Требования к содержанию и оформлению контрольных работ

ФИЛОСОФИЯ ТЕХНИКИ

Методические указания, планы семинарских занятий, словарь понятий и терминов, тематика рефератов, контрольные и зачетные вопросы для студентов заочной и сокращенной форм обучения.

Для технических направлений бакалавриата

Вологда

УДК:

Философия техники: Методические указания, планы семинарских занятий, словарь понятий и терминов, тематика рефератов, контрольные и зачетные вопросы для студентов заочной и сокращенной форм обучения (для технических направлений бакалавриата). – Вологда: ВоГУ, 2014. – 26 с.

Составители: Бушуева Н.А., канд. филос. наук, доц.;

Кароннов С.А., стар. преп.;

Маслова Н.Н., канд. филос. наук, доц.;

Тяпин И.Н., докт. филос. наук, проф., отв. ред.;

Шарыпова И.В., канд. филос. наук, доц.

Рецензент: Ковригин Б.В., докт. филос. наук, проф.

Учебно-методическое издание составлено на основании федеральных государственных требований к структуре основной образовательной программы вузовского профессионального образования (бакалавриат) с целью оказания помощи в организации самостоятельной работы студентов при изучении курса «Философия техники».

Методические указания предназначены для студентов заочной и сокращенной форм обучения технических направлений бакалавриата ВоГУ.

Утверждено редакционно-издательским советом ВоГУ.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

В соответствии с требованиями федерального государственного стандарта к уровню подготовки выпускника высшей школы по гуманитарному, социальному и экономическому циклу ООП высшего профессионального образования философия техники, как одна из дисциплин вариативного цикла, включена в рабочие учебные планы инженерно-технических направлений, по которым ведется подготовка в Вологодском государственном университете.

Главной целью внедрения курса «Философия техники» является ознакомление студентов с направлениями современной философии, исследующими наиболее общие закономерности развития техники, технологии, инженерной деятельности, а также их место в культуре современного общества. Т.о., изучение философии техники является необходимым условием овладения техническими дисциплинами общенаучного и профессионального цикла.

Студенты ВoГУ изучают курс философии техники в течение одного семестра. Структура учебного процесса при изучении философии техники складывается из лекций, семинарских занятий, самостоятельной работы студентов, выполнения контрольной работы, консультаций и итогового зачета по учебному материалу всего курса.

При изучении курса «Философия техники» студентам необходимо не только посещать учебные занятия, но и самостоятельно знакомиться с первоисточниками – произведениями классиков мировой философской мысли, а также читать специальные учебные пособия по философии техники и рекомендованную дополнительную литературу.

К настоящему времени издано значительное число учебных изданий по философии техники. В большей мере соответствуют рабочим программам по философии техники, разработанным в ВоГУ для направлений бакалавриата, следующие из них:

1. Горохов, В. Г. Основы философии техники и технических наук: учебник для студентов и аспирантов / В. Г. Горохов. – М.: Гардарики, 2007. – 335 с.

2. Котенко, В.П. История и философия технической реальности: учебное пособие для вузов / В.П. Котенко. – М. : Академ. Проект, Трикста, 2009. – 622 с.

3. Митчем, К. Что такое философия техники? / К. Митчем; пер. с англ. В.П. Горохова. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 149 с.

4. Розин, В.М. Философия техники: От египетских пирамид до виртуальных реальностей: учебное пособие для вузов / В.М. Розин. – М.: NOTA BENE, 2001. – 364 с.

5. Смирнова, О.В. Философия науки и техники: курс лекций: учебное пособие / О.В. Смирнова. – Череповец: ЧГУ, 2011. – 268 с.

6. Степин, В.С. Философия науки и техники: учебное пособие для вузов / В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М. : Контакт-Альфа, 1995. – 384 с.

7. Тяпин, И.Н. Философские проблемы технических наук: учебное пособие / И.Н. Тяпин. – Вологда: ВоГТУ, 2012. – 158 с.

8. Философия математики и технических наук: учебное пособие для студентов, соискателей и аспирантов технических специальностей / под общ. ред. С.А. Лебедева. – М.: Академический проект, 2006. – 777 с.

9. Черняк, В.З. История и философия техники: пособие для аспирантов / В.З. Черняк. – М.: КНОРУС, 2006. – 572 с.

10. Шаповалов, В.Ф. Философия науки и техники: о смысле науки и техники и о глобальных угрозах научно-технической эпохи: учебное пособие / В.Ф. Шаповалов. – М.: Гранд: ФАИР-Пресс, 2004. – 309 с.

Перечисленные выше учебники и учебные пособия рекомендуются к использованию по всему курсу философии техники. Кроме этого, к каждой теме курса рекомендуется дополнительная литература.

Существенную помощь изучающим первоисточники по курсу философии техники окажут энциклопедии, хрестоматии и антологии:

1. Надеждин, Н.Я. История науки и техники / Н.Я. Надеждин. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 621 с.

2. Хрестоматия по истории науки и техники/ под ред. Ю.Н. Афанасьева, В.М. Орла. – М.: РГГУ , 2005. – 700 с.

3. Шейпак, А.А. История науки и техники: материалы и технологии: в 2-х ч. / А. А. Шейпак. – Изд. 3-е, изм. и доп. – М.: МГИУ, 2010.

Требования к содержанию и оформлению контрольных работ.

Одним из видов учебной деятельности является выполнение контрольной работы. Тема контрольной работы определяется студентом по предложенному перечню (см. Приложение 1) с учётом последней цифры шифра зачётной книжки. Например, если шифр заканчивается на «2», студент может выбрать одну из тем под номером 2, 12, 22, 32 и т.д.

Приступая к выполнению контрольной работы, студент усваивает материал учебника (учебного пособия), изучает дополнительную литературу по теме и определяет круг вопросов, подлежащих освещению. Далее для написания работы составляется план, включающий введение, основную часть и заключение.

Во введенииобосновывается актуальность темы, её место в курсе философии техники, связь с другими узловыми проблемами, а также с современными задачами науки и практики.

В основной частираскрывается содержание работы по 3-5 наиболее важным вопросам темы.

В заключенииподводится итог, формулируются общие выводы по теме.

Введение и заключение представляют важную часть контрольной работы и по тому, насколько точны и чётки выводы, можно судить о степени подготовленности и эрудированности автора в вопросах данной темы, о его способности самостоятельно осмысливать философские проблемы.

Качество выполняемой работы зависит от того, насколько аргументировано студент излагает свое понимание проблем изучаемой темы, делая обязательные ссылки внизу листа на изученную философскую и научную литературу с указанием автора, названия работы, места и года издания, страницы. (Например: Орешников, И.М. Философия техники и инженерной деятельности: учебное пособие. – Уфа: Изд-во УГНТУ, 2008. – С. 89; Олейников, Ю.В. Социальный аспект современной технико-технологической модернизации // Философские науки. – 2010. – № 9. – С. 43).

Общий объём работы – не менее 22-25 страниц.

Письменная работа оценивается прежде всего по тому, насколько самостоятельно и полно студент излагает теоретические вопросы, используя знание научной и философской литературы по данной теме. Поэтому для более полного представления о круге вопросов, относящихся к изучаемой теме, следует пользоваться не только учебником, но и литературой, самостоятельно подбираемой студентом в количестве не менее трёх наименований – монографий, статей из журналов и т.д.

Письменное оформление работы отражает культуру умственного труда, а потому имеет исключительно важное значение. На титульном листе работы необходимо указать факультет, наименование темы, группу, фамилию и инициалы автора, шифр и домашний адрес. На следующем листе оформляется план работы с указанием страниц соответствующих разделов. Текст работы структурируетсяв соответствии с составленным планом, т.е. разбивается на разделы (подразделы), и каждый раздел (подраздел) обязательно должен иметь соответствующий заголовок (название).

Оставляются поля для возможных замечаний рецензента; страницы должны быть пронумерованы. В конце работы приводится список используемой литературы, где перечень трудов дается в алфавитном порядке с указанием фамилии и инициалов автора, названия работы, места и года издания, количества страниц.

Работа должна быть подписана с указанием даты её выполнения.

На каждую работу преподаватель-консультант даёт письменное заключение, которое предъявляется студентом преподавателю перед сдачей зачёта.

Если работа не отвечает вузовским требованиям, то после исправления недостатков она должна быть представлена на повторную проверку.

Без предъявления прорецензированной контрольной работы студенты не допускаются к сдаче зачёта.

Консультации в течение семестра до начала экзаменационной сессии проводятся в университете каждый месяц в каб. № 404 учебного корпуса №1 (кафедра философии).

Семинарские занятия, проводимые во время экзаменационной сессии, призваны оказать помощь студенту в его самостоятельной работе. К семинарам следует заранее готовиться: прочитать учебную литературу по изучаемым вопросам, осмыслить материал и продумать ответы на контрольные вопросы и задания. По каждой теме семинарского занятия предлагаются дополнительная литература, которую можно использовать для подготовки контрольных работ, выступлений и докладов.

Завершающим этапом изучения курса философии техники является сдача зачёта. Вопросы для подготовки к зачёту даны в Приложении 2.

Наши рекомендации