Интернет-аукционы: понятие и классификация, технологический цикл. Риски участников интернет-аукционов

Интернет-аукцион — это аукцион, который организуется посред­ством сети Интернет. В отличие от обычных аукционов, интер­нет-аукционы проводятся не на основе личного участия в них поку­пателей, а дистанционно.

Интернет-аукционы обладают целым рядом преимуществ по сравнению с традиционной формой их проведения:

• участниками аукциона могут быть все желающие независимо от их физического местонахождения;

• Интернет делает возможным выставление на аукцион гораздо большего числа предметов по сравнению с традиционной фор­мой его проведения;

• участникам аукциона доступна самая подробная информация о выставляемых на продажу предметах, кроме того, претенден­ты на конкретный товар могут при помощи электронной поч­ты или других средств коммуникации связаться с продавцом для получения дополнительной информации. Подробная информация помогает участникам лучше познакомиться с прода­ваемыми товарами.

Можно выделить следующие разновидности аукционов в Интер­нете:

1. По аудитории участников:

§ В2В (промышленные);

§ В2С;

§ С2С.

2. По длительности торгов:

§ в течение нескольких недель;

§ в течение нескольких дней;

§ в течение нескольких часов.

3. По технологии:

§ online — все процессы проведения аукционных торгов осу­ществляются через Интернет;

§ live — трансляция в Интернете реальных, живых аукционов. Это аукционы, которые проводятся не в Интернете, однако желающие могут сделать ставку через Интернет;

§ offline — в Интернете размещается описание лотов реальных аукционов, расписание торгов. Для покупателей существует возможность подать через Интернет заявку на участие в аук­ционе.

4. По охвату посетителей:

§ для всего мира;

§ для одной страны;

§ для одного города (региона);

§ для внесших предоплату;

§ для предварительно отобранных участников.

5. По широте ассортимента товаров:

§ узкоспециализированные аукционы — реализуют отдельные подгруппы и виды товаров;

§ специализированные аукционы — реализуют товары одной или нескольких товарных групп;

§ универсальные аукционы — реализуют товары различных то­варных групп.

6. По сопровождению торгов:

§ аукцион с полным сопровождением — аукцион участвует в процессе оценки, доставки, платежей, уплаты налогов и т. п.;

§ аукцион с неполным сопровождением — аукцион выступает только посредником между продавцом и покупателем.

7. В зависимости от направления изменения цены:

§ аукцион с повышением цены — продавец выставляет товар и указывает начальную цену товара, далее покупатели вступают в конкурентную борьбу, назначая цены выше начальной. Тор­ги прекращаются, когда истекает срок проведения аукциона;

§ аукцион с понижением цены (голландский аукцион) — началь­ная цена устанавливается преувеличенно высокой и в процессе торгов автоматически уменьшается через заданные проме­жутки времени. Уменьшение цены прекращается, как только покупатель останавливает аукцион, соглашаясь приобрести товар по текущей цене;

§ двойной аукцион — предложения поступают одновременно и от покупателя и от продавца, в результате чего устанавлива­ется равновесная цена.

При проведении аукционных торгов как организаторы интер­нет-аукционов, так и участники торгов несут определенные риски.

Угрозой для организаторов интернет-аукционов со стороны уча­стников торгов является торговля нелегитимным товаром.

Для участников интернет-аукционов возможны следующие риски.

1. Несанкционированный сбор информации о клиентах сторон­ней организацией, получившей каким-либо образом доступ к базе данных интернет-аукциона.

2. «Виртуальные жулики». Еще более серьезную угрозу для интер­нет-аукционов представляет собой интернет-мошенничество, кото­рое может принимать разнообразные формы:

§ самый распространенный вариант мошенничества на онлайно­вых аукционах — это выставление на продажу несуществующих товаров, когда победитель торгов отправляет деньги на счет продавца и не получает ничего взамен;

§ в связи с тем, что по правилам аукционных торгов аукцион не несет ответственность за качество товара, достаточно велика ве­роятность приобретения товара ненадлежащего качества или подделки;

§ искусственное создание ажиотажа вокруг лота группой лиц, ко­торые постоянно делают ставки, повышая цену товара, и ждут, когда в игру вступит какой-нибудь новичок и сделает послед­нюю ставку, в итоге аукцион закрыт, а цена на лот взвинчена;

§ имеются также способы мошенничества при помощи ворован­ных кредитных карт.

Риски, возможные для участников интернет-аукционов, также представляют опасность и для организатора аукциона в связи с тем, что возникновение подобных ситуаций снижает доверие пользовате­лей аукциона.

Наши рекомендации