МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ. Программа учебной дисциплины «Уголовное право» предусматривает следующие виды учебной работы:
Программа учебной дисциплины «Уголовное право» предусматривает следующие виды учебной работы:
- лекции;
- практические (семинарские) занятия;
- самостоятельную работу обучающихся.
Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы знаний по дисциплине, раскрывать состояние и перспективы развития уголовного права как отрасли права и как науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и дискуссионных вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления. Главная задача лекционного курса – сформировать у обучающихся системное представление об изучаемом предмете, обеспечить усвоение основополагающего учебного материала, а также методов применения полученных знаний.
Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:
- изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;
- логичность, четкость и ясность в изложении материала;
- возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности обучающихся;
- связь теоретических положений и выводов с практикой.
Преподаватель, читающий лекционный курс, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике виды лекций (вводная, установочная, основная, обзорная, проблемная, итоговая), их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.
Ввиду небольшого объема лекционных часов по всем формам обучения лекция не направлена на полное раскрытие соответствующей темы курса.
Лектор дает рекомендации к самостоятельному освоению темы и разъясняет наиболее актуальные и сложные вопросы темы. Необходимое внимание должно быть уделено изменениям уголовного законодательства и практики его применения, не отраженным в учебной литературе.
Практические (семинарские) занятия служат важным связующим звеном между теоретическим освоением данной дисциплины и применением ее положений на практике. Они способствуют развитию самостоятельности обучающихся, более активному освоению учебного материала, являются важной предпосылкой формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров.
Более эффективному восприятию и усвоению обучающимися изученного материала способствует проведение практических занятий в компьютерном классе института с использованием справочно-правовых систем «КонсультантПлюс» и «Гарант», а также официальных интернет-сайтов федеральных органов законодательной и исполнительной власти, судов общей юрисдикции РФ.
Часть практических занятий (16 часов) проводится в интерактивных формах (брейн-ринг, каждый учит каждого, займи позицию, модельный судебный процесс и др.). В педагогическом процессе интерактивные методы обучения, построенные на коммуникации, представляют собой специально организованную взаимообусловленную деятельность обучающего и обучающихся, в которой операционные теоретические знания переводятся в практическую плоскость.
При проведении практических занятий по уголовному праву используется такая форма, как разбор конкретных ситуаций (при решении задач и при обсуждении реальных судебных решений), в ходе которых студент учится юридически грамотно и корректно мотивировать свою позицию по вопросам уголовного права в устной и письменной форме. В конце таких занятий целесообразно акцентировать внимание обучающихся на распространенных ошибках и пояснять причины их возникновения.
Самостоятельная работа обучающихся осуществляется под руководством преподавателя, который ориентирует их на изучение нормативного и теоретического материала, материалов судебной практики, подготовку к практическим занятиям, выполнение домашних заданий, подготовку к контрольным работам, написание и защиту курсовой работы, подготовку к семестровым зачету и экзамену. В рамках изучения дисциплины «Уголовное право» необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы обучающихся, задания для самостоятельной работы желательно составлять из базовой и дополнительной частей. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.