Интернет-аукционы: понятие и классификация, технологический цикл. Риски участников интернет-аукционов
Интернет-аукцион — это аукцион, который организуется посредством сети Интернет. В отличие от обычных аукционов, интернет-аукционы проводятся не на основе личного участия в них покупателей, а дистанционно.
Интернет-аукционы обладают целым рядом преимуществ по сравнению с традиционной формой их проведения:
• участниками аукциона могут быть все желающие независимо от их физического местонахождения;
• Интернет делает возможным выставление на аукцион гораздо большего числа предметов по сравнению с традиционной формой его проведения;
• участникам аукциона доступна самая подробная информация о выставляемых на продажу предметах, кроме того, претенденты на конкретный товар могут при помощи электронной почты или других средств коммуникации связаться с продавцом для получения дополнительной информации. Подробная информация помогает участникам лучше познакомиться с продаваемыми товарами.
Можно выделить следующие разновидности аукционов в Интернете:
1. По аудитории участников:
§ В2В (промышленные);
§ В2С;
§ С2С.
2. По длительности торгов:
§ в течение нескольких недель;
§ в течение нескольких дней;
§ в течение нескольких часов.
3. По технологии:
§ online — все процессы проведения аукционных торгов осуществляются через Интернет;
§ live — трансляция в Интернете реальных, живых аукционов. Это аукционы, которые проводятся не в Интернете, однако желающие могут сделать ставку через Интернет;
§ offline — в Интернете размещается описание лотов реальных аукционов, расписание торгов. Для покупателей существует возможность подать через Интернет заявку на участие в аукционе.
4. По охвату посетителей:
§ для всего мира;
§ для одной страны;
§ для одного города (региона);
§ для внесших предоплату;
§ для предварительно отобранных участников.
5. По широте ассортимента товаров:
§ узкоспециализированные аукционы — реализуют отдельные подгруппы и виды товаров;
§ специализированные аукционы — реализуют товары одной или нескольких товарных групп;
§ универсальные аукционы — реализуют товары различных товарных групп.
6. По сопровождению торгов:
§ аукцион с полным сопровождением — аукцион участвует в процессе оценки, доставки, платежей, уплаты налогов и т. п.;
§ аукцион с неполным сопровождением — аукцион выступает только посредником между продавцом и покупателем.
7. В зависимости от направления изменения цены:
§ аукцион с повышением цены — продавец выставляет товар и указывает начальную цену товара, далее покупатели вступают в конкурентную борьбу, назначая цены выше начальной. Торги прекращаются, когда истекает срок проведения аукциона;
§ аукцион с понижением цены (голландский аукцион) — начальная цена устанавливается преувеличенно высокой и в процессе торгов автоматически уменьшается через заданные промежутки времени. Уменьшение цены прекращается, как только покупатель останавливает аукцион, соглашаясь приобрести товар по текущей цене;
§ двойной аукцион — предложения поступают одновременно и от покупателя и от продавца, в результате чего устанавливается равновесная цена.
При проведении аукционных торгов как организаторы интернет-аукционов, так и участники торгов несут определенные риски.
Угрозой для организаторов интернет-аукционов со стороны участников торгов является торговля нелегитимным товаром.
Для участников интернет-аукционов возможны следующие риски.
1. Несанкционированный сбор информации о клиентах сторонней организацией, получившей каким-либо образом доступ к базе данных интернет-аукциона.
2. «Виртуальные жулики». Еще более серьезную угрозу для интернет-аукционов представляет собой интернет-мошенничество, которое может принимать разнообразные формы:
§ самый распространенный вариант мошенничества на онлайновых аукционах — это выставление на продажу несуществующих товаров, когда победитель торгов отправляет деньги на счет продавца и не получает ничего взамен;
§ в связи с тем, что по правилам аукционных торгов аукцион не несет ответственность за качество товара, достаточно велика вероятность приобретения товара ненадлежащего качества или подделки;
§ искусственное создание ажиотажа вокруг лота группой лиц, которые постоянно делают ставки, повышая цену товара, и ждут, когда в игру вступит какой-нибудь новичок и сделает последнюю ставку, в итоге аукцион закрыт, а цена на лот взвинчена;
§ имеются также способы мошенничества при помощи ворованных кредитных карт.
Риски, возможные для участников интернет-аукционов, также представляют опасность и для организатора аукциона в связи с тем, что возникновение подобных ситуаций снижает доверие пользователей аукциона.