История создания и этапы развития Государственной
автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»
Впервые идея использования средств автоматизированной обработки информации в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний была официально выражена в Концепции создания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 12 июля 1994 года. Идеи Концепции нашли свое нормативно-правовое подтверждение и развитие в принятых в 1994-1995 годах указах Президента Российской Федерации "О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» [8], «Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» [9] (на сегодняшний день утратил силу), "Об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» [10].
На основе этих документов была выстроена схема создания и управления ГАС «Выборы» с учетом особенностей страны - огромная территория, 89 субъектов Российской Федерации, большое количество часовых поясов, более 90 тысяч избирательных участков, образуемых в период проведения федеральных выборов. Очевидно, что подготовка и гласное проведение демократических выборов в таких условиях сопряжены с необходимостью решения множества сложных организационных и технологических проблем, немалыми финансовыми затратами.
Государственным заказчиком системы была определена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1995 года № 861 при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации создан Федеральный центр информатизации (ФЦИ), которому было поручено решать задачи организационного, технического, информационного и методического обеспечения ГАС «Выборы», включая разработку стратегии дальнейшей информатизации избирательной системы России. За ФЦИ закреплен на праве оперативного управления имущественный комплекс автоматизированной системы.
Разработка и создание ГАС «Выборы» в основном завершились в первом квартале 1996 года. После предварительных испытаний ГАС «Выборы» была принята в опытную эксплуатацию.
Начиная с 1996 года все мероприятия по разработке и опытной эксплуатации ГАС «Выборы» осуществлялись в соответствии с Федеральной целевой программой развития ГАС «Выборы» на 1996-2000 годы.
В постоянную эксплуатацию система принята в июне 2000 года после проведения государственных испытаний и подписания акта Государственной комиссией.
За прошедшее время ГАС «Выборы» эффективно использовалась при проведении не только выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, но и региональных кампаний, местных выборов и референдумов. Система стала неотъемлемым элементом демократического избирательного процесса, важным инструментом в развитии политических и социальных процессов в нашем обществе. ГАС «Выборы» зарекомендовала себя как уникальная система, обеспечивающая высокую степень надежности и работоспособности, беспристрастно и объективно отражающая ход каждой избирательной кампании и ее итоги.
Комплексы средств автоматизации ГАС «Выборы» организованны в виде четырехуровневой иерархической структуры. Верхний (первый) уровень системы представляет собой комплекс средств ЦИК Российской Федерации, второй уровень системы - комплексы средств автоматизации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, третий уровень - комплексы средств автоматизации окружных избирательных комиссий, четвертый уровень - комплексы средств автоматизации территориальных избирательных комиссий. Развитие системы предусматривает в дальнейшем автоматизацию участковых избирательных комиссий и создание комплексов средств автоматизации пятого уровня - комплексы средств автоматизации участковых избирательных комиссий.
Комплексы средств автоматизации всех уровней состоят из технического, программного и информационного обеспечения, объединенных в информационно - коммуникационную сеть передачи данных.
1.2 Информационные гарантии избирательных прав граждан применительно к Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»
В Федеральном законе «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» перечислены основные принципы использования, эксплуатации и развития государственной автоматизированной системы, начиная именно с принципа соблюдения конституционных прав граждан, а в преамбуле закрепляется норма, по которой использование ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме.
В свое время великий языковед С.И. Ожегов определял понятие гарантии как "ручательство, порука в чем-нибудь, обеспечение"[11]. Собственно в этом смысле оно происходит от франц. garant - порука, поручительство, коими являются государство, учреждения, организации, любое физическое или юридическое лицо, предоставляющие гарантию.
В справочной юридической литературе гарантии связываются с законностью (англ. guaranties of legality), т.е. обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, обеспечивающая законность и тем самым формирующая состояние социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии, правовому государству. Гарантии законности подразделяются на два вида: общие (экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные) и специальные (юридические).
Гарантии избирательных прав (англ. guarantees of electoral rights) - правовые, организационные, информационные средства обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации, относятся к специальным гарантиям законности, хотя при их реализации важными факторами выступают экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные условия.
В целом справочные определения понятия гарантий дают представление об этом важнейшем институте реализации избирательных прав граждан. Однако содержание гарантий, в том числе и избирательных, затрагивает более широкий спектр отношений и совокупность характеристик определяющих их содержание.
Конечно, по вопросам гарантии обеспечения избирательных прав граждан в Российской Федерации при проведении выборов с использованием ГАС «Выборы» у правоведов существуют различные мнения по теоретическим и содержательным характеристикам данного института, определяющего демократические начала не только избирательной системы, но и политико-правовой системы в целом.
Дискуссионные моменты характеризуют само понятие "гарантии" и другие составные части категориального аппарата, содержание гарантий, соотношение условий и средств реализации гарантий в избирательной системе, систему гарантий в механизме реализации конституционных прав, приоритетность базовых начал гарантий, соотношение различных предпосылок в реализации гарантий, проблемы классификации гарантий, структуру юридических гарантий, допустимый объем санкций, применяемый в обеспечении гарантий избирательных прав и т.д.
Неоднозначно употребляется и сама категория гарантий. Некоторые используют понятие "гарантии избирательных прав граждан" (А.Е. Постников, А.А. Смольяков), другие пишут просто о "гарантиях избирательных прав" (С.А. Авакьян, А.Е. Штурнев), третьи просто используют понятие "гарантии свободы выборов" (А.В. Зиновьев, В.Б. Сергейчук), хотя речь идет об обозначении одного и того же явления.
Рассматривая данную проблему, важно отметить, что гарантии избирательных прав в целом выступают важным средством постоянного их совершенствования, их реального осуществления, а в необходимых случаях - и эффективной защиты от возможных нарушений. Вместе с тем по родовому понятию гарантий в литературе имеются определенные разночтения, что, собственно, понятно, поскольку этими проблемами занимались представители различных школ, направлений, имеющие к тому же и ярко выраженные авторские позиции.
Гарантии в первую очередь следует понимать как избирательные права и права на участие в референдуме, установленные Конституцией Российской Федерацией, законом, иным нормативным правовым актом, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Такое понимание совпадает с легальной дефиницией этого понятия, закрепленного в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» [4].
Рассматривая гарантии избирательных прав граждан, нас в первую очередь интересуют информационные гарантии избирательных прав, которые почти не затрагиваются в исследовательской литературе.
Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является важной гарантией реализации прав граждан Российской Федерации.
Гарантия реализации избирательных прав граждан Российской Федерации, в свою очередь, основана на таких принципах, как гласность, достоверность, оперативность и полнота информации о выборах и референдуме.
Анализ норм, закрепляющих реализацию каждого из этих принципов в системе гарантий избирательных прав граждан, позволяет сделать ряд выводов и сформулировать предложения, направленные на осмысление взаимосвязи положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федерального закона «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» [6].
Об обеспечении реализации описанных выше принципов будет рассказано в следующей главе настоящей работы. Кроме того будут затронуты некоторые проблемы, связанные с практическим использованием ГАС «Выборы».
Глава 2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ ГРАЖДАН ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «ВЫБОРЫ»