Требования к структуре и содержанию контрольных работ
ПЛОТНИКОВ Д.А.
СБОРНИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ГРАЖДАНСКОМУ ПРОЦЕССУ
ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ 40.03.01 ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
учебно-методическое пособие
Йошкар-Ола
2016
УДК 347.91
ББК 67.410.1+67.410.12
П 39
Печатается по решению Ученого совета АНО ВПО
«Межрегиональный открытый социальный институт
Рецензенты:
Исаенкова О.В. – доктор юридических наук, профессор, зав. кафедрой гражданского процесса Саратовской государственной юридической академии
Латушкин М.А. – кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный», ОАО «Оборонэнергосбыт»
Полетило О.О. – заслуженный юрист Российской Федерации, президент Адвокатской палаты Республики Марий Эл, профессор Межрегионального открытого социального института.
Плотников, Д. А.
П-39 Сборник контрольных работ по гражданскому процессу по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция: учебно-методическое пособие / Д.А. Плотников. – Йошкар-Ола: СТРИНГ, 2016. – 67 с.
ISBN
Учебно-методическое пособие подготовлено с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция (квалификация «бакалавр»). Настоящее учебно-методическое пособие предназначено для студентов как очной, так и заочной форм обучения и направлены на освоение не только теоретических основ, но, что наиболее существенно, практической стороны изучаемой дисциплины.
УДК 347.9 ББК 67.410.1+67.410.12
© Д.А. Плотников, 2016
© Межрегиональный открытый
социальный институт, 2016
Оглавление
Общие положения. 4
Требования к структуре и содержанию контрольных работ. 9
Требования по оформлению контрольной работы.. 13
Оформление библиографических ссылок. 13
Оформление списка источников и литературы.. 16
Содержание контрольных работ. 20
Вариант 1. 20
Вариант 2. 21
Вариант 3. 28
Вариант 4. 33
Вариант 5. 34
Вариант 6. 36
Вариант 7. 37
Вариант 8. 39
Вариант 9. 40
Вариант 10. 42
Вариант 11. 43
Вариант 12. 44
Вариант 13. 46
Вариант 14. 47
Вариант 15. 48
Вариант 16. 49
Вариант 17. 51
Вариант 18. 52
Вариант 19. 53
Вариант 20. 54
Информационное обеспечение и интернет-ресурсы.. 57
Приложение. 61
Общие положения
Настоящее учебно-методическое пособие посвящено изучению одной из общепрофессиональных дисциплин базовой части профессионального цикла по направлению подготовки 40.03.01 «Юриспруденция» – «Гражданский процесс».
Студенты, приступившие к изучению учебной дисциплины «Гражданский процесс», должны:
Знать:
1. Законодательство о статусе судей.
2. Судебную систему Российской Федерации.
3. Формы разрешения юридических споров (судебная и несудебная).
4. Способы защиты гражданских прав.
5. Конституционные принципы осуществления правосудия (принцип осуществления правосудия только судом, законности, равноправия, состязательности, открытости).
Уметь:
1. Оперировать основными понятиями и категориями процессуального права (суд, судья, отвод, эксперт, специалист, свидетель, иск, основания иска, исковое заявление, жалоба, апелляция, кассация и др.).
2. Анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними правовые отношения в рамках гражданского процесса.
3. Толковать и правильно применять нормы гражданского процессуального законодательства.
Владеть навыками:
1. Принимать решения и совершать юридически значимые действия в точном соответствии с гражданским процессуальным законодательством.
2. Осуществлять правовую экспертизу нормативных правовых актов, содержащих нормы гражданского процессуального законодательства.
3. Давать квалифицированные юридические заключения по делам, подведомственным судам общей юрисдикции.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования. Коды компетенции | Наименование компетенции | Структурные элементы компетенции (в результате освоения дисциплины обучающийся должен знать, уметь, владеть) |
ОК-1 | Осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания | Знать:основные положения и категории науки гражданского процессуального права |
Уметь:определять социальную обусловленность и эффективность действующих гражданских процессуальных норм | ||
Владеть:навыками соблюдения гражданских процессуальных норм | ||
ОК-2 | Способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста | Знать:основные этические понятия и категории, содержание и особенности профессиональной этики при осуществлении гражданского судопроизводства |
Уметь:оценивать факты и явления профессиональной деятельности с этической точки зрения; применять нравственные нормы и правила поведения в конкретных гражданских процессуальных правоотношениях | ||
Владеть:навыками оценки своих поступков и поступков окружающих с точки зрения норм этики и морали; навыками поведения в коллективе и общения с гражданами в соответствии с нормами этикета | ||
ОК-3 | Владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановки цели и выбору путей её достижения | Знать:специфику теоретического мышления, диалектику цели и средств, методы и формы научного познания (философские, общенаучные, специально-юридические) |
Уметь:анализировать и обобщать информацию; формулировать цели, соотносить их с потребностями и условиями; выбирать средства, соответствующие целям | ||
Владеть:способностью сочетания теоретического мышления с прагматическим поиском оптимального способа решения проблемы | ||
ОК-4 | Способность логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь | Знать:логические и внелогические основы теории аргументации (цели, структуру, правила, функции участников гражданского процесса) |
Уметь:выступить в аргументативном процессе в любой функциональной роли (истец, ответчик, третье лицо, прокурор, судья и др.) | ||
Владеть:навыками убедительной и доказательной речи (устной и письменной) в гражданском процессе | ||
ПК-3 | Способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права | Знать:систему гражданских процессуальных правоотношений |
Уметь:отличать гражданские процессуальные нормы от других процессуальных норм (уголовный процесс, арбитражный процесс, административный процесс, конституционный процесс) | ||
Владеть:навыками работы с источниками правовой информации (СПС «КонсультантПлюс», «Гарант», «Российская газета», Собрание Законодательства РФ, «Парламентская газета», сайт Российского агентства правовой и судебной информации http:rapsinews.ru и др.) | ||
ПК-4 | Способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом | Знать: правовые основы осуществления правосудия по разрешению гражданских дел судами общей юрисдикции и мировыми судьями |
Уметь:применять принципы, нормы, обеспечивающие защиту прав субъектов при осуществлении гражданского процесса | ||
Владеть:навыками применения норм процессуального права в гражданском процессе | ||
ПК-5 | Способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности | Знать:механизм и средства правового регулирования, реализации права, основные положения отраслевых наук; сущность и содержание основных категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права |
Уметь:анализировать, толковать и правильно применять гражданские процессуальные нормы; принимать решения и совершать гражданские процессуальные действия в точном соответствии с законом | ||
Владеть:навыками работы с гражданским процессуальным законодательством | ||
ПК-6 | Способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства | Знать:основные положения отраслевых юридических и специальных наук, сущность и содержание основных категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений в различных отраслях материального и процессуального права |
Уметь:оперировать юридическими понятиями и категориями, анализировать юридические факты и возникающие в связи с ними гражданские процессуальные отношения | ||
Владеть:навыками работы с гражданским процессуальным законодательством, навыками анализа различных правовых явлений, юридических фактов, правовых норм и правовых отношений, являющихся объектами гражданских процессуальных отношений |
Требования к структуре и содержанию контрольных работ
При освоении тематики дисциплины «Гражданский процесс» по направлению подготовки 40.03.01«Юриспруденция» наряду с лекциями и семинарскими и практическими занятиями важное значение имеет самостоятельная работа студентов: выполнение контрольных работ, письменных работ, курсовых работ, рефератов, изучение вопросов для самоконтроля, а также изучение нормативных правовых актов, специальной юридической литературы; составление схем, таблиц, и др.
Контрольная работа – одна из форм проверки и оценки усвоенных знаний, получения информации о характере познавательной деятельности, уровне самостоятельности и активности студентов в учебном процессе, об эффективности методов, форм и способов учебной деятельности.
Контрольная работа является одной из форм текущего контроля успеваемости в целях проверки качества усвоения учебного материала; формирования и развития у обучающихся навыков самостоятельной работы; совершенствования методики организации и руководства самостоятельной работы обучающихся; установления обратной связи между преподавателями и обучающимися.
Контрольная работа должна обладать следующими признаками
1) быть выполненной лично студентом;
2) демонстрировать достаточную компетентность автора в раскрываемых вопросах;
3) иметь учебную, научную и/или практическую направленность.
Перед началом второго семестра изучения дисциплины «Гражданский процесс» студент должен по указанию преподавателя выбрать один из вариантов контрольных работ. При этом порядок определения номера контрольной работы зависит либо от буквы, на которую начинается фамилия студента (В-1 – А; В-2 – Б; В-3 – В; В-4 – Г; В-5 – Д, В-6 – Е, Ё, В-7 – Ж, В-8 – З, В-9 – И, Й, В-10 – К, В-11 – Л, В-12 – М, В-13 – Н, В-14 – О, В-15 – П, Р, В-16 – С, Т, У, В-17 – Ф, Х, В-18 – Ц, Ч, В-19 – Ш-Э, В-20 – Ю, Я), либо от номера зачетной книжки студента.
Контрольная работа по дисциплине «Гражданский процесс» включает в себя несколько заданий по 20 вариантам.
Первое задание – составление таблицы, схемы или необходимо ответить на вопрос на соотношение. При выполнении данного задания студент имеет возможность продемонстрировать навыки обработки информации по заданному вопросу, т.к. в данном случае он самостоятельно определяет содержание предлагаемых критериев для составления таблицы, порядок расположения материала при оформлении схемы, графика. При выполнении задания на соотношение терминов студент должен помнить, что соотношение включает в себя определение общее и различного. Использование схем, таблиц, графиков, диаграмм, размещенных в сети Интернет, не допускается и рассматривается как нарушение авторских прав.
В качестве критериев оценки выполнения таблицы, схемы являются:
1) факт заполнения всех ячеек в таблице, схеме на основе представленных критериев (в этом случае проверяется реализация компетенций ОК-3, 4);
2) заполненная информация в ячейках таблицы должна соответствовать действующему на момент выполнения контрольной работы законодательству (исключением составляют таблицы исторического характера) (в этом случае проверяется реализация компетенций ПК-4,5,6);
3) записи выполнены кратко и грамотно, отражают наименование граф(в этом случае проверяется реализация компетенций ОК-1,2).
При условии выполнения всех трех критериев задание в виде таблицы, схемы считается выполненным.
В качестве критериев оценки выполнения диаграммы являются:
1) диаграмма выполнена с использованием любой компьютерной программы (SimplexNumerica, Diagram Designer и др.);
2) в диаграмме имеются ссылки на исходную информацию, использованную для её составления;
3) представлен анализ данных, представленных в диаграмме.
При условии выполнения всех трех критериев задание в виде диаграммы считается выполненным.
Второе задание – ответ на теоретический вопрос. При выполнении данного элемента контрольной работы студенту необходимо показать знания доктрины гражданского процесса, гражданского процессуального законодательства, судебной практики, зарубежного законодательства. Необходимо обратить внимание на то, что изложение теоретического вопроса должно сопровождаться оформлением ссылок на используемые источники.
В качестве критериев оценки выполнения теоретического задания являются:
1) задание выполнено грамотно с использованием официально-делового стиля[1] (в этом случае проверяется реализация компетенций ОК-1,2,4);
2) умеет анализировать и обобщать юридическую информацию, представленную в научной и учебной литературе (в этом случае проверяется реализация компетенций ОК-3). При этом следует обратить внимание на то, что анализируемая юридическая литература должна отвечать требованиям действующего законодательства;
3) умеет анализировать гражданские процессуальные нормы (в этом случае проверяется реализация компетенций ПК-5).
При условии выполнения всех трех критериев задание считается выполненным.
Третье и четвертое задание – решение практической ситуации. Цель такого типа задания – выявить уровень освоения методологических, теоретических знаний; способствовать развитию умений ориентироваться в современных нормативных правовых документах, судебной практике.
Критерии оценки: за решение задачи студент может получить до 3 баллов, которые в свою очередь складываются из следующих показателей:
- правильная ссылка на действующую норму права – 1 балл;
- наличие аргументации – 1 балл;
- правильное решение задачи – 1 балл.
Решение практической ситуации считывается верным, если студент набрал два балла из трех.
Пятое задание представлено в двух формах:
1) исправление ошибок в процессуальных документах. При этом ошибки могут как содержательные (например, неправильное использование названия нормативных правовых актов, ошибки в сроках совершения процессуальных действий, наименовании процессуального документа и др.), так и филологические (например, неправильное склонение слов, наличие пунктуационных, орфографических ошибок, нарушение правил компьютерного набора текста и т.д.). Задание считается выполненным в том случае, если студент обнаружил в процессуальном документе не менее половины запланированных ошибок. В этом случае количество ошибок указывается в начале соответствующего задания.
2) составление процессуального документа на основании представленных данных. В этом случае задание оценивается с точки зрения выполнения требований ГПК РФ к оформлению процессуального документа, а также обоснования с точки зрения норм материального права.
Приступать к подготовке и написанию контрольной работы следует после изучения основных положений курса на основе того или иного учебника (учебного пособия) и дополнительной учебной литературы, а также нормативного материала по избранному варианту. Подобный подход поможет правильно определить место и значение избранной темы (проблемы), а также план самой письменной работы. Список рекомендуемой научной литературы следует рассматривать как основу для самостоятельного поиска.
План контрольной работы и подбор материала разрабатывается студентом, как правило, самостоятельно, что дает основание судить о степени усвоения изученного материала. Хотя объем контрольной работы не должен превышать 12-15 страниц, студент в состоянии проявить при ее подготовке свои творческие возможности, оригинальность суждений и аргументации по рассматриваемому вопросу. Качество проделанной работы учитывается при сдаче студентом экзамена в ходе сессии.
При изложении материала следует проявить самостоятельность, не прибегая к переписыванию учебной или научной литературы. Ссылки на использованные источники следует оформлять в соответствии с общими требованиями.