Психология аудитории Интернета

Одна из главных особенностей посетителей WWW состоит в том, что они не любят читать тексты информационных страниц полностью и в большинстве случаев просто бегло просматривают их. По данным исследований, в WWW тексты читают менее 30% пользователей.

Это обусловлено несколькими причинами. Во-первых, читать текст на экране компьютера очень утомительно для глаз. Скорость чтения намного ниже, чем с обычной бумаги. Естественно, что люди стараются читать как можно меньше.

Во-вторых, Web – этосреда динамичного информационного обмена информацией. У пользователей попросту не хватает времени на чтение больших статей и книг. зачастую человек предпочитает распечатать даже самый малый по объему текст, чтобы в свободное время спокойно прочитать его.

В-третьих, web- это виртуальная среда, весьма разнообразная по содержанию и конкурентная по существу. Поэтому пользователь всегда знакомится с источниками Интернета с некоторым чувством недоверия (существуют и другие сайты, которые, возможно, содержат более полную и качественную информацию). Следует учесть, что в Web содержится огромное количество никчемных публикаций. Поэтому читатели предпочитают открывать сразу несколько страниц и искать самое интересное на каждой из них.

2.2. «Раскрутка» сайта

Любой web-сайт подобен магазину, независимо от того продает ли он что-то или является исключительно некоммерческим проектом, он создается для людей. Поэтому, как и любой магазин, сайт борется за каждого посетителя, которому он мог бы быть интересен. Для того, чтобы привлечь пользователя на web-страницу, применяется множество способов.

2.2.1 Поисковые системы

Поисковые системы- это, пожалуй, самый эффективный способ «раскрутки», который привлекает на сайт заинтересованных посетителей. Чем больше, по мнению поисковика, тематика страницы соответствует запросу пользователя, выраженному в ключевых словах, тем выше она расположена среди других результатов поиска. Web-сайты, занимающие места в первой десятке поисковых систем Yandex или Rambler по таким запросам, как «новости», «компьютер» или «футбол», могут получить сотни тысяч посетителей за месяц. Существует огромное количество популярных запросов, однако, из-за высокой конкуренции, молодой проект может попросту затеряться среди крупных сайтов.

Работа любой поисковой системы основана на фильтрации ее базы данных результатов по запросам посетителей. Чтобы сайт был «зачислен» в базу данных поисковой системы, владелец должен зарегистрировать его и дождаться, пока специальные роботы проанализируют содержание web-страницы. Поисковые системы включают пять программных компонент:

1. spider (паук) – программа, подобная браузеру, которая скачивает web-страницы.

2. crawler (путешествующий) – это робот, который просматривает web-страницы и проходит по всем ссылкам, которые они содержат. Его задача – определить дальнейший путь программы spider.

3. indexer (индексатор) - программа, которая разбивает web-страницу на части и анализирует их.

4. the database - база данных, в которой содержатся все просмотренные роботами страницы.

5.search engine results engine – система извлечения результатов поиска из базы данных. Эта программа решает, какие страницы наиболее удовлетворяют запросу пользователя.

Когда пользователь вводит ключевое слово и начинает поиск, поисковая система отбирает результаты на основании следующих критериев:

• Title (заголовок web-страницы) - Присутствуют ли ключевые слова запроса в заголовке?

• Domain/URL (домен/ URL адрес) - Присутствует ли ключевые слова в имени домена или в адресе страницы?

• Density (плотность) - Какова плотность ключевых слов относительно общего содержания страницы?

• Meta Information (мета информация) – Содержимое web-страницы характеризуется специальным тегом <META>.

• Outbound Links (ссылки наружу) – Есть ли на сайте ссылки на другие ресурсы сети и встречаются ли там ключевые слова?

• Inbound Links (внешние ссылки) - Кто в Web ссылается на данный сайт? Каков текст ссылки?

• Insite Links (внутренние ссылки) – Есть ли ключевые слова в ссылках на другие страницы этого же сайта?

2.2.2 Оптимизация web-страницы

Раскрытие секретов работы поисковых систем привело к появлению нового течения в среде создания web-сайтов. Web- мастера начали работать над улучшением релевантности (позиции страницы среди других, найденных поисковой системой). Подобная деятельность называется оптимизацией, сущность которой заключается в подборе оптимальных сочетаний ключевых слов для web-страницы. Есть смысл выбирать разные ключевые слова для разных страниц сайта, чтобы пользователь мог найти сайт по разным запросам.

Ключевые слова обычно включают в название страницы (TITLE), в заголовки (H1, H2, H3 и т.д.), в подсказки к графическим элементам (IMG ALT=”...”), в текст гиперссылок и в обычный текст.

Кроме ключевых слов, в некоторых поисковых системах большое значение при позиционировании той или иной web-страницы в результатах поиска имеет так называемый индекс цитируемости, который зависит от того, сколько других сайтов в Интернете ссылается на данный, какой тематики эти сайты и какой текст ссылок.

Лучше всего приступать к оптимизации, когда сайт еще не зарегистрирован в поисковых системах. В процессе подготовки ключевых слов, нужно определить общую тематику сайта, так как напрямую от этого будет зависеть посещаемость.

Мета теги

Мета теги служат для общего описания HTML-документа. Сейчас существует множество разных мнений об их эффективности, но используют их почти все. Вот список основных мета тегов, которые требуются для описания содержания web-страницы:

· <META NAME="title" CONTENT="Здесь обозначается название страницы (можно просто скопировать содержание элемента TITLE или придумать что-нибудь еще) "

· <META NAME="keywords" CONTENT="Здесь указываются ключевые слова, которые характеризуют содержание данной страницы">

· <META NAME="description" CONTENT="Указывается краткое содержание документа">

Писать нужно только те ключевые слова (keywords), которые встречаются странице. Не нужно стараться написать их как можно больше, достаточно лишь нескольких фраз.

Содержание (description) необходимо написать кратко и понятно. При этом оно должно отражать главную тему проекта. Некоторые поисковые системы используют этот атрибут для краткого описания web-страницы, которое пользователь воспринимает как анонс того, что его ждет на сайте.

Вот простой пример составления meta-тегов:

<html>
<head>
<title>Продажа автомобилей. Только лучшие машины!</title>
<meta http-equiv="KEYWORDS" content="заказ лучших автомобилей, BMW, Mercedes, Volvo, Mazda, Nissan">
<meta http-equiv="DESCRIPTION" content="Интернет магазин: вы можете купить машину прямо здесь! Низкие цены и широкий выбор!">

</head>
<body>
</body>
</html>

2.2.3. Другие способы «раскрутки» сайта

Общие и специализированные каталоги

Специализированные каталоги, как и поисковые системы, являются прекрасным инструментом для привлечения на сайт целевой аудитории - людей, которые интересуются темой web-сайта, а не случайных посетителей. Общие каталоги являются не таким мощным инструментом раскрутки, так как предлагают пользователю очень большое количество разных ссылок, среди которых ваш сайт может легко затеряться. Тем не менее, многие web-мастера регистрируют свои проекты и там и там.

Рейтинги

Рейтинги отличаются от каталогов тем, что в них ведется постоянный учет статистики посещений сайтов-участников. Чем больше у сайта популярность, тем выше он поднимается на страницах рейтингов. Как правило, регистрация сайта в таких системах требует размещения обратной графической ссылки (кнопки). Подобные изображения, установленные на странице в большом количестве, увеличивают время ее загрузки и искажают общий дизайн. Поэтому, если и регистрировать сайт в рейтингах, то только в самых главных (Mail.ru и Rambler’s Top 100).

Обмен ссылками

Этот способ сейчас очень широко распространен в Web. Практически на любом сайте можно увидеть графические или текстовые ссылки, которые ведут на другие проекты со схожей тематикой. Обычно обмен производится между сайтами с приблизительно одинаковой посещаемостью.

Обмен ссылками может значительно улучшить посещаемость сайта, так как пользователи все еще доверяют такой «взаимной рекламе». Но при использовании этого метода нужно внимательно следить за статистикой посещения сайта. Часто случается, что посетители видят ссылки и сразу переходят по ним на другие сайты, закрывая исходный. Если такая ситуация сложилась, то следует подумать о прекращении сотрудничества.

Форумы и доски объявлений

Довольно часто люди пытаются рекламировать свои сайты в специальных форумах и на досках объявлений. Такой метод тоже может оказаться эффективным. Здесь все зависит от места рекламы и качества рекламного текста. Если доски объявлений созданы в основном для рекламы, то форумы – это место общения определенной группы людей с общими интересами. Как правило, любой человек, зарегистрировавшийся на форуме, может свободно обмениваться сообщениями с другими участниками. Однако, если эти сообщения будут носить сугубо рекламный характер, то можно подвергнуться резкой критике со стороны других посетителей. Объявления приветствуются лишь в двух случаях. Первый – когда оно размещено в соответствующем месте, отведенном под рекламу. Второй – когда оно публикуется в помощь другим людям. Поэтому, прежде чем рекламировать сайт на форуме, нужно изучить его специфику.

Правильное использование всех вышеприведенных методов может значительно повысить посещаемость сайта, но всегда стоит помнить, что любой web-сайт должен, в первую очередь, предлагать пользователю полезную и качественную информацию. Поэтому, прежде чем раскручивать сайт, нужно еще раз подумать, будет ли он кому-нибудь полезен?

3. Баннерная реклама

3.1 Зачем в сети баннер?

Каждый человек, когда либо подключавшийся к Web, замечал на страницах сайтов красочные картинки, которые пытаются завлечь посетителя на другой web-сайт. Эти картинки называются баннерами (banner – англ. плакат, флаг). За установку баннера в большинстве случаев хозяин сайта получает вознаграждение, которые согласовывается с рекламодателем. Оно бывает двух видов:

· За показы

Как правило, цена согласовывается за 1000 и более показов. Обычно содержание кликов по баннеру (CTR) в ощем числе просмотров сайта составляет менее 2%. То есть, обычно из ста посетителей только один или двое нажимают на баннер и переходят по гиперссылке на другой сайт. Часто этот показатель бывает еще ниже, но встречаются и удачные баннеры, процент кликов по которым превышает 20% от общего количества показов.

· За клики

Рекламодатель оплачивает каждый клик по баннеру. Обычно за одного посетителя платят около 2-х центов. Но цена может легко изменяться в зависимости от качества целевой аудитории. Например, если владелец тематического web-сайта с общим названием «Об уходе за собаками» договаривается о размещении рекламного баннера с поставщиком корма для собак, то цена за клик может возрасти в несколько раз.

Обычно вознаграждение имеет денежный эквивалент. Но иногда владельцы сайтов договариваются об обмене баннерами с другими сайтами или вступают в баннерные сети. Плата за размещение баннера достаточно мала и предоставление рекламных площадок под них выгодно лишь большим web-сайтам. Владельцы средних проектов редко зарабатывают на показах баннеров- слишком мало общее число их посетителей..

В современном Web внимание к баннерам постоянно падает. Это происходит из-за того, что некоторые сайты (в основном развлекательные) злоупотребляют размещением рекламы на своих страницах. Они буквально пестрят разными анимированными изображениями, зазывающими перейти на другие сайты. Из-за избытка баннеров время загрузки web-страницы значительно увеличивается, что раздражает пользователя. Кроме этого, описание сайтов, представленное на баннере, часто не соответствует их реальному содержимому. Все это приводит к тому, что подавляющее количество подключенных к Интернету людей теряют доверие к обычным баннерам. Люди просто перестают их замечать.

Несмотря на снижение интереса к баннерной рекламе, она по-прежнему является мощным инструментом продвижения сайтов в Web. Если ваш баннер сделан красиво, имеет интересный сюжет и размещен на видном месте, то вы вполне можете рассчитывать на успех.

3.2 Как создать эффективный баннер

Чтобы баннер имел успех, его необходимо выделить среди миллионов других красочных картинок. Ниже представлены некоторые советы по повышению эффективности работы баннера. Они достаточно известны и многие ими пользуются. Прежде всего, нужно определить цель баннера. Например:

1. Увеличение посещаемости сайта

2. Создание имиджа компании, товара, услуг, сайта и т.п.

При проектировании сюжета баннера, следует использовать слова, побуждающие к действию. Это очень важно правило, но не следует использовать фразы типа “Click here” или “Visit now!”. Эти слова сегодня попросту раздражают пользователя из-за их повсеместного применения. Намного лучше могут работать словосочетания типа «Прочитайте сейчас» или «Получите бесплатную информацию». Большое количество восклицательных знаков тоже может привлечь внимание пользователя, но он вряд ли кликнет по такому объявлению. Слишком часто подобные приемы использовались для обмана людей и вызывают у них отторжение. Поэтому, старайтесь не использовать больше одного восклицательного знака в одном баннере.

Иногда хорошие результаты может дать создание у посетителя ощущения, будто информация, размещенная на другом сайте, важнее той, которую он в данный момент читает. Если баннер призывает к безотлагательному действию, то пользователь с большей вероятностью может кликнуть по нему.

Баннер должен быть выполнен в простом и понятном стиле. У пользователя просто нет времени, чтобы разбираться в нем.

Облик баннера

Цветовая гамма баннера – основа его дизайна. Цвета должны привлекать внимание к баннеру, выделять его на фоне web-страницы.

При создании баннера рекомендуется руководствоваться двумя главными факторами: простота и полезность. Если баннер рекламирует нужную кому-то информацию и пользователь понимает это, то вероятность перехода на рекламируемый сайт резко возрастает.

Управление web-сайтом

Ваш web-сайт размещен на сервере и уже имеет свою аудиторию. Настоящая работа с ним только начинается. Чтобы пользователи любили заходить на сайт, нужно, прежде всего, организовать его постоянное обновление. Новости нужно обязательно вынести на главную страницу, чтобы пользователь сразу получал к ним доступ.

4.1. Анализ статистики

Когда проект заработал, и появились первые посетители, нужно начинать просматривать статистику. Такие рейтинги, как SpyLog.ru или Mail.ru предоставляют зарегистрировавшимся сайтам настоящие маркетинговые исследования их аудитории. Следите за тем, с каких поисковых систем и web-сайтов к вам приходят посетители, где они живут и какие у них технические параметры. Важно знать портрет пользователя, а не заниматься угадыванием. Тогда можно точно сфокусировать сайт на центральной теме, которая будет интересна большинству посетителей.

Работу по управлению web-сайтом можно разделить на две части: на техническую поддержку и работу с аудиторией. Все они служат миссии (главной цели) проекта. Если сайт создан просто для рекламы фирмы, то его целью является привлечение посетителей и создание у них положительного образа об услугах. Если сайт создан непосредственно для продаж, то его целью является не только привлечение пользователей и создание хороших впечатлений, но и продажа услуг. В любом случае, нужно бороться за удержание посетителя на сайте, так как доверие возрастает с каждым последующим визитом.

4.2. Эффект присутствия

Современный Интернет интересен возможностями интерактивной работы, обеспечивающей обратную связь. Когда посетитель Web находит сайт с интересной тематикой, у него возникает желание найти единомышленников, с которыми можно было бы поделиться идеями и впечатлениями. Создание на сайте разного рода опросов и голосований, форумов, организация конкурсов и викторин значительно повышает интерес аудитории и приводит к созданию целого сообщества людей, которым интересна тема сайта. Они приходят сами и зовут своих знакомых поучаствовать в дискуссиях. Это вовсе не значит, что нужно создавать большой портал с чатом, форумами, голосованиями и прочими программами, чтобы привлечь и удержать посетителей. Часто бывает достаточно лишь форума, чтобы к сайту проснулся большой интерес.

Творческие конкурсы интересны для большинства людей. В качестве призов лучше всего использовать услуги компании, владеющей сайтом. Главное, чтобы приз относился к теме сайта и был полезен победителю.

Опросы следует проводить по актуальной теме, иначе посетители будут игнорировать их. Например, опрос «Чего не хватает на сайте?» вряд ли привлечет большое количество энтузиастов, которые выскажут свое мнение- слишком он всем надоел.

Guest books (гостевые книги) - это специальные программы, благодаря которым пользователи могут оставлять свои отзывы и пожелания в форме сообщений, располагаемых на отдельной web-странице. В последнее время гостевые книги используются не так широко, как раньше. Это происходит по двум причинам. Первая – это существование в Web спамеров - людей, которые засоряют Интернет бестолковыми сообщениями. Гостевые книги содержат огромное количество бесполезной болтовни, которая, зачастую, отталкивает пользователей, которые хотят написать что-то важное. Вторая – это рост популярности форумов, которые вбирают в себя, в том числе, и функции гостевой книги. Тем не менее, гостевые книги по-прежнему хороши для небольших сайтов.

Системы обмена информацией (форумы, чаты, гостевые книги) требуют постоянного контроля. Для них нужно установить специальные правила и удалять сообщения пользователей, которые правилам не подчиняются. Если постоянно контролировать ситуацию и пресекать противоправные действия, людям будет приятно общаться, и у них сложится хорошее впечатление о сайте. Когда посетителей становится очень много, трудно уследить за всеми их действиями. В этом случае следует назначить администратора, который будет уполномочен удалять бестолковые сообщения.

4.3. Рассылка

Еще одним инструментом для придания сайту интерактивных качеств является рассылка электронных писем. Ее можно легко создать при помощи соответствующих сервисов, расположенных на Subscribe.ru или Mail.ru. Рассылка сближает людей с создателями сайта. Они часто направляют туда свои отзывы и вопросы, что, несомненно, помогает в дальнейшей работе по развитию проекта.

Материал для рассылки должен быть интересным и уникальным, тогда число подписчиков будет расти очень быстро. Рассылка может содержать разнообразную информацию. Все зависит от специфики подписчиков. Можно публиковать материалы в сжатом виде, предлагая обратится за полной версией к вашему Web-сайту. Когда рассылка имеет порядочное число подписчиков, для ее развития можно применить метод вопрос-ответ. То есть, предложить людям задавать вопросы, а других попросить на них отвечать. Автору придется иметь дело с большим числом корреспонденции, зато работа по сбору материала значительно облегчиться.

Лучше рассылать письма один - два раза в месяц, чтобы они были по-настоящему полезны для подписчика. Слишком частые сообщения могут раздражать людей. Если отправлять послания слишком редко, люди просто забудут о рассылке и очередное письмо могут счесть за спам и даже не прочитать его.

Наши рекомендации