III. Сообщение темы и целей урока. Работа над новым материалом
Задание 279.
Сравнивают разные способы вычитания числа с переходом через десяток и выявляют наиболее удобный из них. Находят значения разностей удобным способом.
Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились,
Все люди дивились.
Задание 280.
– Найдите значения выражений.
– Какие выражения первого столбика помогли вычислить значения выражений второго столбика? (15 – 6 (15 – 5 – 1), 14 – 7 (14 – 4 – 3), 12 – 8 (12 – 2 – 6), 13 – 9 (13 – 3 – 6).)
Задание 281 (работа в парах).
Составляют и решают задачу по началу текста и схеме. Сравнивают задачи друг друга.
IV. Закрепление пройденного материала.
Задание 282.
– Установите закономерность расположения чисел в схеме. (9, 5, 10.)
Записывают по схеме суммы и их значения.
Задание 283.
– Отгадайте загадку. (Квадрат – 3, 6.) Назовите признаки квадрата. (Все углы прямые, все стороны равны.) Назовите остальные многоугольники. (Четырехугольники, прямоугольники.)
V. Итог урока. Рефлексия.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Какие задания у вас вызвали затруднения?
– Что было легко?
– Что вам дал этот урок?
Урок 120
Состав числа 16
Цели деятельности учителя: способствовать развитию умений определять состав числа 16, выполнять действия сложения на основе знания таблицы сложения и приема прибавления числа по частям, применять разные способы нахождения разностей; создать условия для нахождения математической закономерности.
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают состав числа 16; умеют выполнять действия сложения на основе знания таблицы сложения и приема прибавления числа по частям, применять разные способы нахождения разностей, находить математическую закономерность.
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу; выражают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; в сотрудничестве с учителем, классом находят несколько вариантов решения учебной задачи.
Познавательные: строят небольшие математические сообщения в устной форме (2–3 предложения); осуществляют анализ объекта; под руководством учителя проводят аналогию и на ее основе строят и в несложных случаях проверяют выводы по аналогии; самостоятельно выполняют эмпирические обобщения на основе сравнения изучаемых математических объектов и формулируют выводы.
Коммуникативные: принимают различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии; адекватно используют средства речевого общения; корректно формулируют и отстаивают свою точку зрения.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Подготовка учащихся к работе на занятии, проверка рабочего места.