клеток — так называемых палочек и колбочек. Колбочки отвечают за детали и цвет, но для нормального функционирования нуждаются в большом количестве света (как «малочувствительная» эмульсия). Палочки же цвет не различают вообще, зато им требуется гораздо меньше света (как «высокочувствительной» эмульсии), а потому для ночного зрения используются как раз они. Палочки содержат светочувствительное вещество под названием родопсин, ключевым элементом которого является витамин А.
Наиболее простой способ вылечить «куриную» слепоту — увеличить прием витамина А, который чаще всего получают из каротина. Каротин содержится в моркови, однако еще больше его в абрикосах, овощах с темными листьями (таких, как шпинат) и чернике.
И все же улучшение нормального ночного зрения и исправление его недостатков — две совершенно разные вещи. Поедание моркови в больших количествах не поможет видеть в темноте лучше; единственный результат, которого вы добьетесь, — это то, что ваша кожа станет оранжевой.
В годы Второй мировой войны английский ас капитан Джон Каннингэм (1917—2002) получил кличку «Кошачий Глаз». Его 604-я эскадрилья воевала исключительно по ночам. Британское правительство распустило слух, будто бы он видит в темноте благодаря тому, что ест огромное количество моркови. Это была намеренная дезинформация, призванная скрыть, что на самом деле «Кошачий Глаз» Каннингэм испытывал новый (и совершенно секретный) бортовой радар.
Вряд ли немцы поверили в эту басню и тут же набросились на морковь, зато она помогла убедить целое поколение английских детей есть овощ, поставки которого оставались стабильными в течение всей войны.
Надо признать, с пропагандой моркови правительство несколько переусердствовало. Морковь превратилась в «бесценнейшее сокровище, выкопанное из родной британской земли». Рецепт «морковного флана»[79] 1941 года («напоминает об "абрикосовом флане" — но при этом по-своему восхитителен») не смог одурачить никого. Джему и мармеладу из моркови также не удалось занять достойное место на кухонном столе британцев.
А вот португальцы морковный джем обожают. Это привело к тому, что в 2002 году Евросоюз перевел морковь в категорию фруктов.
На чем растут бананы?
Такой штуки, как банановое дерево, не существует.
Банановое растение — это, по сути, гигантская трава, а бананы — ее ягоды.
Согласно определению, трава — это «растение с мясистым, но не одревесневающим стеблем, который, после того как растение зацветет и даст семена, отмирает вниз до земли». Однако такое определение не всегда верно: к примеру, у шалфея, чабреца и розмарина стебель как раз древесного типа (хоть и не покрыт настоящей корой).
Таким образом, после цветения та часть травы, что находится над землей, умирает. В случае же банана мы имеем дело с весьма необычным эффектом. После отмирания одного стебля чуть дальше по корню начинает расти другой. Таким образом, через несколько лет растение как бы «проходит» полметра-метр.
Банан пришел к нам из Малайзии, где его выращивают вот уже 10 тыс. лет. Дикие бананы, которые до сих пор можно встретить в Юго-Восточной Азии, содержат крупные, твердые семена и очень небольшое количество мякоти. Опыляются они летучими мышами.
Бананы из вашего супермаркета — это культурный сорт, выбранный плантаторами за их мясистую мякоть и отсутствие семян. Окультуривание дало растение сладкое, вкусное, но стерильное: такой банан не способен размножаться без помощи человека.
Большинство банановых растений не занималось «сексом» уже 10 тыс. лет. Практически каждый из бананов, которые мы с таким удовольствием поедаем, размножен вручную: от побега уже существующего растения, чей генетический фонд не обновлялся аж 100 веков. Как следствие, банан чрезвычайно восприимчив к различного рода болезням. Многие его виды уже пали жертвой таких грибковых инфекций, как «черная сигатока» и «панамская болезнь», очень стойких к воздействию фунгицидов. И если в ближайшее время не будет выведен генетически модифицированный сорт, мы можем навсегда забыть о бананах.
Проблема, кстати, весьма серьезная. Бананы являются самой доходной мировой экспортной культурой. Отрасль стоит 12 млрд долларов в год и поддерживает 400 млн человек, многие из которых живут за чертой бедности.
Большинство бананов поступает из жарких стран, однако, как это ни парадоксально, крупнейшим европейским производителем бананов является Исландия. Бананы выращивают в просторных теплицах, обогреваемых геотермальными водами, всего двумя градусами южнее полярного круга.
«Фиффез» («Fyffe's»), транснациональная компания-импортер, ежегодно закупающая весь урожай бананов в Белизе, является ирландской.